О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Леонид Левин о ключевых проблемах средств массовой информации

13 января 2017

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 13 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Леонид Левин:

 mp4 

– Я и от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и от Комитета по информационной политике, который я возглавляю, хотел бы поздравить всех сотрудников медиасферы с Днём печати, пожелать им здоровья и успехов в труде, счастья и творческих успехов.

Но поздравляя, хотелось бы всё-таки немножко поговорить о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются печатные средства массовой информации. Государственная Дума ежегодно при содействии Общероссийского народного фронта предпринимает серьёзные усилия по поддержке печатных СМИ в регионах. Уже на протяжении нескольких бюджетных циклов нам удаётся закладывать порядка 300 млн руб. специальной строкой бюджета на поддержку печатных изданий в регионах.

Эти средства затем распределяются через целевые гранты Роспечати и, таким образом, большое число независимых региональных изданий получает серьёзные средства в виде безвозмездной помощи, которая не требует казначейского оформления и поэтому достаточно оперативно достигает адресата. В этом году благодаря усилиям Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина нам не только удалось сохранить эту сумму, но и добиться порядка в распределении этих средств, предельно комфортного для региональной прессы.

Ключевыми проблемами существования печатной прессы в наше время является сохранение качества и объёмов традиционного бумажного тиража, а также интеграция в строящуюся новую сетевую реальность. Постепенное освоение интернета людьми старших возрастов требует от печатных СМИ скорейшего перехода в цифру. Эти вопросы можно решить за счёт поддержки государства, усилий общественных организаций, таких как Союз журналистов России, по повышению уровня квалификации местных редакций и целевой помощи по адаптации к современным технологическим реалиям.

Заметно более острые проблемы, возможно, требующие законодательного регулирования, существуют в части традиционного бумажного тиража. Символично, что на этой неделе прекратили выход два журнала издательского дома "Коммерсантъ", считавшихся атрибутами эпохи – "Власть" и "Деньги".

Если такие последствия постигли высококачественные федеральные издания, то можете себе представить, как обстоят дела у изданий регионального и муниципального масштаба.

Первое, о чём необходимо сказать, это рост стоимости типографских услуг и тарифов "Почты России". По нашим данным, стоимость работы типографии для крупных изданий, которые распространяются не только по подписке, но и в розницу и, соответственно, имеют различные возможности компенсации, в первую очередь путём экономии за счёт больших масштабов производства, в течение года выросла от 7% до 30%. Большая цифра относится к городам-миллионникам, где себестоимость изготовления, естественно, выше.

Услуги "Почты России" по доставке популярных изданий с большим числом подписчиков возросли в цене на 10%. В большинстве регионов это делают за счёт непосредственной доставки, так как при серьёзном росте других тарифов "Почта" может лишиться дохода от экспедирования, которое газеты в определённых случаях способны осуществлять за свой счёт.

В то же время надо понимать, что в нашей стране очень много протяжённых в пространстве субъектов Федерации. В таких регионах тарифы определяются по зонам: большое расстояние – большой тариф. Соответственно, для многих изданий даже незначительное возрастание цены за каждую зону может означать конец распространению по подписке.

Рост почтовых тарифов имеет очень слабую рыночную мотивировку. Крупным изданиям удавалось за счёт гибкого ведения переговоров сбивать цены на 10% и даже 20%, но в то же время большое количество небольших региональных печатных изданий, не имеющих поддержки в виде федерального бренда, вынуждены были мириться с ростом тарифа доставки и на 30% в год.

Степень конструктивности позиции филиалов "Почты России" в отношении сотрудничества с редакциями можно охарактеризовать на примере Пензенской области. По общему мнению редакторов региона, "Почта" получает большую часть прибыли от подписки, никто не называет цифру меньше 60%. В то же время "Почта" не проводит мероприятий и не поощряет своих сотрудников за увеличение числа потребителей подписных изданий, это при том, что почтальон – одна из немногих уникальных профессий, которая связана с регулярным общением с гражданами, в том числе через доставку пенсий одной из крупнейших социальных групп – пенсионерам.

Дошло уже до того, что конкурсы на лучшего почтальона проводятся не как мероприятия почтовиков по сплочению и стимулированию их работников, а как спонсорские акции районных газет. Большинство редакторов области уверены в том, что без этих акций подписка стремительно упадёт. Таким образом, нищие районные газеты, борясь за сохранение подписки, оплачивают увеличение доходов стратегического предприятия "Почта России".

Говоря о росте цены периодических изданий на бумаге, нельзя не сказать и о самом очевидном и общеизвестном факторе, определяющем этот рост, – это цены, собственно, на бумагу. Не думаю, что для кого-то будет секретом, что производство бумаги в России, фактически, монополизировано достаточно небольшой группой владельцев. После заметного снижения курса рубля бумагу стало очень выгодно продавать за рубеж, и это, к сожалению, отразилось на ценах для российских потребителей. С точки зрения формальной законности это делается без нарушения. Отпускная цена непосредственно на производстве не меняется, в то же время продажи бумаги типографиям практически полностью монополизированы посредниками.

Эти посредники обеспечивают рост цен свыше 25-30% в год. Такое положение сложно объяснить какими-либо экономическими факторами, кроме желания уравнять доходность продаж внутри страны с зарубежьем, не неся при этом транспортных и таможенных издержек.

Перечисленные проблемы ведут к сокращению тиража, а зачастую и самих периодических печатных изданий, их периодичности. Но это, к сожалению, далеко не конец падения. Оценивая свои возможности выжить, как очень невысокие, качественные издания муниципального и регионального масштаба вынуждены соглашаться на "предложения", от которых невозможно отказаться, со стороны структур, близких к региональным властям. Создаются крупные предприятия, информационные холдинги, в которые включаются эти некогда независимые газеты.

Печатные издания попадают в полную зависимость, утрачивают даже теоретические возможности самостоятельной редакционной политики и превращаются в сборник пресс-релизов властей. В итоге это приводит к пресловутому губернаторскому пиару, о котором уже не раз говорилось в стенах Государственной Думы.

Работа парламента по поддержке отечественной прессы и свободы слова не ограничивается только выделением средств из бюджета. Мы постоянно предпринимаем различные шаги для улучшения положения печатной прессы и медиасообщества в целом. Только в прошлом году было проведено несколько законопроектов, направленных на облегчение работы медиапредпринимателей, повышение конкурентоспособности профессиональных журналистов, обеспечение конституционных прав на свободу высказываний и получение информации.

Уже в этом созыве принят закон "Об увеличении рекламных площадей и специализированных печатных изданиях". Нельзя не упомянуть и о принятом в прошлом году законе "О новостных агрегаторах", основной целью которого было урегулирование новых процессов распространения информации в интернете. Его прогнозируемым эффектом стало повышение веса зарегистрированных СМИ, авторитета традиционной журналистики, способной отвечать за свои слова по закону.

Также в прошлом году принят закон о "21-й кнопке", которым был создан механизм справедливого закрепления места в кабельных сетях одного регионального канала через Федеральную конкурсную комиссию.

Выработанный к моменту принятия этого закона критерий позволяет обеспечить нахождение регионального канала на 21-й кнопке в любом субъекте Федерации. Таким образом, было гарантировано сохранение рабочих мест в достаточно многочисленных редакционных коллективах регионального вещания, в том числе, и на национальных языках.

В весеннюю сессию 2016 года нами по инициативе Общероссийского народного фронта была введена обязательная аккредитация журналистов в местных органах самоуправления. Это не только обеспечение конституционной свободы слова, но и значимый шаг, повышающий авторитет и возможности по получению информации журналистами даже небольших СМИ.

Мы продолжаем работу над законопроектом по обязательным социальным гарантиям для журналистов, выполняющих редакционные задания в горячих точках.

Этот законопроект идет тяжело из-за того, что Правительство видит в нем угрозу увеличения бюджетных расходов в связи с возможными тратами редакций с государственным участием.

Считаю принятие такого закона нашим долгом перед памятью и семьями тех, кто погиб за право наших граждан на свободное получение информации. Союзу журналистов России в значительной степени удается обеспечить заботу о семьях погибших журналистов и возможность детям продолжить их дело, но в полной мере эта ноша непосильна даже для такой уважаемой общественной организации и нам надо решать этот вопрос на государственном уровне.

Работа журналиста и в мирной жизни может быть связана с не меньшими рисками, чем в зонах вооруженных конфликтов. Журналисты должны находить и доносить до общества значимую и актуальную информацию, не стесняясь затрагивать при этом самые чувствительные темы. Бывает, что герои публикаций недовольны собственным изображением в зеркале СМИ и стремятся его поправить. Далеко не всегда такие личности ограничиваются угрозами или созданием препятствий в работе. К сожалению, в нашей стране только в прошлом году десятки раз журналисты подвергались прямому насилию. Это недопустимо.

Государственная Дума занимает жёсткую позицию по этому вопросу. И мы считаем, что в интересах всего российского общества всегда будем устранять тени, которые данные случаи бросают на принцип свободы информации и общественные представления об эффективности защиты прав граждан.

Уважаемые коллеги, в день профессионального праздника прессы призываю вас всегда поддерживать парламентские инициативы, направленные на благо отечественной журналистики и медиа-сообщества. СМИ, фактически являясь одной из ветвей власти, от независимости успехов которой зависит благополучие всей страны, в то же время хрупки, уязвимы и подвержены рискам в условиях экономических кризисов или ситуациях произвола.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International