О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Николаев о проблемах самозанятой категории граждан

10 марта 2017

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 10 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Николаев:

 mp4 

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые депутаты, коллеги, еще раз добрый день. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к категории населения, которую принято называть самозанятыми. Сегодня такая дискуссия ведется, есть соответствующее поручение Президента страны по этому поводу.

И в настоящий момент мы все с вами совместно с органами исполнительной власти всех уровней уже вовлечены и будем работать над реализацией поручений Президента в соответствии с его Посланием, в ходе которой нам всем необходимо разрабатывать действенные решения, которые направлены на улучшение делового климата, повышение эффективности государственной поддержки отраслей экономики, развитие малого и среднего бизнеса. Необходимо выработать подходы к изменению налоговой политики, предоставлению льгот, исходя из их эффективности, снижению административного давления и ограничению проверочных мероприятий по отношению как к малому бизнесу, так и к иным хозяйствующим субъектам.

В поручениях Президента также, как я уже сказал, обозначена тема самозанятых, но она звучит как определение правового статуса вот этой категории населения, которую принято называть самозанятыми.

Тема самозанятых, по мнению множества экспертов, имеет очень важное значение на современном этапе развития экономических отношений в России, и наряду с определением их правового статуса необходимо их гармонично вовлечь в экономические отношения в стране.

Приведу цитату: "Нам говорят, что в тени находятся 15-20 миллионов человек, но при таких критериях большинство так и останутся вне правового поля. Некоторые виды деятельности вообще не подпадут под легализацию, например, торговля". Так заявил Иван Ефременков – заместитель исполнительного директора "Опоры России", комментируя недавно направленный в Правительство России доклад Минюста, который посвящен проблеме самозанятых.

Так вот, согласно положениям этого доклада, к самозанятым предлагается отнести граждан, самостоятельно и систематически зарабатывающих на оказании услуг и выполнении работ для физических лиц. Такой гражданин не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не может иметь наемных работников.

Опасения экспертов и представителей общественных объединений предпринимателей становятся понятны, если посмотреть на то, что множество уже действующих на сегодняшний день индивидуальных предпринимателей как по роду своей деятельности, так и по получаемым доходам уже сегодня напрямую относятся к категории самозанятых.

Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что эти субъекты, индивидуальные предприниматели, которые относятся к категории самозанятых, вроде бы в силу своего юридического статуса относятся к субъектам малого бизнеса, но при этом практически полностью отсечены от мер государственной поддержки, направленных на малый и средний бизнес в Российской Федерации.

И ещё один очень важный аспект. В силу специфики законодательства индивидуальные предприниматели, которые получают 500 и менее тысяч рублей в год, получается, несут более повышенную налоговую нагрузку, причём это имеет место, когда они платят в специальных налоговых режимах.

Недавно у нас была региональная неделя, и в ходе нее я специально провёл ряд встреч с индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность в сфере торговли. Выясняется, что если ранее многие из них находились в режиме единого вменённого налога, то теперь из-за падения доходов (а доходы упали в связи с тем, что упала покупательная способность населения) они перешли в упрощённую систему налогообложения.

И, конечно же, многие из них, как я уже сказал, ведут свою деятельность самостоятельно, то есть стоят сами за прилавками, являются исключительно самозанятыми людьми. А как только они перешли на новый режим налогообложения, здесь их и ждёт сюрприз, то есть они должны применять в обязательном порядке контрольно-кассовую технику. И по их словам, вот эти затраты на осуществление, обеспечение контрольно-кассовой техникой, по требованию законодательства, находятся в коридоре от 40 до 70 тысяч рублей. А мы с вами помним, когда мы вводили соответствующую норму в Налоговый кодекс, нам Правительство расчётные цифры приводило – 25-30 тысяч рублей будет стоить установка контрольно-кассовой машины для предпринимателей в режиме упрощённой системы налогообложения.

В ходе общения также выяснилось, что на самом деле все эти предприниматели полностью отсечены от мер государственной поддержки, то есть они не участвуют в системах государственных закупок, не получают государственные субсидии и льготы, не имеют возможности пользоваться льготами, установленными для отдельных видов деятельности, не пользуются специальной инфраструктурой, которая создаётся для малого и среднего бизнеса – это технопарки и бизнес-инкубаторы, потому что их деятельность никак не может быть там организована.

Проблема заключается в том, что для самозанятых, исходя из всего этого, нет такого режима, когда бы они могли адекватно реализовывать своё право на труд и получение доходов. То есть действующая система налогов и социальных взносов построена так, что чем меньше доходы, то есть, если меньше 500 тысяч рублей, то тем больше доля изъятий из доходов этих индивидуальных предпринимателей.

И такие изъятия доходят до половины, если речь идёт о менее чем 100 тысяч рублей доходов в год. К сожалению, такие доходы тоже имеются у индивидуальных предпринимателей и, получается, они, с трудом зарабатывая такие не очень-то большие деньги, половину отдают государству.

И если это рассматривать в контексте идеи прогрессивного подоходного налога, например, чем больше доходов, тем больше изъятий, то здесь получается обратная прогрессия.

И, таким образом, получается, есть некий барьер, как говорят предприниматели, то есть, если я получаю меньше, чем 500 тысяч рублей, то мне в принципе нет и смысла вести легальную предпринимательскую деятельность. Вот о чем рассказывают предприниматели в ходе встреч.

И как показал опыт 2013 года, когда был принят закон о повышении социальных взносов для индивидуальных предпринимателей, резко сократилось число индивидуальных предпринимателей. То есть индивидуальные предприниматели оказались очень чувствительны к такого рода незначительным повышениям.

Уважаемые коллеги, нам всем известно из различных официальных источников, что достаточно большое количество людей, которые получают доходы ниже прожиточного минимума, – это более 19 миллионов человек. То есть, получается, огромное число трудоспособных людей не имеют достойного дохода, работая соответствующим образом в неформальном секторе.

Напоминаю вам, хотя многие из вас, наверное, это знают, что пособие по безработице составляет максимум 4900 рублей, а минимум – 850 рублей, в соответствии с постановлением Правительства.

В этих условиях нам нужно менять подходы к самозанятым гражданам с небольшими доходами, нельзя рассматривать их деятельность как бизнес и применять к ним такие же правила, как и для тех, кто получает большие доходы, а это десятки и более миллионов рублей. Ведь такие граждане, то есть самозанятые, прежде всего, выполняют социальную функцию, то есть они обеспечивают себя трудом, получают не очень большие доходы для того, чтобы удовлетворить минимальные потребности и обеспечивать членов своей семьи.

Стимулирование самозанятости, на наш взгляд и на взгляд экспертов, поможет вовлечь граждан в легальную экономику и частично разгрузить бюджетную систему от поддержки тех, кто способен и стремится обеспечивать себя самостоятельно.

Эксперты предлагают несколько подходов, и я хотел бы озвучить их. Речь идет о том, чтобы рассматривать самозанятых граждан с доходами не выше определённого предела в качестве особой категории предпринимателей. Предложить для них меры, стимулирующие вовлечение их в легальную деятельность, исключить фискальную дискриминацию и поставить налогообложение в зависимость от фактического дохода, учитывающего способность плательщика к уплате налогов и взносов. Не дискриминировать самозанятых по видам деятельности, то есть должен быть единый подход по всем, кто имеет низкие доходы, вне зависимости от рода занятий. Рассмотреть вопрос введения налоговых вычетов на доходы ниже прожиточного минимума.

Соответствующие законопроекты, может быть не полностью, но частично решающие названные проблемы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносила и будет вносить, как это положено в соответствии с законодательством. Естественно, она будет принимать активное участие в решении названных вопросов и, конечно же, призывает всех присоединиться и активно работать в этом направлении. Спасибо большое.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International