О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Леонид Левин и Олег Николаев об идентификации и ответственности при использовании средств связи

14 июня 2017

 см. также ↓

Государственная Дума рассмотрела 14 июня проекты федеральных законов № 161450-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения процедуры заключения договоров об оказании услуг связи) и № 184222-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети). С содокладом и заключительным словом по данным законопроектам выступил председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Николаев.

Содоклад Леонида Левина:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассматриваем два очень важных законопроекта. Авторы в целом изложили их суть, но я на ряде моментов остановлюсь и подчеркну следующее.

Этими двумя законопроектами мы достраиваем и совершенствуем полный цикл идентификации и ответственности за использование средств связи. Предполагается, что услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги предоставления доступа к сети интернет с использованием сим-карты будут предоставляться только идентифицированным абонентам, сведения о которых внесены в базу данных систем расчёта оператора связи в соответствии с правилами оказания услуг связи.

Также предлагаемые изменения позволят ввести дистанционное удостоверение личности за счёт применения электронной подписи, это сократит количество случаев, когда гражданину надо будет лично приходить в офис оператора связи для подтверждения своей личности. Полностью завершает цикл формирования системы идентификации абонентов законопроект о мессенджерах, который обязывает пользователей таких сервисов идентифицировать себя, привязывая свой аккаунт в мессенджере к сим-карте.

Поскольку на сегодняшний день объём передаваемой информации посредством мессенджеров уже превысил объём информации, передаваемой традиционными операторами связи, а также в связи с тем, что владельцы не предложили каких-либо мер регулирования своей деятельности самостоятельно, было решено поддержать данный законопроект. И здесь стоит согласиться с разработчиками в том, что все системы, оперирующие передачей пользовательских сообщений, должны в равной мере соблюдать российское законодательство.

Комитет концептуально поддерживает принятие данных законопроектов, однако обращает внимание на то, что некоторые из положений нуждаются в согласовании с нормами действующих федеральных законов, а также в терминологической и юридической корректировке. Так, в частности, по законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" можно выделить следующее.

Законопроектом предлагается предусмотреть, что согласия пользователей услугами связи на передачу их персональных данных оператору связи не требуется, если такая передача предусмотрена настоящим федеральным законом и правилами оказания услуг связи. При этом в самом законопроекте и действующей редакции федерального закона такая возможность не предусмотрена, в связи с чем данное положение нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении.

Также необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время интенсивно развивается такой новый сектор экономики как интернет вещей, однако законопроект не учитывает особенностей данного направления развития экономики. Полагаем целесообразным обсудить специальные правила идентификации в сети связи устройств, подключённых к ней только с целью управления ими. Имеется в виду бытовая техника, подключённая к сети интернет с использованием идентификационного модуля. Высказанные замечания могут быть учтены при доработке ко второму чтению.

Что касается законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" или так называемого законопроекта о мессенджерах, то его необходимость сегодня уже объяснялась. Действительно, десятки миллионов людей в нашей стране пользуются ими, и количество пользователей превысило голосовой трафик обычных операторов сотовой связи. Благодаря им эти средства коммуникации становятся в нашей стране, как и во всём мире, крайне популярными и основными для общения между людьми. При этом, как сегодня говорилось, мессенджеры остаются вне правового поля. Фактически законность работы мессенджера зависит от произвольных решений его владельцев.

Теперь большая часть запрещённой информации, о которой сегодня тоже говорилось, ушла от операторов сотовой связи, от сайтов, потому что они блокируются Роскомнадзором, к мессенджерам.

Я бы выделил следующие замечания к законопроекту. Необходимость согласования понятия "информационно-коммуникационный сервис обмена мгновенными сообщениями" с обязанностями, которые возлагаются на этот субъект правоотношений. Например, на него возлагается обязанность по обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чём сегодня говорила коллега, то есть предполагается, что данные сообщения должны быть разосланы неопределённому кругу лиц. В то же время, согласно определению, имеющемуся в данном законопроекте, у этого субъекта нет такой возможности.

Также на организатора обмена мгновенными сообщениями возлагается и обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети интернет, которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом идентификация пользователей сети интернет осуществляется оператором связи с использованием номера телефона на основании договора об идентификации, заключённого организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором связи. В этом случае надо заметить, что в настоящее время многие сервисы обмена мгновенными сообщениями идентифицируют своих пользователей без использования абонентского номера, поэтому надо дополнительно обсудить вопрос об обязательной идентификации таких пользователей по номеру телефона.

Высказанные замечания могут быть учтены при доработке ко второму чтению. Комитет предлагает в первом чтении поддержать оба законопроекта. Спасибо.

Выступление Олега Николаева:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, добрый день! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" концепцию данного законопроекта поддерживает.

Было высказано много мнений относительно законопроекта, но я, тем не менее, хочу акцентировать ваше внимание на некоторых моментах, которые изложены в законопроекте.

Прежде всего хочу сказать, что законопроект лежит в контексте регулирования деятельности электронных сервисов, в рамках развития большой цифровой экономики.

Все мы прекрасно знаем и вовлечены в этот процесс, и зачастую на разных площадках говорим о важности развития цифровой экономики, и в рамках развития большой цифровой экономики нам очень важно отрегулировать развитие самих электронных услуг. И в данном случае этим законопроектом мы выделяем в отдельный сегмент такой сервис, как "передача мгновенных сообщений", в законе это называется "информационно-коммуникационные сервисы".

И тем самым, определяя этот сегмент, возможно, через некоторое время дойдем и до других сегментов, таких как социальные сети и иные ресурсы. Но мы должны создавать порядок функционирования этих сегментов с тем, чтобы они имели четкие правила взаимодействия с участниками данного рынка, в том числе с органами государственной власти. Почему? Потому что (до меня докладчики уже говорили) на сегодняшний день, к сожалению, именно в информационные каналы так называемых мессенджеров перетекло очень много противоправной информации. В силу того, что этими услугами охвачены десятки миллионов наших сограждан, прежде всего молодежь, мы, с одной стороны, ограждаем людей от противоправной информации, с другой, должны обеспечить и права операторов, которые предоставляют такие сервисы.

То есть здесь помимо всего прочего у операторов сервисов передачи мгновенных сообщений появляется дополнительная возможность коммуникации с органами государственной власти. Если на сегодняшний момент их можно только включить, выключить, то после принятия этого закона они могут выполнить всё, чтобы не допустить противоправную информацию в зону деятельности и тем самым оградить себя от того, чтобы прекратить свое существование.

Кроме того, как уже было сказано, мы закладываем в закон возможность использования этих каналов ввиду того, что ими охвачено много людей, будет возможность донести важную информацию, зачастую очень необходимую информацию до граждан, в том числе касающуюся их безопасности.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и, конечно же, призывает всех над ним поработать ко второму чтению, чтобы убрать те недоработки и разногласия, чтобы он был полезен, прежде всего, для пользователей, защищал интересы и операторов, и граждан, и был полезен для безопасности страны. Спасибо.

Заключительное слово Леонида Левина:

– Спасибо большое за интересную дискуссию, зачастую эмоциональную.

Несколько моментов для коллег. Просто, чтобы было понятно, как принимаются решения о блокировке. Я думаю, что в данной ситуации они будут приниматься так же: есть уполномоченный орган по тому или иному вопросу, если это вопрос суицида, вопрос наркотиков или же вопрос экстремизма, то, соответственно, уполномоченный орган будет обращаться в Роскомнадзор, а Роскомнадзор уже взаимодействовать с данным конкретным мессенджером, который будет работать на территории Российской Федерации.

Что касается иностранных мобильных операторов и распространения информации с этих SIM-карт. В случае, если речь идёт о необходимости блокировки распространения этой информации с SIM-карты, Роскомнадзор будет обращаться к мессенджеру. Если будет необходимо установить, кто является владельцем иностранной SIM-карты, то в этом случае уже это работа правоохранительных органов, которые могут обратиться с запросом к иностранному сотовому оператору и в соответствии с постановлением решения суда получить такую информацию. Такие примеры сотрудничества уже есть.

Также здесь приводился пример регистрации на алкоголиков и других людей. На сегодняшний день в законе это прописано, и есть в постановлениях Правительства дополнительные полномочия, что оператор имеет право запрашивать подтверждение идентификации личности в случае, если у него есть сомнения. И для того, чтобы гражданину не нужно было обязательно в личном порядке приходить, у него теперь появляется возможность через сайт "Госуслуг" пользоваться подтверждением своей личности, использовать этот сервис.

Якобы о том, что мессенджерами никто не пользуется, вся противоправная информация ушла в Tor-сеть, я думаю, что многие из сидящих в зале, не говоря уже о их близких, родных или знакомых могут подтвердить, что на сотовые телефоны через мессенджеры приходит информация, например, о продаже наркотиков. Поэтому говорить о том, что мессенджер не использует непроверенную информацию, было бы, мягко говоря, наивно.

Идут дискуссии о том, будут ли исполнять закон иностранные компании. Выступавший здесь Андрей Константинович Луговой (депутат фракции ЛДПР – Прим. ред.) говорил, что плевать они хотели на наше законодательство, и будут его, соответственно, пропускать мимо ушей и не исполнять. Но не так давно именно Андрей Константинович Луговой был автором законопроекта по регистрации иностранных компаний здесь с точки зрения налоговых платежей. И, когда этот закон был внесён, все крутили у виска и говорили, что никогда американская компания, платящая налоги в Соединённых Штатах, не будет платить деньги и регистрироваться в Федеральной налоговой службе. Сегодня более ста компаний, включая Facebook, зарегистрировались в Федеральной налоговой службе.

И последнее по поводу технологической возможности или невозможности исполнения этого закона. Вы знаете, эта дискуссия мне напоминает фантастические фильмы, которые мы все смотрели, по поводу какого-нибудь безумного врача, который придумал вирус, а лекарство от вируса он не придумал, потому что съел ампулу, и поэтому решения этой проблемы нет. Или же по поводу различных гетто, которые были во многих городах мира, и которые не подчинялись никаким законам, и считали, что они – такой новый мировой порядок. Как раз молодёжь активно использовала эти места, и жила в своё удовольствие, не подчиняясь ничему. Чем это всё закончилось, все мы хорошо знаем.

Поэтому я думаю, что мы здесь должны не двигаться с точки зрения развития футуристических фильмов и применения их на практике в нашей стране, а стараться приводить online к offline, то есть стараться, чтобы законодательство в online корректно и с учетом технологических реалий начинало участвовать в нашей жизни, и мы понимали, что, чем больше мы погружаемся в эту сферу, тем больше мы получаем не только удобств и сервисов, но и защиты и надежности, понимания того, что наши персональные данные не уйдут за границу. Сегодня об этом тоже говорилось. Хочу сказать, что как раз сегодня эти мессенджеры собирают все персональные данные о нас и отправляют непонятно куда. Хотелось бы, чтобы наше государство контролировало это самостоятельно, и мы были уверены в том, каким образом это всё используется.

Большое спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024