Олег Нилов и Олег Николаев об обязательной фиксации показателей инфляции в каждом субъекте при принятии бюджета
см. также ↓7 июля Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 941480-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня основных характеристик бюджета показателем прогнозируемого уровня инфляции (потребительских цен)". С докладом по данному законопроекту выступил один из его авторов Олег Нилов. В поддержку данного законопроекта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Николаев.
Олег Нилов:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Законопроект был разработан ещё в 2015 году. Вместе с коллегой Ушаковым я его вносил в самый разгар роста инфляции на всё, особенно продукты, товары первой необходимости. Но, как показывает время, два года прошло, но опять надвигается какая-то угроза, во всяком случае, роста цен, особенно на продовольствие и товары первой необходимости. Разные причины, в том числе климатические. Итак, сегодня в действующей редакции пункта 1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса указано, что в законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит, профицит бюджета, а также иные показатели, установленные Бюджетным кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В федеральном бюджете мы, естественно, каждый год фиксируем инфляцию, то есть уровень потребительских цен декабря к декабрю предыдущего года, и как обязательный макроэкономический показатель эта фиксация в законе о федеральном бюджете закрепляется в статье 192 пункте 2 Бюджетного кодекса. Однако в законах субъектов Российской Федерации кодексом не закреплена обязанность отражения инфляции как обязательного макроэкономического прогнозного показателя: есть возможность, но обязательного требования нет. Естественно, в большинстве субъектов этот уровень инфляции не фиксируется. Могу привести в пример мой любимый регион Санкт-Петербург, в бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов такого прогнозного уровня инфляции нет.
Между тем, для каждого жителя субъекта очень важен именно этот субъектовый уровень инфляции для планирования своих расходов, доходов и, самое главное, что увеличение пенсий и социальных пособий, которые выплачиваются из бюджета субъекта, есть разные формы поддержки, индексации и не происходит. Вот почему мы предлагаем внести такую поправку и сделать обязательной фиксацию в каждом субъекте при принятии бюджета так, как это делаем мы при принятии федерального бюджета, расчета и фиксации законом о бюджете этого индекса потребительских цен, уровня инфляции.
Уважаемые коллеги, по-моему, всё очень ясно, и мы предлагаем распространить то, что делаем в федеральном бюджете, и то, что касается уровня инфляции, на субъекты. Это главная суть представляемого законопроекта.
Вы можете сказать: а зачем, Олег Анатольевич, пусть у вас в Петербурге или в Москве используют такой средне-российский уровень инфляции. Коллеги, это же разные цифры. Могу привести для справки, что в 2016 году инфляция по стране составила 5,4 %, а по Москве 6,2 %. Есть субъекты, где эта цифра гораздо больше.
Поэтому для порядка, четкости и точности давайте и обяжем наших региональных коллег считать, прогнозировать и, соответственно, оказывать поддержку и помощь своим гражданам, исходя из субъектового уровня инфляции.
Спасибо.
Выступление Олега Николаева:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, добрый день!
Норма, с одной стороны, присутствует, но, к сожалению, реальные цены, которые как раз и отражают уровень этой инфляции, очень сильно отличаются от тех показателей, которые закладываются и в федеральный бюджет, и в бюджеты субъектов и, соответственно, муниципалитетов. Народ у нас уже умеет считать, и очень часто и в рамках работы на региональной неделе, и на иных встречах люди задают очень серьёзные вопросы: почему цены на продукты питания растут в разы больше, чем реальная публикуемая инфляция.
Социологические исследования зачастую показывают, что именно уровень цен для населения является очень чувствительной темой и выходит на очень значимые показатели. Например, во время начала кризиса 2014-2015 годов, эти показатели вообще выходили на первый план. Рост цен, прежде всего, на продукты, конечно же, вызывает более яркие и выраженные эмоции. Все мы знаем, в связи с тем, что у нас в России по официальной статистике порядка 20 миллионов людей получают доходы ниже прожиточного минимума, у которых в структуре расходов большая часть продуктов, конечно же, для них эта статья ещё более чувствительная.
При этом, согласно тем же социологическим опросам, у людей вызывает положительные эмоции улучшение материального состояния, достижения детей, укрепление здоровья человека. Работа разных уровней власти, конечно же, оценивается именно исходя из конкретных действий властей по этим направлениям. То есть это доступность здравоохранения, повышение качества жизни и, конечно же, улучшение достатка семей. Соответственно, качество иных услуг.
В связи с этим предложенная данным законопроектом идея доведения до населения уровня реальной инфляции и предполагаемые действия Правительства и органов исполнительной власти различных уровней для того, чтобы достичь и сохранить эти показатели, и тем самым давать четкий ценовой прогноз на все виды продукции и услуг, будет залогом повышения доверия, о чём мы очень часто говорим с этой трибуны.
Поэтому я думаю, что эта идея стоит того, чтобы её обсуждать и поддержать.
Спасибо.