О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов и Валерий Гартунг о внесении изменений в закон "О недрах"

10 февраля 2017

 см. также ↓

10 февраля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 32848-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности". С докладом выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту вопросы задали и выступили Олег Нилов и Валерий Гартунг.

Олег Нилов:

– Скажите, пожалуйста, сколько сейчас существует на территории России разведанных, открытых карьеров по добыче песка, щебня, всего, что необходимо для строительства дорог? И сколько появится (вы должны были это оценить) вот таких, полученных по упрощённой процедуре, новых? И ещё один вопрос. А что будет после завершения строительства участка дороги? Ведь эти карьеры останутся. Вы что, предлагаете увеличить в два-в три раза количество карьеров в России?

Спасибо.

Евгений Киселев:

Олег Анатольевич, я хочу отметить, что вопросы недропользования в части использования общераспространённых полезных ископаемых относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.

По нашим оценкам, лицензионный фонд составляет свыше 25 тысяч объектов. При этом необходимо отметить, что общераспространённые полезные ископаемые не всегда используются для конкретной цели. Они могут использоваться и для нужд дорожного строительства, и для нужд просто строительства, они могут использоваться для иных нужд.

Законопроект в данном случае был направлен исключительно на те ситуации, когда имеющиеся карьеры и владельцы имеющихся карьеров необоснованно задирали цены, располагая информацией о сооружении автодорог. Именно на это были направлены усилия субъектов Федерации, которые вынесли этот вопрос на Президиум Государственного Совета Российской Федерации.

Мы полагаем, что не всегда необходимо сплошным образом лицензировать участки недр общераспространённых полезных ископаемых. Вменяемость действующих недропользователей в субъектах Российской Федерации будет способствовать этому.

Законопроектом предусматривается регулирование сроков и полноты отработки месторождений в рамках заключённых государственных контрактов и договоров. Процедуры рекультивации являются обычными, нормальными нормами недропользования. Никто не говорит о том, что в стране появятся тысячи разработок, которые не будут должным образом либо законсервированы, либо ликвидированы. Помимо этого можно вовлечь эти месторождения в последующие процедуры в порядке, определённом законом "О недрах", на аукционной основе.

Валерий Гартунг:

Уважаемый Евгений Аркадьевич, вы уже объяснили, что этот законопроект родился, потому что есть случаи необоснованного завышения цен со стороны недропользователей.

Действительно, эту проблему нужно решать, то есть идею законопроекта мы поддерживаем. Но возникает вопрос, а почему вы раздельно вносите изменения в закон о недрах и отдельно идет закон о внесении изменений в контрактную систему, в закон о госзакупках? Почему бы не делать всё это одновременно, поскольку это взаимосвязанный процесс?

Вы так и не сняли нашу озабоченность, ведь депутат задал вопрос, а что будет с законом о недрах, с безопасностью, там очень много всего прописано.

Всё правильно, задачу Президент поставил, её нужно решить, но, к сожалению, в той редакции, которую вы внесли, задача, поставленная Президентом, не решается. Проблем гораздо больше возникает. Спасибо.

Евгений Киселев:

– Я полагаю, что часть этих вопросов возможно обсудить в рамках подготовки ко второму чтению.

В то же время ещё раз обращаю внимание: закон о недрах, и это мнение, наверное, большинства недропользователей и субъектов Федерации, достаточно жестко подходит к вопросам рациональности пользования недрами. Мало таких стран, как Россия, в которых существует такой жесткий регламент соблюдения требований рациональности. Поэтому вопросы и безопасного использования, и экологические вопросы при разработке участков недр будут решаться в рамках действующего достаточно жесткого законодательства о недрах. Законопроектом не предусматривается внесение корреспондирующих изменений в иные законы.

Мы вносим законопроект, направленный на упрощение процедур предоставления права пользования недрами, все остальные вопросы решаются в рамках действующего закона и по нашему мнению не требуют дополнительного урегулирования.

Выступления

Валерий Гартунг:

– Безусловно, мы идею этого законопроекта поддерживаем. Действительно, проблема сегодня есть, есть случаи вопиющие, когда при наличии полезных ископаемых, которые необходимы для устройства дороги в непосредственной близости, везут щебень, песок за 100 и 200 километров и накручивают, естественно, расходы. Безусловно, с этим нужно бороться, и ещё раз подчеркну, мы эту идею поддерживаем.

В том виде, в котором сейчас внесён законопроект, получается такая ситуация, что есть недропользователи, которые в общем порядке прошли через аукционы и заплатили бюджету деньги и пользуются полезными ископаемыми, и несут ответственность за рекультивацию, восстановление этого участка. И появляется другая процедура – под предлогом участия в госзакупках, фактически, альтернативный способ разработки. То есть получается, два участника рынка с разными условиями. Мне кажется, это мы такую бомбу закладываем, учитывая, что если в муниципалитетах, например, есть карьер и он может вообще быть единственным там работающим предприятием и мы, фактически, его лишаем заказов, – то это серьёзная проблема.

Поэтому без увязки с законом о госзакупках, потому что я не соглашусь, что здесь вы только меняете процедуру, вы меняете процедуру, но вы сразу же, фактически, в одном виде деятельности два разных способа закладываете – это опасная вещь. И поэтому, конечно же, нужно в комплексе рассматривать с процедурами по участию в государственных закупках.

Если ко второму чтению мы увидим, что эти опасения сняли, мы свою позицию поменяем. Пока мы не готовы поддержать этот законопроект в таком виде. Во втором чтении, если эти опасения будут сняты, мы его поддержим. Спасибо.

Олег Нилов:

– Представленный законопроект можно было бы поддержать, если бы мы услышали от Правительства о том, что это не какая-то разовая история, а какой-то, как сейчас говорят, тренд, вектор, который будет развиваться и использоваться, и превратится, возможно, в некое подобие такого военно-строительного коммунизма. То есть рынок и капитализм не устраивает, душит, ведь это же было главное, что давайте отдадим в частные руки всё, что можно, и рынок всё расставит на свои места. Что, наелись, да? Теперь обратно отказываете? Так и скажите. И тогда давайте предлагать и смотреть другие составляющие. Что, только песок и щебень в себестоимости дороги? А кредиты, без которых невозможно существование никакого бизнеса вообще нигде, тем более в стройке? Для того, чтобы сегодня купить песок по любой цене, не даст мне соврать председатель Комитета по строительству, нужно заплатить вперёд, сначала деньги заплатить, и даже на МП, потом получите песок. Уже нет никакого доверия, потому что сплошные обманы, как говорят, кидания.

Поэтому, давайте тогда, может быть, им НПЗ маленький построим, потому что топливо тоже дорогое, хорошо бы топливо удешевить, и пусть у них будет маленькая топливозаправочная какая-то станция, которая рядом за полцены им будет продавать этот бензин, керосин, соляру.

Но и другие причины. Что вы не замечаете, что эти "платоны", ещё какие-нибудь "сократы", придуманные опять Правительством, удорожают это же самое строительство на много процентов. Давайте отменим им "Платон". И если бы был это комплексный подход, тогда можно было бы понять и поддержать.

Сегодня я наблюдаю какой-то действительно один шаг, который непонятно приведет ли к итоговому результату, который был здесь заявлен. В то, что те ненавистные, захватившие карьеры алчные предприниматели будут смотреть на это просто так, согласитесь, мало кто поверит. Этим, возможно, воспользуются те же самые владельцы карьеров вообще за бесплатно.

Поэтому пока мы не можем поддержать этот законопроект, а это направление ваше, давайте обсудим более подробно с ответственными представителями Правительства. Может быть, действительно, нужно к нему переходить. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Телефон: +7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2021