Депутаты фракции "СР" задали вопросы Председателю Счётной палаты Татьяне Голиковой
см. также ↓21 июня Государственная Дума рассмотрела проект постановления № 200270-7 "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году". С докладом по данному вопросу выступила Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Олег Нилов, Михаил Емельянов и Александр Ремезков.
Олег Нилов:
Татьяна Алексеевна, объёмы недополучаемых средств в бюджет от целых отраслей России, причём богатейших отраслей мира, колоссальные. Так, например, лесная отрасль становится почти убыточной для бюджета, рыбная, которая приносит в бюджет сегодня меньше, чем транспортный налог Москвы. По оценкам комитета по природным ресурсам Государственной Думы, бюджет ежегодно только от использования природных ресурсов недополучает примерно 1 триллион рублей. От таможенного ведомства по оценке специальной комиссии прошлого созыва такие же суммы и даже большие. Но это оценки депутатов, экспертов. Можно ли получать официальную информацию Счётной палаты об основных неплательщиках или недоплательщиках казны и о соответствующих суммах с тем, чтобы законодательно и организационно добиваться изменения этой постыдной ситуации?
Татьяна Голикова:
Спасибо, уважаемый Олег Анатольевич.
Это компетенция соответствующих уполномоченных органов, в первую очередь речь идёт о Федеральной налоговой службе, которая ведёт систему налогового учёта, конечно, о Таможенной службе.
То, что можем предоставить мы, в рамках наших контрольных мероприятий, и мы такую информацию регулярно предоставляем. Что касается ситуации с администрированием, то я напомню вам, что в прошлом году парламентом были внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предполагают необходимость наличия нормативных документов, которые изданы в форме методических указаний по расчёту тех или иных видов доходов всеми администраторами доходов федерального бюджета. Это принципиальное изменение, которое, по нашему мнению, позволит уже при планировании бюджета на 2018-2020 годы по иному подойти к планированию доходов.
Почему я так говорю? Потому что все эти методические материалы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и постановлениями Правительства должны содержать данные по облагаемой базе, по тому, какие применяются ставки, какие сроки уплаты. Там целый спектр вопросов.
Причём я должна обратить ваше внимание на то, что эти расчёты публичные, они будут находиться в системе электронного бюджета, и при формировании или анализе проектировок бюджета на 2018-2020 годы мы сможем это увидеть, а мы, естественно, будем вам в этой работе содействовать.
Михаил Емельянов:
Уважаемая Татьяна Алексеевна, мы высоко оцениваем качество вашей деятельности, деятельности Счётной палаты, но вопрос по результатам. В отчёте за прошлый год сказано, что по материалам Счётной палаты возбуждено 45 уголовных дел. На первый взгляд, это не очень много. О чём это свидетельствует? Либо об относительном благополучии в сфере распоряжения бюджетными средствами, либо об ограниченности возможностей ресурсов Счётной палаты для проведения более широкой контрольной деятельности. Если дело в последнем, то какие законодательные меры мы могли бы принять, чтобы расширить ваши возможности?
Спасибо.
Татьяна Голикова:
Спасибо, Михаил Васильевич. Мне часто такой вопрос задают, но я, тем не менее, хочу отметить, что та редакция закона о Счётной палате, в рамках которой мы сейчас работаем, принята не так давно, в 2013 году. Сейчас мы нарабатываем практически опыт взаимодействия с Генеральной прокуратурой, правоохранительными органами, Следственным комитетом, органами безопасности по усилению взаимодействия.
Я просто напомню, что когда принимался этот закон, было принято решение, что органы Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, иные правоохранительные органы и органы безопасности в обязательном порядке информируют нас о результатах той деятельности по нашим материалам, которые они провели. И такое взаимодействие в рамках рабочих групп у нас осуществляется. Я просто хочу сказать, что вы заметили цифру только 45, но я называла ещё и другие цифры. Я не хочу их повторять, они в принципе содержатся в нашем отчёте, и в общем количестве мер, которые на сегодняшний день принимаются всем спектром наших правоохранительных органов, они превышают те 45, которые на сегодняшний день есть. При этом я должна сказать, что не все нарушения должны измеряться возбуждением уголовных дел. Есть административные наказания, есть предупреждения, есть дисциплинарные наказания, и я думаю, что весь этот широкий арсенал использует, в том числе, Генеральная прокуратура, у которой по законодательству надзор за исполнением всего законодательства, а не только того спектра, который отнесен к нашей компетенции, бюджетного и финансового. Спасибо.
Александр Ремезков:
Уважаемая Татьяна Алексеевна, я хотел бы попросить вас ответить на такой вопрос. Счётная палата каждый год в своих заключениях на проекты бюджетов утверждает и обращает своё внимание на то, что увеличиваются расходы по отдельным главным распорядителям, которые в соответствующих расходах или имеют низкий уровень исполнения, или их вообще не исполняют. Создаётся какая-то интересная ситуация. Здесь, в процессе различных действий выделяются средства Правительством, кто-то их не исполняет, затем им снова выделяются средства.
Непонятно, либо созданы условия, которые способствуют этому, либо те правила, которые существуют, не дают возможности их использовать, всё-таки это государственные служащие и чиновники. Не пора ли, например, Счётной палате, совместно с Государственной Думой разобраться с конкретными персоналиями, из-за которых происходит такое, мягко скажем, несоответствие тем задачам, которые ставит им в первую очередь бюджет? Спасибо.
Татьяна Голикова:
Спасибо, Александр Александрович. Уважаемые депутаты, я не очень понимаю, кого мы имеем в виду под персоналиями, но назначение министров это у нас компетенция Президента страны, и, соответственно, разбираться с теми, кто плохо исполняет бюджет, это, наверное, не дело Счётной палаты. Все, что мы можем, это предоставлять вам информацию. Но я также обращаю внимание на то, что вы рассматриваете бюджет, и вы голосуете за принятие тех поправок, которые, собственно, и предлагаются.
Мы со своей стороны пытаемся своевременно вас информировать о том, где есть проблемы, где нет проблем. Мы всегда рады и с большим удовольствием придем на профильные комитеты в преддверие голосования по поправкам для того, чтобы проинформировать вас о той ситуации, которая складывается по тем или иным расходам. И это уже ваше решение, поддерживать, санкционировать или не санкционировать. Взаимодействию мы всегда рады. Спасибо.