О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Пассионария России

Сергей Миронов, 21 января 2016

 см. также ↓

15 января 2015 года ушла из жизни народная артистка России, член Президиума Центрального совета политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Римма Васильевна Маркова.

Без малодушной укоризны
Пройти мытарства трудной жизни,
Измерять пропасти страстей,
Понять на деле жизнь людей,
Прочесть все чёрные страницы,
Все беззаконные дела...
И сохранить полёт орла
И сердце чистой голубицы!
Се человек!..

Эти стихи написаны Тарасом Шевченко в позапрошлом веке, но как будто про нашу Римму Васильевну!

Впервые я увидел её в юности – по телевизору шёл фильм с её участием. Фильм не помню, а вот актриса Маркова запомнилась сразу и навсегда. Потом, ближе узнав экранную жизнь её героинь, я заметил в ней то, что профессионалы и поклонники знали давно: её человеческая и актёрская индивидуальность была выше и масштабнее любой кинороли, даже такой, как Надежда Петровна в знаменитом "Бабьем царстве". "Бабье царство" – это село, оставшееся без мужчин, которых забрала война: вместо них пришли фашисты. Простая колхозница Надежда Петровна волею судьбы вынуждена была стать во главе отчаявшихся женщин, изведать с ними весь ужас оккупации, потерять мужа и сына, но не потерять себя, сохранить своё человеческое достоинство и помочь другим справиться со своим горем.

Судьбоносная роль в "Бабьем царстве" помогла Римме Васильевне собрать целую коллекцию призов, в том числе специальный приз международного кинофестиваля в испанском городе Сан-Себастьяне. Она получила его "За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой драматической силы". Это было в 1968 году. Спустя почти 40 лет здесь, на отечественном кинофоруме, она удостаивается приза "Хрустальный лотос" с похожей формулировкой: "За создание на экране образа истинно русской женщины". Достойная награда, но если иметь в виду, что все 60 кинематографических лет в послужном списке актрисы преобладали эпизодические роли (критики даже титуловали её "королевой эпизода"), значение любой награды умножается.

Вспомним выдающиеся киноленты с её участием: "Журавушка", "Вечный зов", "Сладкая женщина", "Родня", "Покровские ворота"... Каждый сыгранный ею эпизод – это маленький шедевр внутри большого. Она буквально выламывалась из всех киносценариев. Вот навскидку два примера: чего стоит приговор несчастному пациенту "резать к чёртовой матери" в "Покровских воротах" (роль врача-хирурга) или образ шпалоукладчицы в социальной телерекламе "Русский проект" на Первом канале, где они с Нонной Мордюковой вначале чуть не дерутся, потом мирятся и, обнявшись, поют и плачут! По этому поводу Валентин Гафт очень точно подметил: "...того, что она сделала, достаточно, чтобы сложить все её небольшие роли в один образ, и это будет образ нашего кино".

Вот почему Римма Васильевна Маркова – не только популярная и любимая, но и подлинно народная актриса, создавшая галерею замечательных женских образов, сберегаемых в памяти народной. В её героинях мы видим лучшие черты национального характера, они восхищают своей открытостью и прямотой, своей страстью бороться против несправедливости и безнравственности, способностью идти напролом и защищать то, во что веришь. Как верно заметил Никита Михалков: "Ни в одной героине Риммы Васильевны – в какой бы тональности они не были сыграны – никогда нет ничего покорного, кроткого, смиренного, рабского".

В одной из статей о Марковой я прочитал: "Большая актриса из народа и символ советской эпохи..." Увы, первая часть утверждения неверна, т.к. актриса родом из профессиональной театральной семьи, вторая же часть несправедлива: а как же монументальная роль матери в фильме "Савва Морозов"? А специально написанный для неё сценарий фильма "Вероника не придёт"? А любимые молодёжью "Дозоры"? Я сам не раз был свидетелем того, как знают и уважают Маркову в молодёжной среде.

С живой легендой российского кино мне посчастливилось познакомиться в 2006 году: оба присутствовали, как говорится, "при родах" новой политической силы, которая получила название "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Редкий случай для представителя творческой интеллигенции, предпочитающего позицию "вне политики": Римма Васильевна стояла у истоков двух политических партий. С 1993 года она "качала колыбель" Российской партии пенсионеров, а с 2006 года и до конца своей яркой и стремительной жизни растила и по-матерински опекала "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ".

Странно, что все википедии-энциклопедии замалчивают политическую составляющую в биографии актрисы или упоминают о ней вскользь, а ведь её приход в политику был для неё органичным и неизбежным. Истинно русская женщина в её лице должна была шагнуть с экрана в жизнь, и как только это стало возможным – это случилось.

"Бедность и нищета убивают нас, но жажда справедливости заставляет бороться!" – так мотивировала Римма Васильевна свою активную жизненную позицию на одном из наших митингов. А какой праведный гнев вызывало у неё чистоплюйское "Я вне политики"! "Как можно быть вне политики, если политика – часть нашей жизни!" – возмущалась она.

Знаете, каким был первый поступок Риммы Васильевны на политическом поприще? Она принесла мне список из 50 заслуженных актёров нашего кино и попросила оказать им материальную помощь, хотя бы разовую: они с трудом сводили концы с концами. Горестно и совестно было читать эти вырванные из тетради листки со знакомыми с детства именами... Я призвал своих товарищей превратить нашу разовую помощь в постоянную и очень рад, что нам удалось это сделать с лёгкой руки Риммы Васильевны. В этом поступке – вся Римма Маркова.

В юности она добилась, чтобы никому не известного в Москве актёра из Махачкалы Иннокентия Смоктуновского взяли на работу в Театр имени Ленинского комсомола. Так и слышишь, как она напористо убеждает влиятельную актрису и режиссёра столичного театра Софью Владимировну Гиацинтову: "Если возьмёте такого актёра, как Смоктуновский, половину театра придётся уволить". Довод, конечно, не бесспорный, но с Риммой Марковой не поспоришь – она-то из лучших побуждений старается! Великий Смоктуновский до конца жизни был благодарен своей подруге юности. А вот признание в любви великой Нонны Мордюковой: "А ещё, Римма, я люблю тебя за то, что твой русский характер так похож на мой русский характер!" Общеизвестный факт, что обе актрисы долгое время дружили, но мало кто знает, от каких предложений отказывалась Римма Маркова, считая, что Нонна Мордюкова сыграет лучше неё предлагаемую роль.

Лёгкая на руку, быстрая на слово, скорая на подъём – сколько километров исколесили мы с ней по городам и весям нашей Родины во время избирательных кампаний! Одна известная медийная дама как-то мимоходом заметила в эфире популярной радиостанции: мол, партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" – это всего лишь департамент партии "Единая Россия". Слышала бы Римма Васильевна – не замедлила бы просветить неосторожную ораторшу, как встречали нас в больших и малых городах ретивые чиновники, как запирали двери домов культуры и кинотеатров под надуманными предлогами, лишь бы не допустить встреч с избирателями. "Открывайте двери – я буду с людьми разговаривать в темноте! Они меня услышат и поймут!" – гремел голос Риммы Васильевны в ответ на сообщение об испортившейся электропроводке.

Обидно, что в биографических данных о Марковой, распространяемых в интернете, упоминается лишь её участие в выборах в Государственную Думу 2011 года. А ведь до этого была очень тяжёлая и напряжённая избирательная кампания 2007 года, когда наша новорождённая "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" впервые стала парламентской партией, в том числе благодаря неимоверным усилиям неутомимой и неугомонной Риммы Васильевны Марковой. А ещё были региональные выборы, президентские выборы... Только непосредственные участники знают, чего нам стоили эти кампании и какой ценой мы в них побеждали!

Между тем стрелка часов на циферблате её жизни уже перевалила за цифру 80. Но казалось, что ей износу не будет. Накануне её 85-летия мы долго думали: каким особенным подарком можно было бы удивить и порадовать нашего боевого товарища? Идею подсказала директор музея при Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского Валентина Алексеевна Щукина. Она прислала мне любопытную фотографию 1940 года. На фоне театрального здания – группа артистов, стоящих и сидящих, а перед ними, на переднем плане – знакомое серьёзное лицо, обрамлённое густой чёлкой: наша Римма 15 лет от роду! И такая легко узнаваемая! Оказывается, её отец недолго служил в этом театре, и вот оба попали в кадр! Разумеется, мы тут же увеличили фотографию до максимального размера, вставили в красивую рамку и торжественно вручили юбиляру.

Надо было видеть, с каким радостным изумлением она разглядывала себя пятнадцатилетнюю... Кстати, этой фотографии у Риммы Васильевны почему-то не было, хотя фотоархив у неё богатый. Когда мы готовили буклет к её дню рождения, то буквально ломали голову, как втиснуть в избранный формат несметное богатство остановленных мгновений, каждое из которых было прекрасным – от младенческих лет до последних дней. Все они наглядно свидетельствовали: какой красивой она родилась и с каким ярко выраженным характером!

Сожалею, что не удосужился в своё время посмотреть на теле¬экране поединок Риммы Васильевны с моим коллегой – депутатом Госдумы (но не однопартийцем!). Зато прочёл об этом в зарисовке её подруги Татьяны Георгиевны Конюховой – предлагаю и вам:

"...Никогда не забуду, как подошла она к "Барьеру" (телешоу В. Соловьёва) и вступила в поединок с депутатом Госдумы Х. В процессе разворачивающейся "битвы" разума с ... передо мной (ассоциативно) возник образ гениальной испанской женщины-трибуна Долорес Ибаррури, Пассионарии (Пламенная).

Маркова сразила наповал самодовольство, чванство, беспомощность депутата и доказала, что Римма Васильевна Маркова – Пассионария России!

Своим "короткометражным явлением" благодаря мощной силе таланта настоящей трагической актрисы она вошла в сердца миллионов зрителей, как метеорит вонзается в землю".

Пассионария России – такой осталась в наших сердцах наша незабвенная Римма Васильевна.

P.S. Когда её не стало, мы решили в память о ней учредить национальную премию имени Риммы Марковой с кратким и выразительным названием "Соль земли". Евангельская метафора – она про таких, как Римма Васильевна.

"Мы награждаем людей, которые, я уверена, войдут в историю нашей страны", – сказала на церемонии представления первых лауреатов нашей премии "кинематографическая дочь" Марковой Елена Драпеко.

Надеюсь, Елена Григорьевна не обидится на меня за мою поправку: лауреаты премии имени Риммы Марковой 2015 года уже вошли в историю России. Это народная артистка СССР Эдита Пьеха, всемирно известный путешественник и писатель Фёдор Конюхов, народный артист России Александр Михайлов. Фёдор Конюхов заявил, что возьмёт премию с собой в кругосветное путешествие на воздушном шаре летом 2016 года.

Ну что же, в добрый путь, как говорится...

Источник: Литературная газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International