На пленарном заседании Государственной Думы 7 июня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:
Кроме текущих вызовов есть и долгосрочные, я думаю, что многие обратили внимание, что на прошлой неделе вновь разгорелась дискуссия, касающаяся повышения пенсионного возраста.
Сразу два, как это принято сейчас говорить, актора, то есть Центр стратегических разработок Алексей Кудрин и Минэкономразвития заявили о том, что необходимо поднять пенсионный возраст для женщин на восемь лет, для мужчин на пять, но и соответственно, если кому-то не хватает должного стажа, то тогда возраст выхода на пенсию составит уже по этой категории людей 68 лет. Причем и те, и другие объясняли такие новеллы объективным старением населения, уменьшением количества работающих людей.
Газета "Ведомости", которая как раз могла исследовать официальный документ, и Минэкономразвития сообщили о том, что при такой новелле количество пенсионеров в стране к 2035 году сократится на 7 миллионов человек, а если ничего не делать, тогда, наоборот, вырастит на 5,4 миллиона.
Мы должны понимать, что речь идёт о будущем поколении, тех людях, которые родились в 70-е, в 80-е годы, но которые на самом деле достаточно внимательно уже смотрят за своими будущими перспективами, потому что они понимают, что стабильность важна. Если их стабильное положение обещают ухудшить, то это понимание тоже мимо них просто так не проходит. И вряд ли будет правильно, если Госдума останется вне данной дискуссии, к которой уже присоединились и коллеги Голикова, Матвиенко.
Начнём с темы демографии. Коллега говорил о том, что в стране падает рождаемость. Это так. В текущем году действительно смертность превысит рождаемость примерно на 70-80 тысяч человек. И очевидно, что это долгосрочная тенденция.
Но если мы возьмём понятие демографической нагрузки, то есть количество людей неработающих по отношению к работающим, то на самом деле положение совсем не катастрофично. Более того, оно гораздо проще, чем было 50 лет назад. В 1970 году количество неработающих людей (подростков, детей, пенсионеров) составляло примерно 790 человек на тысячу работников, а сегодня 710. Здесь большие резервы, большие лимиты по нагрузке в национальной экономике, и поэтому весь этот алармизм, фатализм, панические заявления о том, что вот-вот у нас скоро не вынесет работающий человек груз неработающих, никакого отношения к реальной статистике, к реальной демографии в Российской Федерации не имеет.
Тем не менее, предложение о повышении пенсионного возраста очень методично озвучивается, и говорится прямо, что после президентских выборов в 2019 году это неизбежно должно произойти.
Больше того, господин Кудрин говорит о том, что необходимо не только повышать пенсионный возраст, но и повышать количество баллов, необходимых для достижения пенсии.
Здесь я должен обратить внимание той части зала, которая не работала в прежнем составе парламента, потому что уже сегодня это является реальным вызовом. Уже в этом году, весной 20 тысяч человек, до конца года порядка 70 тысяч человек не выйдут на пенсию по достижении отметки 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, потому что этим людям не хватит баллов. Речь идёт о женщинах, родившихся в 1962-м, мужчинах, родившихся в 1957-м, то есть о всех, кто имел определённый советский задел стажа, у тех людей, у кого видимо развалились колхозы, закрылись предприятия, не сохранились документы, и кто после 1991 года работал уже неофициально. Если раньше им необходимо было пять лет стажа, то сегодня это количество лет возрастает. Балльная система предполагает, что человек должен для получения одного бала работать официально на минималке год, соответственно, если в этом году необходимо 11,5 балла, то ему необходимо 11,5 лет официального стажа. В следующем году уже 14 лет, через два года уже 16. Повторю ещё раз, в текущем году 70 тысяч человек этой пенсии не увидят, для них пенсионный возраст уже поднят.
О каком же количестве людей идёт речь? Сколько же таких людей на самом деле? По оценкам Росстата, число людей работоспособного возраста в стране составляет 78 миллионов человек, 3 миллиона предпринимателей без образования. Сколько же людей платят в Пенсионный фонд? С какой части людей идут отчисления? Это не 75 миллионов, а 45 миллионов человек. То есть от 30 миллионов человек отчисления в Пенсионный фонд не идут, у них ноль баллов в этом году, у них ноль баллов в прошлом году, у них будет ноль баллов в следующем году. Что это за люди? Это все сельхозрабочие. И если возьмём любое село, кто официально там работает? Учителя, немногочисленные сотрудники местной администрации и работники библиотеки, всё. Это работники, занятые в сфере торговли, как на рынках, так и в магазинах, строители, водители, моряки. В прошлом году, полтора года назад в Астрахани вспыхнула забастовка, моряки не получали зарплаты. Я непосредственно выходил на контакт с Юрием Чайкой, он лично помогал, поддерживал. Прокуратура возбуждала дела, были судебные процессы. Но мы отыграли только официальную минимальную часть заработной платы, потому что на Чёрном море и на южном направлении люди работают только на минималке, а вся остальная часть реальной долларовой заработной платы людьми официально не получается. И таких людей в стране, в общем и целом, 30 миллионов человек. И уже сегодня для них официально принято решение о повышении пенсионного возраста. И в 2020 году каждый седьмой человек, который достигнет пенсионного возраста, пенсию своевременно не получит. А Кудрин говорит, мало 30 баллов, давайте сделаем 52 балла. Давайте сделаем так, чтобы человек 52 года работал на минимальной заработной плате и только после этого он сможет получить минимальную пенсию.
А Минэкономразвития говорит, давайте мы коэффициент замещения утраченного заработка уменьшим. Сегодня он 35%. Много будет. Давайте в рамках макропрогноза на 2035 год отметим коэффициент утраченного заработка в 22%, чтобы при зарплате в 30 тысяч рублей у человека пенсия была 6600.
Возникает вопрос, что же с этим делать? А есть ли смысл повышения пенсионного возраста? 10 лет назад не было разницы в зарплате между теми, у кого 30 лет возраст и у кого 60, одинаковая, примерно, была заработная плата. А сегодня после 40 лет, по данным Росстата, зарплата сразу начинает снижаться, и к 60 годам уже в среднем падает на 20%. Почему так: вроде опыт есть у людей и практика? Эта практика и этот опыт не нужны, потому что они опираются на практику и опыт 1980-1990 годов, а развиваются технологии, развиваются коммуникации, требования к работникам, а механизмов переквалификации работников нет. В странах первого мира ежегодно переквалификацию проходят порядка 45% всех сотрудников, в России – 14%. Причём с возрастом это число уменьшается, и в 60 лет число людей, которые проходят переподготовку, составляет всего 5%, а в Швеции – 65%, и эти люди в этом возрасте не нужны как работники. Поэтому повышение пенсионного возраста означает вовсе не замещение выпадающих работников, а увеличение числа людей, которые никакой работы не получат.
Минэкономразвития в том документе, что цитируют "Ведомости", об этом и говорит, что число пенсионеров будет уменьшено на 11,5 миллиона человек, а рабочих мест будет создано миллион, то есть возникает огромная масса людей, которые пенсии не получат, но не получат и работы, повторю ещё раз, в текущем году уже 70 тысяч человек, кто в этом положении оказался.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагает, во-первых, вкладывать деньги в образование, потому что повышение квалификации, регулярное, методичное, последовательное, позволяет людям реализовать свои практики как работников и по достижению более зрелого возраста. Есть официальные данные, по которым два года дополнительного повышения квалификации предполагают рост валового продукта примерно на 10 пунктов. Это европейская статистика и российская тоже, в зависимости от региона.
Но возьмём ситуацию со здравоохранением.
По оценкам учёного сообщества, Россия ежегодно теряет из-за преждевременной смертности работоспособных людей 12% ВВП, 14 триллионов рублей только из-за того, что люди умирают преждевременно. О чем идёт речь?
Сердечно-сосудистые заболевания. В России на 100 тысяч человек ежегодно умирает по данным заболеваниям 550 человек, а в Европе 127. Во Франции 55. И даже в Албании 154 человека. В Албании 154 мужчины, а в России 557. Где Россия, где Албания? Но это та статистика, которая, в том числе, исключает людей из числа работников. И в среднем по той же самой статистике число потерянных трудолет в России, таким образом, достигает восьми. То есть на восемь лет уменьшается возможность человека работать, и это влияет, в том числе, и на национальную экономику.
Для того, чтобы мы могли этот вызов преодолеть, необходимо, в том числе, увеличить долю расходов на здравоохранение в Российской Федерации в полтора раза по отношению к национальной экономике, с 3,7% до 5,5% ВВП, и увеличить долю нагрузки на образование. И эти ресурсы как раз и позволят нашей стране без повышения пенсионного возраста, без многомиллионной армии старых безработных, которые никому будут не нужны на рынке, без огромных социальных катаклизмов, без уменьшения потребительского рынка прийти туда, куда пришли другие страны мира, а именно к более или менее развитой экономике и к достаточно достойному уровню жизни людей.
Но в этом состоит и разногласие между СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ и российским Правительством, потому что наши предложения как раз основаны на развитии человеческого капитала и предполагают долгосрочное развитие страны и стратегию её будущего.
Мы в ближайшее время будем это рассматривать при переоценке бюджета на 2017 год, который по-прежнему совершенно ничего не решает, латает дыры и точно также погружает страну в будущий коллапс.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ это партия и фракция, предлагающая диаметрально противоположный путь решения вызовов, стоящих перед страной.