15 декабря Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 756340-6 "О внесении дополнения в статью 2.3 Федерального закона "О недрах" (в части отнесения к участкам недр местного значения участков недр, содержащих ресурсы ископаемой мамонтовой кости), внесенный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Законопроект представил его автор Федот Тумусов:
- Уважаемые депутаты Государственной Думы!
В одном из ноябрьских номеров журнала "Российская Федерация", который является официальным органом Федерального Собрания, написано, что Россия является родиной мамонтов. Там же написано, что мы очень скоро станем свидетелями клонирования мамонта. Однако они вымерли 10-11 тысяч лет назад, и сегодня сбор останков этих древних мамонтов и мамонтовых бивней стал очень криминальным бизнесом. И самое плохое то, что в эту криминальную зону попадают наши коренные, постоянные жители северных территорий, где в основном находят эти мамонтовые бивни.
Предлагаемый законопроект направлен на исправление именно этой ситуации. Что на самом деле происходит? Образно говоря, происходит следующее. На берегу реки или на берегу Ледовитого, Тихого океана сидит человек с контейнером и с пачкой денег. К нему на моторных лодках привозят эти самые мамонтовые бивни, он рассчитывается, потом складывает все в контейнер, и этот контейнер вывозится в Китай, где бивни пользуются большим спросом и продаются по высокой цене.
При этом надо заметить, что от того места, где нашли этот мамонтовый бивень и привезли к этому человеку с деньгами, человек находится вне правового поля. Потому что тот, который покупает, он имеет лицензию, то есть официальное разрешение на сбор, но сам лично, конечно, он не занимается этим поиском, значит, поиском занимаются постоянные жители этих северных районов, и они находят и привозят. И вот, когда они находят, они, конечно, без лицензии, приводят человека с лицензией. И в этом смысле это огромное упущение нашего российского законодательства, и мой законопроект направлен на исправление этой ситуации.
Ископаемые мамонтовая кость, бивни мамонта по биологическому происхождению, физико-химическим свойствам, распространению и сохранности в природной среде принадлежат режимным территориям пограничной зоны Российской Федерации, особо охраняемой природной территории, в том числе, территории традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера Российской Федерации. Отношения, которые складываются при пользовании их ресурсами, коренным образом отличаются от остальных видов твёрдых полезных ископаемых. Основной объём мамонтовых костей собирается, как я уже сказал, местным населением, как в процессе традиционной хозяйственной деятельности попутно, так и специальными поисковыми работами.
Таким образом, основным первичным пользователем ресурсов является местное население, а для его поиска и добычи не требуется никаких проектных и иных работ, как для геологоразведочных и горных работ.
Пользование ресурсами мамонтовой кости имеет древнюю историю, а промышленный промысел мамонтовой кости более чем 300-летнюю историю, фактически является традиционным природопользованием местного населения, которое должно учитываться действующим законодательством, как основой их рационального пользования.
Существующая система регулирования пользования ресурсами мамонтовых останков как предоставление права пользования участками недр для сбора палеонтологических коллекционных материалов, имеет правовые коллизии и завышенные требования, подобные для добычи твёрдых полезных ископаемых. Обеспеченность, например, заявителя финансовыми, кадровыми и техническими возможностями, ограничениями, несовместимыми для развития по времени, одним сезоном, разрешения выдаются только на один сезон. По объёму, единичными образцами, то есть непреодолимыми при бюрократических барьерах для юридических и физических лиц, которые проживают в районе Арктики, родовых и кочевых общин коренных малочисленных народов Севера, сельскохозяйственных кооперативов и индивидуальных предпринимателей.
Решения о предоставлении участка недр для сбора мамонтовой кости принимаются органом управления Фондом недр субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным финансовым органом, федеральным органом управления Фонда недр. А лицензию выдаёт, заметьте, последний территориальный федеральный орган управления фонда недр, не принявший никакого решения. Он как бы согласует, а потом выдаёт лицензию.
Научное и геологическое изучение мамонтовой фауны не отделено от промышленного промысла. Сбор других костных и трупных остатков мамонтовой фауны регулируется, как сбор мамонтовых костей. Это приводит к потере экспонатов, имеющих научную и культурную ценность, в том числе мирового значения. Принятие проекта закона в этой редакции, которую я предлагаю, позволит отделить научное изучение мамонтовой фауны от промышленного промысла мамонтовых костей. Такое положение дел по правовому регулированию промысла без участия органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеет существенные негативные последствия.
Первое. Система предоставления права пользования, как я уже сказал, забюрократизирована, не позволяет планировать деятельность пользователей недр на определённый период. Выдаётся разрешение только на год.
Второе. Учёт оборота искажён и является некорректным.
Третье. Нет контроля со стороны надзорных федеральных органов.
Четвёртое. Нет платежей за пользование природными ресурсами, кроме госпошлины за лицензии.
И пятое. Оборот контролируется криминальными структурами. Имеются случаи проникновения иностранных предпринимателей и закуп и вывоз за границу. И постоянно появляется информация о том, что происходит спекулятивный и неразрешённый вывоз, задержание этих мамонтовых костей в таможенных органах.
В целях рационального пользования ресурсом мамонтовых костей, в целом ресурсами мамонтовой фауны, требуется отнесение участков недр, содержащих потенциальные ресурсы, к участку местного значения, и это позволит решить те проблемы, которые я уже перечислил. Прошу поддержать. Спасибо.