Федот Тумусов: необходимо расширить страхование лекарственного обеспечения для амбулаторных пациентов
см. также ↓Форум "За здоровую жизнь" является самым масштабным и авторитетным мероприятием в сфере профилактики неинфекционных заболеваний в стране и формирования здорового образа жизни населения. О том, как на государственном уровне решаются эти вопросы, рассказал депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Федот Тумусов.
– На ваш взгляд, насколько успешно идет объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и социально ответственного бизнеса в деле снижения смертности граждан России от неинфекционных заболеваний?
– Вопрос крайне широкий. Здесь необходимо учитывать широчайших спектр неинфекционных заболеваний. Однако прогресс явно виден. Если вспоминать наиболее критичные проблемы, приводившие к смертности граждан России, то это, безусловно, нашумевшая история с низкой доступностью обезболивающих лекарственных средств.
За последние два года объединенными усилиями удалось достичь явных успехов в этой сфере. Мы заметно повысили на законодательном уровне доступность таких препаратов. Жалобы пациентов и их близких за это время сократились практически в полтора раза. Росздравнадзор ведет постоянный мониторинг необходимости дополнительного обучения медицинского персонала по фармакотерапии обезболивания. Особое внимание уделяется информированию самих пациентов и их близких по данному вопросу. Кроме того, теперь существует "горячая линия" для граждан по вопросам обеспечения медицинской помощью.
Таким образом, этот пример наглядно показывает те успехи, которые удалось достигнуть за столь короткий период времени.
– Дефицит госгарантий в сфере здравоохранения из года в год растет, в то же время расходы на здравоохранение неуклонно сокращаются. Чем грозит такая тенденция и как можно переломить ситуацию?
– Такая тенденция, если посмотреть с данной точки зрения, крайне опасна, однако не стоит сразу паниковать.
Во-первых, пик кризиса пройден и в ближайшие год-два ожидается рост экономики России, а, следовательно, и рост доходов государства. В этом случае расходы на здравоохранение перестанут снижаться и начнут расти.
Во-вторых, текущая ситуация снижения расходов на здравоохранение дает возможность выявить и исправить недостатки в системе, то есть сделать систему здравоохранения более эффективной и более экономичной.
Наконец, в-третьих, в России существует система обязательного медицинского страхования, финансово обеспечивающая лечение больных и пациентов. Я считаю, что ее расширение даст возможность большей экономии финансовых средств государства и повысит доступность медицинских услуг населению.
– Как бы вы оценили доступность бесплатной высокотехнологичной помощи в регионах? Ведь это необходимое условие как профилактики заболеваний, так и увеличения продолжительности жизни населения.
– Доступность высокотехнологической медицинской помощи – вопрос, требующий особого рассмотрения.
Этот вид помощи дает возможность крайне эффективно диагностировать и лечить пациентов. При этом высокотехнологичность помощи требует приобретения дорогостоящего оборудования, обучения квалифицированного персонала и значительных финансовых затрат со стороны пациентов при получении такой помощи.
Регионы РФ обеспечены оборудованием и персоналом, помощь оказывается почти тысячами медицинских учреждений по всей стране. Однако поскольку процедуры, которые необходимо проходить пациентам, крайне дорогостоящи, далеко не каждому больному она может быть доступна. Как средство преодоления этих проблем существует система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая позволила в 2015 году получить такую помощь 800 тыс. пациентов, а в 2016 – 900 тыс. пациентов. При этом я выступаю за введение дополнительной программы ОМС, поскольку в имеющемся формате она не сможет помочь всем больным по всем нозологиям.
– Какие виды медицинской помощи будет включать в себя дополнительная программа ОМС и чем именно продиктована необходимость такого решения?
– В настоящий момент действующая система позволяет предоставить лекарственные препараты для госпитального лечения, то есть для лечения больных, находящихся в больницах. Однако та часть больных, которые лечатся амбулаторно, не защищена и вынуждена за собственный счет оплачивать покупку лекарственных препаратов. В условиях кризиса и падения доходов это вынуждает малоимущие слои населения выбирать между здоровьем и питанием, то есть либо нормально питаться, либо нормально лечиться.
Я предлагаю расширить страхование лекарственного обеспечения на больных, которые лечатся амбулаторно, то есть не в больницах. В мире такая практика принята и широко используется. Однако с учетом нашего менталитет внедрять такую систему необходимо аккуратно и поэтапно, чтобы избежать в ней махинаций.
Кроме того, на первом этапе ее внедрения необходимы налоговые льготы для социальных фондов, которые будут принимать в ней участие. Таким способом, я уверен, мы сможем защитить здоровье малоимущих граждан России.
– Импортозамещение – главный тренд сегодняшнего дня. Как с этим обстоят дела в сфере здравоохранения? На каком уровне находится государственная поддержка бизнесу в этом отношении?
– Безусловным приоритетом в рамках обеспечения государственного суверенитета и безопасности является импортозамещение в отраслях экономики Российской Федерации. С одной стороны, пока рано говорить о выполнении всех поставленных задач по импортозамещению. Ведь оно требует годы напряженной работы, проработку законопроектов, контроль выполнения задач и максимально оперативную законодательную поддержку.
Но, с другой стороны, мы уже начинаем видеть начало реализации этой тенденции. Например, многие заводы за последние несколько лет начали активно инвестировать и в имеющиеся российские заводы, и в строительство новых заводов. По числу упаковок на рынке России отечественные препараты уже начинают превышать продукцию зарубежного производства. В частности, увеличение в десять раз за последние пять лет доли отечественных препаратов для лечения дорогостоящих орфанных заболеваний, до 46 % (то есть почти половину рынка) занимают уже препараты российского производства, более дешевые, но не менее эффективные, чем их зарубежные аналоги.
Государство старается всеми силами обеспечить поддержку российских предприятий. Например, если рассматривать законодательную сторону вопроса, то мы тесно сотрудничаем с ассоциациями, представляющими российских производителей перед государственными органами. Мы открыты для диалога и внимательно изучаем поступающие нам предложения.
Источник: Информационный центр РНЗ