О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Ольга Епифанова: я депутат, и это – позиция

15 июня 2017

 см. также ↓

Согласно правилам русского языка слова "Россия" и "Арктика" – женского рода. А "политик" и "депутат" – мужского. И вариантов нет. Хотя к большинству профессий и видов деятельности можно подобрать пару вроде "учитель-учительница", но, согласитесь, есть что-то словесно неловкое в женском варианте "врачиха" и "секретарша". О судьбах России и Арктики, а также о том, появится ли когда-нибудь у российской политики женское лицо, рассказала Ольга Епифанова – вице-спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

– Ольга Николаевна, если перечислять ваши должности и регалии, то это займет на страницах "НВ" пару абзацев. Вы депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого и седьмого созывов, Заместитель Председателя Госдумы России. Впервые в Нарьян-Маре под вашим председательством состоялась Конференция парламентариев Баренцева региона. На ваш взгляд, зачем это необходимо, в первую очередь для простых избирателей – бюджетников, жителей сельской глубинки, тружеников тундры?

– Хотя в статусе председателя парламентской конференции я впервые, в Нарьян-Маре уже не первый раз. Данное мероприятие не претендует на массовость, важно не количество, а качество. Среди участников конференции представители и депутаты трех государств. Есть представитель Исландии, который состоит в секретариате Северного совета (Северный Совет (Nordic Council), учрежденный в 1952 году, является региональной организацией сотрудничества парламентариев стран Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии – Прим. ред.). Плюс представители пяти российских регионов.

Баренц-регион объединен по принципу очень похожих проблем экологии, транспортной структуры, социальных вызовов, здравоохранения, образования и так далее. И во всех этих странах живут малочисленные коренные народы, для которых необходимо сохранить традиционный уклад, язык, культурные традиции. Один в поле не воин, как говорят в России. В одиночку трудно найти варианты выхода из проблемных ситуаций, а когда мы все вместе объединяемся, то объединяем и ресурсы для решения задач. До введения санкций усилия Баренц-региона были направлены на сохранение экологии. Ведь все мы очень зависим от состояния окружающей среды, и воды в том числе. В результате были выявлены источники нарушения экологии и по девяти из них уже приняты меры. Плюс ко всему были реализованы три прекрасных проекта по очистке воды. То есть определенный результат уже есть. Дело в том, что Северный Совет более 65 лет занимается созданием модели социального благополучия человека. И общая цель парламентариев Баренц-региона простая – мы должны не ухудшить, а улучшить жизнь северян. Согласна, люди вправе сказать, мол, очередное официальное мероприятие, в чем тут польза для простого рабочего человека? Конечно, сиюминутного блага не будет, ведь это сфера макрополитики и долгосрочных перспектив. Но польза для региона будет, пусть и не "здесь и сейчас". Конференция собрала иностранцев, представителей парламентов других регионов. И важно, что за аббревиатурой НАО гости округа увидели живых людей с их проблемами, прочувствовали на себе, что значит жить здесь, на Крайнем Севере России. С одной стороны, увидели суровую природу, с другой – почувствовали тепло человеческого общения. Ни для кого не секрет, как существенно разнятся северяне от южан и жителей средней полосы. Чем сильнее НАО будет встроен в систему Баренц-региона, тем быстрее наступят положительные перемены. И они затронут не только жителей округа, но и других регионов и стран.

– На вашем официальном сайте опубликован анонимный опрос: "Как вы оцениваете уровень жизни на Севере России"? Как "плохой" его оценили 61% респондентов, 22% выбрали вариант "можно лучше", 7% проголосовали за "обычный", 4% за "хороший", еще 6% воздержались от комментариев. Участие в опросе приняли более тысячи человек. Как вы прокомментируете его результаты?

– Честно говоря, результаты расстраивают. Думала, что будет хотя бы 40% проголосовавших за "плохой" вариант. Мы эти результаты обязательно проанализируем и проработаем. Еще когда была руководителем предприятия, периодически устраивала опросы среди сотрудников. Помню, как меня удивили результаты первого опроса. На вопрос "Что вам больше всего не нравится?" основная часть сотрудников указала условия труда. Выяснилось, что людям было трудно добираться на работу, рядом не было столовой. Потом проанализировали результаты, расчленили вопросы и постарались организовать процесс так, чтобы работникам стало комфортно. Организовали горячее питание, заключили договор с такси и выдавали людям талоны на проезд. Таким образом, даже такие итоги голосования – возможность найти болевые точки, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Смею предположить, что одной из таких точек стало состояние медицины на Севере. В последний год в Архангельской области и в Республике Коми это стало основной проблемой. Интересно, что когда начинаешь обсуждать с людьми, то они оценивают негативно даже не уровень врачей-специалистов, а доступность медицинских услуг. Например, в межсезонье люди, живущие на островах или в труднодоступной местности, оказываются без медицинской помощи. Сказывается и отсутствие кадров. Но кто из медиков поедет в глубинку, если там не предоставляют жилье? Таким образом, хотя ни жилье для специалистов, ни наличие дорог и мостов не относится непосредственно к Министерству здравоохранения, но все это существенно влияет на уровень оценки состояния медицины. Значит, исполнительная власть не смогла обеспечить необходимые условия, чтобы специалист мог нормально жить и работать, чтобы в ФАПе было хорошее оборудование и медикаменты, чтобы не было проблем с лекарствами для льготников, особенно для больных с тяжелыми генетическими или онкозаболеваниями.

Еще одна болевая точка, объединяющая большинство северных территорий – транспортная доступность. Ненецкий округ, как никакой другой, страдает от отсутствия транспортной инфраструктуры. Даже если достроят дорогу на Усинск, то она потребует немалых затрат на содержание в надлежащем состоянии. Но возможна альтернатива в виде создания авиамаршрутов с небольшими самолетами, которые бы соединили Республику Коми и Мурманск с посадкой в Нарьян-Маре. А затем самолеты бы летели дальше в Тромсё, Осло и так далее. И эти фантастические пока перспективы могли бы стать результатом сотрудничества стран Баренц-региона. В таком случае местное население получило бы возможность передвигаться, уменьшилась бы стоимость грузоперевозок, которые существенно влияют на цену товаров для жителей НАО. А это и цена здоровья. Ведь предприниматели вынуждены приобретать более дешевые товары, как правило, более низкого качества. И все эти негативные моменты – лишь часть факторов, влияющих на оценку уровня жизни на Севере.

– Какой вариант ответа вы выбрали бы сами в интернет-опросе?

– Я бы выбрала вариант "можно лучше". И не только можно, а нужно лучше! Но изменять что-то глобально надо с мелочей, поэтапно, с учетом стратегии. Слона надо есть по кусочкам. Как улучшить жизнь на Севере, что с этим делать? И тут необходимо отметить важный момент. Когда я была областным депутатом, складывалась одна картина мира. Мы все в Архангельском областном Собрании считали, что корень имеющихся проблем кроется в качестве федеральных законов. Когда стала работать в Госдуме, то выяснилось, что ответственность за сложившуюся ситуацию несут чиновники Министерства финансов и Министерства экономического развития РФ, которые за деньгами перестали видеть людей. Например, сейчас в стране действует страховая медицина. Страховой тариф одинаков, независимо от того, где живет пациент – в центре Москвы, где множество медучреждений, или на Крайнем Севере, где по статистике полтора человека на километр. Понятно, что экономически неэффективно ради нескольких десятков человек строить ФАП и держать ставку фельдшера. Тем не менее, люди на Севере живут, работают, рожают детей. Как обеспечить им право на охрану здоровья и медицинскую помощь согласно Конституции? В этом случае должна быть государственная стратегия. Как вариант, если невозможно предоставить медуслуги надлежащего качества, то должна быть предоставлена возможность переехать за государственный счет туда, где есть возможность эти услуги получить. Северные территории никогда не были густонаселенными, все поселения создавались на местах торговых путей. В советское время Крайний Север был сферой интересов государства. Люди ехали за длинным рублем и романтикой, чтобы жить и работать на аэродромах, метеостанциях, шахтах и так далее. Так на карте страны появлялись новые поселки и города.

Увы, в настоящее время отсутствует стратегия развития северных территорий. На уровне любого министерства нет понимания, что делать дальше. Такое впечатление, что люди, от которых зависит судьба этих территорий, не видят дальше Садового кольца. И не понимают, что здесь огромное число водных артерий, что на этой территории никогда не будет того количества автодорог, как на Большой земле. И необходимо как-то решать проблемы, начиная от логистики, заканчивая модернизацией всех видов транспорта. Когда-то на Крайнем Севере существовала целая система аэропортов и малой авиации. Сейчас подавляющая часть авиатехники в стране устарела, и замены пока нет. Также нужны современные суда системы "море-река", которые обеспечивали бы транспортировку людей и грузов по водным артериям. И пока не появится стратегия, где бы учитывалась специфика районов Севера, все время будут какие-то перебои. Да, мы будем решать их с помощью Баренц-региона или за счет каких-то программ на Дальнем Востоке, но это не системная работа. И почему так пока происходит, сказать трудно.

– Тем не менее, Арктика и все, что с ней связано, сейчас в тренде. Три года назад была принята программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Значит, какие-то перспективы есть?

– В шестом созыве Госдумы я была депутатом от Архангельской области и Республики Коми.

Поэтому в качестве примера приведу ситуацию в Воркуте, где фактически остались работать полторы угольные шахты. Огромный город, в котором некомфортно жить, потому что он покрыт угольной пылью. Когда-то вокруг Воркуты было огромное количество поселков. Сейчас посередине тундры остаются брошенные дома без окон. Люди уезжают. В самой Воркуте бывает так, что зимой в многоквартирном доме живут две-три семьи. При этом работают коммунальные службы, отопление, канализация. Деньги просто выбрасываются на ветер. Трехкомнатная квартира в центре города стоит не больше 300 тысяч рублей. У людей нет возможности продать квартиру, чтобы переехать и купить на вырученные средства аналогичное жилье. И вновь я говорю о необходимости поддержки со стороны государства.

В госпрограмме по Арктике написано, что Воркута станет опорным центром. Но даже у меня, депутата, который присутствует при обсуждении корректировок программы, нет полного представления, что такое опорный центр в Воркуте. Нет этого понимания у моих коллег и членов Комитета по региональной политике, вопросам Севера и Дальнего Востока. А что говорить о самих воркутинцах, которым предстоит жить в этом опорном центре? И что станет с городом, когда закроются последние шахты? Тогда государство должно всех переселить? Нужно сказать, что программы по переселению фактически не работают, так как средств из федерального бюджета выделяют мало. Сама программа развития арктических территорий до сих пор финансируется недостаточно.

И часть из депутатских обращений касается этой проблемы. Представьте, что из 30 тыс. семей, которые стоят в очереди на переселение, 20 тыс. семей – это воркутинцы. Из них пять тыс. – инвалиды. А людям надо помочь, это наша задача и сфера нашей ответственности.

– Как в этой ситуации помочь северянам?

– Этому будет способствовать результат деятельности этой Баренц-конференции. Ее резолюция станет основой для дальнейшей работы Правительства, Госдумы, рабочих групп и комиссий, которые осуществляют разработку концепции развития страны. Документы, касающиеся решения проблем северных территорий будут встраиваться в общую систему.

Кроме того, на ближайшей Конференции парламентариев Северо-Запада буду выступать на тему необходимости объединения усилий внутри депутатского корпуса. Мне все время бабушка рассказывала притчу о венике, то есть силе единства. Веник нельзя сломать, когда все прутики собраны воедино.

Я депутат и это позиция. На выборах мы можем представлять разные партии. Но когда избрались, то должны в течение пяти лет отработать на благо своих избирателей вне зависимости от партийной принадлежности. Ведь депутатское удостоверение не индульгенция, а депутатский срок не бесконечен. Все мы вернемся обратно и будем жить в тех самых условиях, которые должны были улучшить. Мы сами будем ездить по этим дорогам, покупать продукты на свою зарплату и пенсию, посещать поликлинику. Мы будем стареть в этих условиях, в этих реалиях существовать нашим детям и внукам. Именно здесь – в этом населенном пункте, в этом регионе, в этой стране. Может поэтому некоторые народные избранники предпочитают покупать жилье за границей, где учатся и живут их отпрыски?

– Вы много внимания уделяете работе с обращениями граждан и организаций, как в Государственной Думе, так и в своем избирательном округе. С какими обращениями чаще всего приходят люди?

– В Архангельске в приемной пять дней в неделю работают четыре человека. Трое из них занимаются только обращениями граждан. Если анализировать, то почти 90% обращений относятся не к сфере деятельности федерации, а к компетенции городских и областных депутатов. Но я их не делю, мы отрабатываем все. Просто у меня немного больше статуса и полномочий, чтобы быстрее с этим работать, а также очень настырные, в хорошем смысле, женщины в приемной. Есть две исключительные дамы элегантного возраста, которых я любовно называю "девушками". У них неиссякаемое терпение, чтобы поговорить с человеком, успокоить, помочь правильно оформить обращение. Также своей напористостью и целеустремленностью мои помощницы могут извести любое подразделение, куда написан депутатский запрос, если вовремя нет ответа. В Архангельске уже отвечают без проволочек, потому что знают – не отстанем. В Нарьян-Маре есть два общественных помощника, которые также будут вести прием и активно работать в приемной СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.

Необходимо наладить нормальное взаимодействие избирателей с депутатами. Когда людям говорю, что они должны заставлять работать своего депутата, то вижу на лицах изумление. Но, по сути, избиратели – это работодатели, поэтому должны требовать с народных избранников выполнения обязательств.

Пришла к тому, что людям, то есть нашим избирателям, необходима специальная инструкция для работы с депутатом. И когда выдается свободная минутка, я ее составляю. Чтобы простым людям ясно и доходчиво было объяснено, что нужно сделать, чтобы его депутат начал работать в интересах человека. И депутату будет проще – у него будет реальный заказ. Поэтому обращаюсь со страниц "НВ" с просьбой как можно раньше обращаться к депутатам с имеющимися проблемами. Бывает, что люди долго маются, футболятся по инстанциям в коридорах исполнительной власти, и к депутату приходят, когда уже поздно что-то оперативно решить. Ведь всегда легче что-то предупредить, чем исправить.

– Как вы считаете, будет ли когда-нибудь у российской политики женское лицо? Согласно Национальной стратегии действий России предлагается увеличить долю женщин в законодательных органах власти с нынешних 15% до 30%, на руководящих должностях в политике – повысить до 20%. Ваше мнение, насколько это необходимо?

– В России сложилась такая ситуация, что начальник, как правило, мужчина, а работающие руки и головы, то есть заместители, как правило, женщины. Это очень заметно в исполнительной власти, аппаратах законодательных собраний и больших корпорациях. Не говоря о том, что женщины все тянут на себе в бюджетных организациях. Плюс у слабого пола двойная нагрузка. После основной работы необходимо выполнять работу домашнюю. Поэтому из-за двойной нагрузки и определенных социальных установок российским женщинам сложнее продвигаться в политике. И я за введение квотирования, чтобы представительницам прекрасного пола было легче идти на выборы и продвигаться по карьерной лестнице в исполнительной власти. Иначе можно всю жизнь просидеть на вторых ролях, несмотря на блестящее образование, большой профессиональный опыт, организаторский талант. Отмечу, в седьмом созыве Госдумы впервые появились две женщины-зампреда. Но это решение руководителей фракций, а не результат квотирования.

Когда участвовала в Парламентской Азиатско-Тихоокеанской конференции, женщины Индонезии гордились своей квотой. Они смогли этого добиться. Состав парламента квотируется наполовину, то есть 50% – это женщины. Хотя Индонезия – страна с самым большим мусульманским населением в мире, эту религию исповедуют порядка 80% населения. А Япония из всего Азиатско-Тихоокеанского региона оказалась страной не только суперсовременных технологий, но и страной, где женщина, родившая ребенка, вообще не может устроиться на работу. Ее не поддерживает государство и общество. И зарплата женщины на 40% меньше, чем зарплата мужчины на той же должности. Конечно, в России больше возможностей для продвижения женщин, и, как правило, зарплата мужчин и женщин не очень разнится. Но общественные патриархальные установки о роли слабого пола все же мешают россиянкам полностью реализовать свои возможности в профессиональной и политической сферах. Но пока на уровне Госдумы о квотировании речи не идет. Все наши дамы: Валентина Матвиенко, Татьяна Голикова, Татьяна Москалькова стали руководителями благодаря своему профессионализму и уникальности.

– На одной из интернет-страниц, посвященных вам, есть такая цитата: "Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении. Жан-Жак Руссо". Ваш жизненный девиз и почему?

– Действительно, эта цитата есть, но она на совести создателей сайта. Отчасти я согласна с этим высказыванием, но только в таком контексте – если пообещал, значит надо держать слово во что бы то ни стало. Либо не давать пустых обещаний. А лично мне очень близко стихотворение Бориса Пастернака, которое начинается со строк: "Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте...". А любимое музыкальное произведение – песня из кинофильма "Земля Санникова" со словами "...есть только миг, за него и держись". Слишком расточительно тратить время на пустые слова и действия. Надо ценить каждый миг жизни.

Источник: "Наръяна вындер"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International