О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год

09 июня 2017

 см. также ↓

9 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год)". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по законопроекту выступил Александр Ремезков:

 mp4 

– Уважаемые коллеги, много слов было сказано про этот законопроект, много вопросов было задано. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подробно обсуждала законопроект на фракции. Подробнейшим образом, с привлечением ведущих вузов страны и экспертного сообщества, проект изменений федерального бюджета на 2017 год был рассмотрен на заседании Комитета по бюджету и налогам. Понятно, почему изменения в бюджет вызывают неподдельный интерес – ведь бюджет – это основной инструмент экономической и налоговой политики, проводимой Правительством, это документ, определяющий развитие страны.

Давайте еще раз взглянем на законопроект, просуммируем все за и против, и найдем ответ на вопрос, так для чего же потребовалась корректировка федерального бюджета на 2017 год.

Первое: макроэкономические показатели и прогноз социально-экономического развития. Вместо ожидаемых итогов социально-экономического развития в 2017 году и уточненного макропрогноза на 2018 и 2019 годы, Минэкономразвития подготовил прогноз на 2018-2020 годы. Это первые в практике рассмотрения законопроектов о внесении изменений в бюджет на текущий финансовый год, когда вместо уточненного прогноза представляется прогноз на следующую трёхлетку, с оценками текущего года. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что это не полностью соответствует требованиям статьи 212 Бюджетного кодекса. На это же несоответствие обращено внимание в заключении Комитета по бюджету и налогам, на это обращала внимание председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Хотел бы ещё раз поблагодарить Татьяну Алексеевну за профессиональные, обстоятельные и зачастую не совсем удобные для Правительства выводы по федеральному бюджету.

Сам прогноз макроэкономических показателей, используемых для федерального бюджета, несколько противоречив как в части внешних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие, так и в части внутренних факторов.

К прогнозированию внешних факторов, повлиять на которые Правительство не может, подход мягко говоря очень осторожный и пессимистичный – это относится к прогнозу цены на нефть в первую очередь.

При принятии основного закона о федеральном бюджете на 17-19 годы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" указывала на то, что бюджет действительно самый простой, ненапряжный, так как не предполагалось никаких изменений текущих тенденций, первоначальный прогноз был выбран самый консервативный. Правительство не поднимало планку задач для министров, не ставило амбициозных целей. И теперь наши слова подтвердились. Более низкий прогноз по цене на нефть позволил сейчас, при внесении изменений в бюджет на 2017 год, пересмотреть её в сторону повышения и отразить дополнительные доходы. Теперь Правительство может сказать о том, что это его работа позволила пополнить доходы федерального бюджета и придать положительную динамику экономике страны. И это тоже является одной из причин корректировки федерального бюджета на 2017 год.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что даже повышенный прогноз по цене на нефть до 45,6$ за баррель является всё еще пессимистичным. И Счетная палата подтверждает, что высока вероятность сохранения нефтяных котировок на текущем (около 50$) или более высоком уровне.

То есть снова закладывается некий резерв, скорее даже не резерв, а заложенный на будущее показатель успешной работы министерств и ведомств по наращиванию потенциала роста экономики, который выразится в дополнительных доходах федерального бюджета. А эти будущие дополнительные доходы, в принципе, можно было бы отразить в основном трехлетнем бюджете еще в прошлом году. Понятно, что никто не хочет рисковать, ни мы с вами, ни Правительство. Переоценить доходы всё-таки хуже, чем недооценить их. Однако прогнозы должны базироваться на реалистичных сценариях, а не отражать, мягко говоря, осторожные подходы к планированию основных факторов, оказывающих влияние на нефтегазовые доходы, зависимость от которых у федерального бюджета остается на высоком уровне. Иначе бюджет по-прежнему останется простым, ненапряжным бюджетом выживания.

А цена на нефть по-прежнему оказывает существенное воздействие на курс рубля, который пересмотрен в сторону укрепления. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает очевидным тот факт, что при следующих изменениях федерального бюджета на 2017 год курс рубля будет снова пересмотрен в сторону укрепления, ведь сейчас нефть марки Brent торгуется на уровне 48-50$ за баррель, а курс рубля по отношению к доллару составляет чуть менее 57 руб.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что цена на нефть занижена, дополнительные доходы будут, и эти доходы можно было бы учитывать уже сейчас, при внесении изменений в бюджет 2017 года. Дополнительные доходы мы оценили примерно в 1-1,3 трлн руб. Оценка Счетной палаты по дополнительным доходам составляет примерно 1,3 трлн руб., что фактически подтверждает правильность наших предположений. Министр энергетики Александр Новак, кстати говоря, в конце марта оценил дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета примерно в 1,5 трлн руб. при цене на нефть в диапазоне нынешних значений.

Это факторы внешние, на которые Правительство повлиять не может. А вот факторы, связанные с внутренней экономикой страны, на которые Правительство повлиять не только может, но и должно (ВВП, инвестиции в основной капитал, заработная плата и благосостояние населения), прогнозируются не в объективном варианте или консервативном, как нефть, а в необоснованно оптимистичном варианте, чем это есть на самом деле.

При принятии трёхлетнего бюджета "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживала стремление Правительства удержать инфляцию на уровне 4% в 17-19 годах. Сегодняшними изменениями прогноз по инфляции уменьшен до 3,8%. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что при отсутствии шоков такая инфляция вполне реалистична. И в принципе, по инфляции особых разногласий в оценках Правительства, Центрального Банка, Счетной палаты, Комитета по бюджету и налогам – не наблюдается.

Валовой внутренний продукт. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что Правительство излишне оптимистично. Темпы роста ВВП увеличены с 0,6% до 2%. Однако из представленных к изменениям в бюджет документов такое увеличение не выглядит обоснованным. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что для достижения темпов роста ВВП, предусмотренных Правительством, необходимо, чтобы темп роста ВВП составил более 2% ежеквартально, что представляется маловероятным в текущих условиях. И также считает Счетная палата. Наши оценки роста ВВП совпадают с оценками российских и международных организаций, ведущих вузов страны – Академии народного хозяйства, ИЭП, Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова – рост ВВП на уровне 1,2-1,5%.

Как вам всем известно, в обновленном макропрогнозе расходы домашних хозяйств на конечное потребление по итогам 2017 года вырастут на 1,6%. Это будет обеспечено положительной динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, которая пересмотрена в сторону повышения (было +0,2%, стало +1% по итогам 2017 года), за счет роста реальной заработной платы (было +0,4%, стало + 1,3%) и единовременной выплатой в пять тыс. руб. пенсионерам. Честно говоря, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает такие обоснования роста динамики доходов населения крайне сомнительными. Причём сомнения одолевают не только нас. Счетная палата фактически подтверждает, что реальные располагаемые денежные доходы населения снизились, что зафиксировано снижение реальных пенсий. Всё это говорит о том, что прогноз просто подгоняется под нужды бюджета, под создание видимости роста благосостояния населения.

Про любимые тезисы Правительства о "росте потребительского кредитования" и "об отказе от сберегательной модели поведения" ещё раз отметим: они просто противоречат реальности. Руководящий состав Центробанка признаёт, что только 10% населения имеют сбережения на банковских счетах. А 60% домохозяйств вообще не имеют сбережений. Около трети заемщиков вынуждены отдавать кредиторам около половины своих текущих доходов У трех млн граждан, а это 8% от всех заёмщиков, вообще нет материальной возможности оплачивать кредит, 60% от своих доходов они отдают банкам. Просроченная задолженность по кредитам растёт, хотя и не такими быстрыми темпами. Как люди смогут "отходить от сберегательной модели поведения", если 60% домохозяйств вообще нечего сберегать, они все тратят на текущее потребление. Загонять их в кредитную кабалу? Напрашивается версия: Правительство видит действительное в желаемом.

Второе, для чего потребовалась корректировка бюджета на 2017 год – это доходы. Дополнительный общий объем доходов федерального бюджета в соответствии с законопроектом увеличивается на 1,191 трлн руб.

Несмотря на утверждение Правительства о том, что федеральный бюджет все меньше зависит от нефтегазовых доходов – это не соответствует реальности. Мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", так считаем, Счетная палата так считает, и Комитет по бюджету и налогам в своем заключении об этом говорит. Доля нефтегазовых доходов увеличивается с 37% до 39%, с соответствующим снижением ненефтегазовых доходов.

"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в целом рост доходной части бюджета объясняется благоприятной внешней конъюнктурой, а не внутренними факторами, не ростом экономики.

Налоговые поступления в доходы федерального бюджета от ненефтегазового сектора составляют 425 млрд руб. При этом из 425 млрд руб. – 135,7 млрд обеспечены акцизами, а 48,6 млрд руб. – это возврат в федеральный бюджет имущественного взноса Агентства по страхованию вкладов – кстати, это два фактора, которые Правительство могло и должно было учесть еще на стадии разработки трехлетнего бюджета, а это, на наш взгляд, не что иное как разбалансировка в прогнозировании доходов федерального бюджета. Сегодняшние изменения в бюджет это еще раз показывают, а мы об этом говорили.

Так что налоговые поступления от ненефтегазового сектора экономики, которые можно связать с экономическим ростом, составляют 241 млрд руб. А это только 2,8% от общей суммы утвержденных в федеральном бюджете на 2017 год ненефтегазовых доходов (8 437,5 млрд руб.).

И Правительство не только в доходах от нефти и газа занижает поступления, но и в налоговых доходах федерального бюджета присутствует некоторая недооцененность, по расчетам Счетной палаты, составляющая порядка 34,5 млрд руб.

Третье, для чего потребовалась корректировки бюджета на 2017 год – это расходы.

Расходы по программной части бюджета увеличиваются на 96,45 млрд руб. С точки зрения объема бюджетных ассигнований – это всего 0,6% от уточненной суммы всех расходов (16 860,1 млрд руб.). Эффективность и необходимость таких изменений по большому счёту крайне мала и не является уж столь необходимой, эти изменения можно было внести и осенью 2017 года, а перераспределение бюджетных ассигнований на социальные нужды и на зарплату осуществлять Правительство может в рамках данных ему полномочий по внесению изменений в бюджетную роспись без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

По высокотехнологичным отраслям промышленности, по отраслям, способным выступить локомотивами экономического роста, расходы либо не меняются, либо сокращаются: ассигнования на авиационную промышленность, радиоэлектронную и медицинскую промышленность не меняются. А финансирование развития атомного энергопромышленного комплекса сокращено на 1,4 млрд руб., поддержка судостроения снижена на 116 млн руб.

Изменения, вносимые законопроектом, обусловлены низким качеством планирования, может и не намеренным, может и не умышленным, но точным желанием не напрягаться, не рисковать и не ставить амбициозных задач. Особенно это очевидно если посмотреть на исполнение федерального бюджета за январь-апрель 2017 года. Это исполнение крайне неравномерное, варьируется от 0% до 100%. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" положительно оценивает равномерное исполнение расходов, касающихся исполнения социальных обязательств государства в части выплаты ежемесячных пенсий и пособий, зарплат бюджетников. Однако по другим видам расходов равномерность отсутствует. Практически всё, что касается финансирования капитального строительства, исполнено от 0% до 8%. Расходы по отдельным отраслям промышленности исполнены на 5%, как, например, по подпрограмме поддержки производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности, а то и вовсе исполнение равно 0%, как например по отдельным направлениям в сельском хозяйстве, и в экспорте в гражданских отраслях промышленности.

Четвертое. Дефицит федерального бюджета – это тема отдельного разговора.

Да, дефицит сокращается. Позитивным моментом фракция считает уменьшение объема использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, суммарно на 95,8 млрд руб. Однако есть три больших "но", о которых фракция говорила ещё при принятии федерального бюджета на 2017-2019 годы, и в Альтернативном бюджете. Во-первых, объем внутренних заимствований не уменьшается и сохраняется на максимальном в новейшей истории уровне: 1,88 млрд руб., со всеми соответствующими рисками. Во-вторых, все еще законодательно не урегулирован вопрос о направлении средств ФНБ на погашение дефицита федерального бюджета. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обращала на это внимание ещё при принятии трёхлетнего бюджета. Мало того, что мы говорили, нас никто не услышал, так сейчас Правительство хочет получить право на дополнительное использование средств ФНБ в сумме 200 млрд руб. Понятно, что это противоречит бюджетному законодательству и требует дополнительного обоснования. И об этом твердо сказала Счетная палата, в том числе. В-третьих, фактически используя бюджетное правило с ценой отсечения 40$ Правительство одновременно и накапливает сформированные, благодаря "дополнительным" доходам от высоких цен на нефть средства, чтобы пополнить Резервный фонд в 2018 году, и практически полностью расходует все имеющиеся средства Резервного фонда в текущем 2017 году. Почему нельзя сохранить средства Резервного фонда, а не тратить в этом году чтобы пополнить в следующем, как это происходит сейчас – непонятно. Логика не вполне ясна.

Кроме того, это Счетная палата предоставила нам данные о том, что средства в иностранной валюте, приобретенные за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, размещаются на счетах в Банке России по ставкам, близким к нулевым. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что, мягко говоря, совсем непонятно, как такое может быть.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что нынешние изменения федерального бюджета на 2017 год направлены на решение текущих задач.

Это изменения, которые фактически уже произведены в сводной бюджетной росписи по отдельным направлениям.

"СР" считает, что это бюджет ожидания, замирания, подгонки показателей прогноза под удобные тенденции, ожидания благоприятной внешней конъюнктуры, – это политика того что дождались и сделали вид, что это чья-то заслуга.

В этом плане заключение Комитета по бюджету и налогам очень ёмко и точно отражает эти опасения, которые есть и у нас, у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и у самого Комитета по бюджету и налогам, и у счётной палаты, и у ведущих университетов страны. На наш взгляд, заключение Комитета более проработано, чем тот законопроект, который нам сегодня представляет Правительство. И не могу не процитировать Комитет, который в принципе всё подвел под одно предложение: "необходимость внесения законопроекта в значительной степени продиктована техническими изменениями ожидаемых доходов федерального бюджета и соответствующего изменения расходов, в том числе перераспределение расходов по предложениям министерств и ведомств".

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что федеральный бюджет должен отражать позицию действий, а не позицию ожиданий, должен быть инструментом развития экономики страны, а не только лишь кассой по выдаче пенсий и зарплат (подчеркиваю, что это очень важно), должен отражать трансформацию бюджетной и налоговой политики, необходимой для перехода к поддержке отраслей, которые выступят локомотивами экономического роста, к агрессивному стимулированию экономического роста, бюджет должен наглядно указывать на модели экономического развития страны.

Как и в бюджете на 2017-2019 годы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорила о принципах выжидания, политике замирания, пассивного наблюдения за ситуацией. Чтобы как бы чего не вышло, без внятных и креативных действий для стимулирования экономики и без мер, которые заставят чиновников действовать с повышенными обязательствами. В сегодняшних изменениях в бюджет всё та же картина: те же невнятные цели и задачи бюджетной политики, то же ожидание, то же замирание.

Нужно не ожидать, а достигать новых высот и отвечать за проколы. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорит Правительству: "Отвечай или уходи".

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International