17 марта Государственная Дума в третьем чтении рассмотрела и приняла законодательную инициативу фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проект федерального закона № 1108602-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (об установлении при возмещении вреда приоритета восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой). С докладом по законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг.
Анатолий Аксаков:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Данный законопроект был рассмотрен во втором чтении в среду, 15 марта, состоялся обстоятельный разговор. Тогда же было отмечено, что многие предложения депутатов, причем депутатов всех фракций, были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Он значительно продвинул защиту прав автолюбителей. Например, использование для ремонта только новых деталей и расчет стоимости ремонта без учета износа автомобилей и так далее.
В связи с этим считаем, что законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Он прошел все необходимые процедуры согласования, и прошу его поддержать в третьем чтении. Спасибо.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Ярослав Евгеньевич (Нилов, депутат фракции ЛДПР Прим. ред.) выступал, рассказал про подозрения. Но я не буду про подозрения, я буду про факты.
Может быть кто-то и обвиняет автоюристов в чём-то незаконном, но у меня, во всяком случае, мыслей таких никогда не было и не будет. Есть такой бизнес, как предоставление услуг по защите прав автомобилистов, и это уважаемая профессия, и никто на неё не должен покушаться. Но есть мошенники, которые под видом автоюристов грабят и автовладельцев, и страховые компании, в итоге государство, создавая потом проблемы в целом для системы.
Почему такой законопроект появился? Потому что граждане в очередях стоят и не могут получить полисы ОСАГО, а это обязательный полис. То есть получается, добросовестный гражданин покупает автомобиль, а пользоваться не может, потому что он вынужден где-то стоять в очередях, получать этот полис.
Конечно, никто не снимает ответственности за выполнение своих обязательств со страховых компаний, они должны это делать, но их понять можно. Если у них убыточный бизнес, они же частные компании, они всячески пытаются увернуться от выполнения обязательств по ОСАГО и всячески в других видах страхования зарабатывают. Чтобы эту ситуацию исключить, появился этот законопроект.
Вместе с тем вы правы, что к третьему чтению законопроект изменился, и туда добавили гораздо больше изменений, которые защищают права автомобилистов. Но хотел бы напомнить, что появилось такое понятие, что при ремонте ставятся новые запчасти, в старом законе этого не было. Денежная компенсация выплачивалась с учётом износа, а мы знаем, что если срок действия автомобиля восемь лет, например, и он попал в аварию, то за восемь лет он насколько самортизировался, какие деньги автомобилист получит? Он на эти деньги никогда не отремонтирует автомобиль и не сможет им пользоваться. А этот законопроект обязывает страховую компанию оплачивать ремонт с установлением новых деталей. Это не только права автомобилиста, но это ещё права пешеходов, которые меньше рискуют жизнью, переходя дорогу. Плюс не буду говорить о том, что процедура урегулирования убытков сейчас упрощена и так далее.
В целом этот законопроект защищает интересы наших граждан, а не только автомобилистов.
Страховым компаниям здесь есть некоторые поблажки, но и дополнительная нагрузка. Я бы сказал, что для страховых компаний этот законопроект нейтрален.
В целом для граждан он позитивен, и мы предлагаем его поддержать.