О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Михаил Сердюк: Госдума рискует, принимая "однозимний" бюджет

02 декабря 2015

 см. также ↓

Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Михаил Сердюк высказался в связи с принятием думским большинством во втором чтении проекта федерального бюджета на 2016 год:

– Правительственный вариант бюджета на 2016 год, как порядочный бомж, давно и уверенно оброс громкими определениями. Несдержанность при выборе оценочных эпитетов – в диапазоне от оскорбительного до ироничного – легко объясняется его ключевыми параметрами.

Привычный вариант трехлетнего планирования бюджета решено заменить однолетним. Главной причиной такого эксперимента называют тревожную ситуацию на мировом рынке энергоносителей. Пока нефтяная игла остается на удивление уютным троном для нашей экономики, подобные метания между интервалами планирования российского бюджета неизбежны.

В чем главная особенность однолетнего финансового плана? В том, что отказ от более протяженных горизонтов (в силу внешних, неблагоприятных для страны условий) делает его заведомо более пессимистичным по сути? Обычная логика подсказывает – да. Но только если не смотреть на внутренние условия в России. А их состояние таково, что точное исполнение бюджета к концу 2016 года создаст отличный фундамент для дальнейшего планирования – бюджетных строк и, соответственно, статей расходов станет заметно меньше. Просто потому, что ряд отраслей российской экономики могут исчезнуть или остаться в объемах статистической погрешности.

Минфин особо этого и не скрывает. "Мы должны быть готовы к любому развитию событий, а значит, сейчас необходимо пересматривать неэффективные, избыточные обязательства, улучшать структуру бюджета", – цитата из недавнего выступления Силуанова. Причем, паузы между подобными инфернальными откровениями правительственных финансистов становятся все меньше, а самоуверенная образность высказываний о "неэффективных обязательствах" – все прозрачнее.

Стоит ли удивляться лихорадочной замене калькулятора на скальпель? Сокращение расходов на образование (минус 53 млрд рублей) и на здравоохранение (минус 42 млрд), вероятно, говорит об избыточно здоровом и образованном населении. Которое, судя по выкладкам ученых из НИИ того же Минфина, способно заранее четко спланировать собственные недомогания и приступы, чтобы аккуратно уложиться в годовой лимит из четырех бесплатных вызовов "скорой". Да и подписанный Президентом указ о повышении зарплат медработникам будет, скорее всего, осуществлен. Но только за счет повальных сокращений. В общем, закон сохранения материи в новом, бюджетном ракурсе.

Более чем на 40% сократится финансирование сферы ЖКХ – с учетом фактически нулевой индексации зарплат коммунальные услуги еще заметнее прижмут семейные бюджеты. При этом говорить о фактически двукратном соотношении реальной инфляции к запланированной кабмином считаю вообще излишне.

Но самый, пожалуй, выдающийся фокус с официальными комментариями к чудовищным бюджетным показателям был изобретен в недрах творческой мастерской "Единой России". Озвучивая судьбу пенсионных выплат в 2016 году, депутаты-единороссы прямо заявили: "пенсии будут увеличены два раза". Разумеется, для многих пенсионеров с ослабленным слухом из телевизора прозвучало неожиданно бодрое: "...будут увеличены в два раза"! Уверен, подобные акустические трюки со стороны талантливых коллег из числа думского большинства будут в ходу.

И что характерно: Правительство старательно переносит акценты на необходимость сокращения расходной части бюджета, прикрываясь трогательной заботой о минимизации дефицита и о закромах Резервного фонда. Но ведь никто не мешает (наверное) отталкиваться от обратного – увеличения доходной части. До сих пор мы не услышали сколь либо внятных аргументов против альтернативного подхода, предложенного "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ".

Мы предлагали дополнительные источники доходов, вовлечение которых в активный бюджетный оборот не нанесет никакого ущерба экономике. К примеру, дополнительные полтриллиона рублей могло бы принести в бюджет введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан. Еще свыше 100 млрд способен обеспечить налог на роскошь. Гигантский плюс к доходной части бюджета – отказ от возмещения НДС экспортерам сырья. В абсолютном выражении эта сумма превышает 1,7 трлн рублей. А в совокупности с введением госмонополии на спирт, "выпрямлением" таможенных платежей, отказом от налогового маневра в нефтяной отрасли, обеспечением прозрачности госзакупок и целым рядом других источников, задействованных по-прежнему большей частью в теневом, внеэкономическом обороте, "альтернативные" поступления в казну практически сопоставимы с доходной частью правительственной версии бюджета! Но и сегодня провластное большинство нижней палаты фактически отмолчалось. Беспомощное, презрительно-истеричное, эрдогановское молчание.

Хотя глава Минэкономразвития в бюджетных ориентирах убежден больше, чем кто-либо. Министр экономического развития Улюкаев прогнозирует уверенный рост ВВП, начиная уже со второго квартала 2016-го – за счет восстановления потребительского спроса и материальных запасов в экономике. Вероятно, в авангарде этого процесса – правительственные чиновники, в пылу сражений за Резервный фонд чуть было не забывшие о себе. Но обошлось, вовремя вспомнили и, пусть даже вопреки прямому указанию Президента, увеличили государственные расходы на свое содержание.

Вообще, увязать явное снижение покупательной способности населения с ростом спроса, конечно, можно, но исключительно в теории. На практике откровенно бульдозерная защита правительственного бюджета думским большинством, скорее, напоминает принцип "ввяжемся в драку, а там разберемся".

Только разбираться с итогами этой драки предстоит гораздо раньше, чем запланировано. Поскольку, применительно к бюджету "однолетний" – это не пессимизм. Нет, напротив, это бескрайний оптимизм. Скорее, бюджет "однозимний", и уже к началу весны придется срочно корректировать большинство его параметров.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International