О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Сергея Миронова на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности

17 мая 2016

 см. также ↓

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов выступил на состоявшемся 17 мая под председательством Президента РФ Владимира Путина заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности:

– Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Жилищное строительство – это, конечно, ключевой вопрос не только для строительной отрасли, для многих смежных отраслей, как говорилось, но и, конечно же, для миллионов, десятков миллионов граждан нашей страны. Поиск ответа на этот вопрос в последнее десятилетие сводился к двум решениям: целевая государственная поддержка и механизм ипотечного кредитования.

Ипотека, привитая нам по образцу американской системы залога недвижимости, не стала чудесной вакциной для решения больного вопроса. Даже в период экономического подъема стабильные доходы не позволяли большинству наших граждан угнаться за растущими ценами на квадратные метры и накопить на первоначальный взнос. И в тучные годы примерно для 70% граждан России ипотека оставалась недоступной, а для 30% оставшихся становилась тяжким, зачастую пожизненным бременем.

Сегодня нам нужно искать новые варианты ответов на существующие вызовы, развивать качественно иные формы поддержки жилищного строительства. Государство и частный сектор могут и должны взаимодействовать эффективно, когда бюджетные средства не просто подпитывают финансовую систему, а реально работают в интересах граждан и отрасли.

Такие формы государственно-частного партнерства есть, и в первую очередь это механизм строительных сберегательных касс. Этот механизм успешно зарекомендовал себя в Европе, вся послевоенная Германия была отстроена таким образом. Характерно, что во время кризиса 2008–2009 годов именно система стройсберкасс в Европе, в отличие от банковского и ипотечного краха, никуда не делась, а выстояла, даже еще и прибавила. И кстати, тоже далеко за примером ходить не надо. Наш соседний Казахстан очень успешно и эффективно внедряет строительные сберегательные кассы.

Предложение нашей Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о строительных сберегательных кассах было в целом одобрено на высшем уровне еще несколько лет тому назад. И если бы уже тогда механизм заработал, то к сегодняшнему дню многие миллионы российских семей могли бы решить жилищный вопрос. Этому реально помешали, вероятно, подспудные опасения финансового блока нашего Правительства, который опасался, что стройсберкассы станут конкурентами для банковского сектора. Да, это конкуренция, конкуренция в интересах граждан и отрасли. И нам, вероятно, все таки нужно расставлять приоритеты, что важнее: поддержка банковского сектора или населения и реальных секторов экономики.

Строительные сберегательные кассы принципиально не заточены на высокую маржу и вообще на получение какой либо прибыли. Это некоммерческие кредитные организации, единственная задача которых – накопление средств граждан на получение жилья. При этом кредитование через стройсберкассы, как показывает практика, в два-три раза дешевле, чем ипотека.

Для государства этот механизм также выгоден, поскольку в случае со стройсберкассами государственные вложения реально оседают, что называется, "на земле", работают непосредственно на нужды людей.

Еще один вид частно-государственного партнерства, стимулирующий рынок жилья, – это жилищно-накопительные кооперативы.

Уважаемый Владимир Владимирович, в феврале на встрече с Вами я рассказывал об очень позитивном опыте моего коллеги, заслуженного строителя, депутата Государственной Думы Юрия Алексеевича Селиванова, который работает в Белгородской области и успешно реализует (я вижу, Игорь Иванович Шувалов кивает, он тоже встречался с Юрием Алексеевичем) как раз механизм жилищно-накопительного кооператива.

С его помощью сегодня приобретают квартиры не только жители Белгорода, но и еще граждане 92 городов Российской Федерации. Участники кооператива успешно кредитуют друг друга без всяких фантастических банковских процентов, без рисков ипотеки.

Безусловно, этот механизм работает при условии господдержки, в данном случае на уровне области при прямой официальной поддержке губернатора Савченко.

И вот тоже очень характерный пример. С нового года увеличились ставки на имущество, в частности, для жилищно-накопительных кооперативов ставка налога на имущество стала достигать 2% от кадастровой стоимости. И эта мера, конечно, в целом грозит "похоронить" полезную инициативу в зачаточном состоянии.

Но в регионе губернатор внимательно отслеживает, и тут же эта ставка для жилищно-накопительного кооператива была снижена до 0,3%. Это показывает, что поддержка жилищно-накопительных кооперативов для местного бюджета выгоднее. И если бы этот механизм получил распространение по стране, то действительно стал бы еще одним очень эффективным элементом самоорганизации граждан, взаимного такого контроля, а самое главное, появилась бы реальная альтернатива долевого строительства и ипотечного кредитования.

Подобные формы обеспечения граждан жильем требуют государственного участия, но гарантируют значительно большую отдачу, нежели мы получаем от госвложений сейчас. Сегодня эта отдача минимальна. Например, государство выделило 4,5 миллиарда рублей Агентству по ипотечному жилищному кредитованию для реструктуризации ипотечных кредитов. И в результате, как известно, было реструктурировано лишь несколько десятков займов. Социальная льготная ипотека также фактически не заработала, программа "Жилье для российской семьи" реализована, по данным Минстроя, на февраль этого года буквально на сотые доли процента. И как мы видим, ипотека – не единственный механизм, тем более очень такой прожорливый, тяжеловесный механизм, который сложно прокормить и которым тяжело маневрировать. Вероятно, нужно действительно искать и находить иные пути.

Также считаю, что государство может помогать отрасли не просто в экстренном, но и в эффективном режиме, и это не только те примеры, которые приведены. Сегодня уже и Вы упоминали, и говорилось о расширении арендного жилья. Необходимо, безусловно, за бюджетные деньги расширять строительство социального жилья. Соответствующие предложения также находятся и в Государственной Думе на рассмотрении в виде поправок, и в соответствующих министерствах. Надеюсь, что сегодняшнее заседание Госсовета поможет в дальнейшем идти не по накатанным рельсам, а все таки действительно вырабатывать и реализовывать принципиально новые пути решения проблем в жилищном строительстве.

Спасибо за внимание.

По материалам источников: Официальный сайт Президента РФ

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International