Дмитрий Ушаков о бюджете Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования
см. также ↓13 ноября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проекты федеральных законов № 911757-6 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год", № 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", № 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год". Доклады по данным законопроектам сделали: официальный представитель Правительства РФ, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, официальный представитель Правительства РФ, председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, официальный представитель Правительства РФ, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Дмитрий Ушаков.
Дмитрий Ушаков:
Бюджеты трёх фондов, три надежды на долгосрочную сбалансированность и финансовую устойчивость. Пенсионный фонд, индексацию пенсии весь день сегодня обсуждаем, для всех больной вопрос. Индексируется на 4%. Понятно, что это ниже фактической инфляции 2015 года 12,2. Ниже прогнозной инфляции на 2016 год 6,4. И ниже темпов роста заработной платы 7,2%. В результате коэффициент замещения снижается в 2016 году до 35,4% с 36,3% в 2015-м. Коллеги, вспомните бюджет Пенсионного фонда на 2013 год, тогда бюджет составлялся на три года, и глава Пенсионного фонда докладывал, что трудовая пенсия с 10 тысяч рублей в то время к 2015 году увеличится на 46%. Где эта средняя пенсия в 14 тыс. 600 руб.?
На конец 2016 года по прогнозу средний размер страховой пенсии составит 12 тыс. 689 руб. О каком разгоне инфляции мы говорим, если индексация на 4% обеспечивает всего плюс 353 руб. к ежемесячной пенсии пенсионера? За это время совокупный платёж на коммунальные услуги будет проиндексирован на 7,5 и вся эта индексация пенсии уйдёт на оплату повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. О каком сохранении уровня социальной обеспеченности можно говорить при такой индексации?
Работающие пенсионеры. Экономия на отсутствии индексации 87 миллиардов рублей, согласно пояснительной записке Пенсионного фонда. Согласен с коллегой Ищенко. Почему Правительство считает, что не индексировать пенсии работающим пенсионерам это справедливая мера, если это не добрая воля, это вынужденная мера, на которую идут наши пенсионеры, пока у них есть силы, чтобы хоть как-то выжить? Работающие пенсионеры лишаются даже тех плюс средних 353 руб., которые мы добавляем неработающим пенсионерам.
Материнский семейный капитал вообще не индексируется на 2016 год. Когда вводилась эта мера, рассчитывали эквивалент, там красивые цифры, 10 тысяч долларов. Да, в то время доллар был 25 руб. 250 тыс. был материнский капитал. Сейчас проект федерального бюджета, курс рубля к доллару заложен в размере 63,3. Давайте доводить размер материнского капитала до 633 тысяч рублей с нынешних 453. Но денег в бюджете фонда нет.
В бюджетном Послании Президента говорится о том, что необходимо решить задачу обеспечения долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций фонда из федерального бюджета.
Что на самом деле? Из года в год: 2014-й, 2015-й и в 2016-м году доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме доходов фонда вырастает до 42,3%. Это 3,2 трлн рублей.
Принято решение о продлении моратория на взносы в накопительную составляющую систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году. Экономия 342,2 млрд рублей. Эти средства пойдут на выплаты текущих обязательств по пенсионному обеспечению. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда являются те же самые средства пенсионных накоплений, только находящиеся на счетах фонда и в доверительном управлении.
Остаток средств пенсионных накоплений оценён Счётной палатой на 1 января 2016 года в 1,5 трлн рублей, на конец 2016 года будет уже 1,3 трлн. То есть объём денег уменьшается, а объём обязательств по накопительному элементу остаётся.
С учётом ежегодного роста численности пенсионеров через год, в 2017 году, ещё больше средств пенсионных накоплений, которые находятся у фонда и управляющей компании, совершенно точно направят на выплату текущих обязательств по пенсионному обеспечению в 2017 году. Полная индексация пенсий до уровня инфляции 2015 года и сейчас оценивается практически в 1 трлн рублей.
Отказ от накопительной составляющей страховой пенсии является такой же неизбежностью, как поэтапное повышение пенсионного возраста, о котором говорил Председатель Правительства. Ведь даже сейчас в бюджете фонда обеспеченность потребности выплат страховой пенсии поступлениями страховых взносов в 2016 году составит 70,5%. Это на 3,5% пункта ниже уровня обеспеченности 2014 года. И балансируется этот уровень отказом от индексации пенсий в полном объёме, отсутствием индексации пенсий работающим пенсионерам и мораторием на накопительную составляющую.
Как бы мы тут ни хотели, только полным возвратом к распределительной пенсионной системе и только введением плоской шкалы взимания страховых взносов без установления предельной величины базы для начисления страховых взносов можно существенно повысить финансовую устойчивость Пенсионного фонда. И чем раньше Правительство решится на этот шаг, тем меньше нужно будет искать такие экзотические источники доходов для выплаты пенсий, как, например, 1 млрд рублей в виде дохода от реализации субъектами России гуманитарной помощи, предоставленной в Российскую Федерацию ещё в далёком 1998 году. Тем более, пока уже, как говорили, сколько лет не актуализирована стратегия развития пенсионной системы, и с учётом новых реалий, и не утверждена государственная программа развития пенсионной системы.
В альтернативном бюджете "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" предлагаются как раз эти меры, а также полная индексация пенсий.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Из общего объёма расходов ФОМС, бюджета, 1,5 трлн составляют субвенции, передаваемые территориальным фондам ОМС на оказание гражданам медицинской помощи по базовой программе государственных гарантий.
Анализ динамики объёмов расходов ФОМС и субвенций с 2013 по 2016 годы, если 2013 год взять за базу, так как это был последний год, когда общие государственные расходы в реальных ценах не снижались, а показатели здоровья населения улучшались, показывает, что объемы субвенций в территориальные органы ОМС сократились на 101 миллиард рублей, и это без учета дефицита реализации базовой программы ОМС, которая раскладывается ежегодно.
Общее сокращение объемов государственного финансирования в сопоставимых ценах в 2016 году по сравнению с базой 2014-го составляет 14%.
Сбалансированность бюджета ФОМС в 2016 году планируется достичь за счет внутренних источников.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что покрытие дефицита бюджета ФОМС на 2016 год за счет внутренних источников в сумме 26,8 миллиарда рублей неправомерно, поскольку это средства, недоплаченные за медицинскую помощь в 2015 году, преимущественно за декабрь предшествующего года.
Общий объем средств, общий дефицит средств, предназначенный на реализацию базовой программы ОМС в регионах, по сравнению с 2013 и 2014 годами, в сопоставимых ценах составит более 180 миллиардов рублей, это значит, что настолько же меньше будет оказано бесплатных медицинских услуг для населения по базовой программе ОМС.
В бюджете ФОМС предусмотрены межбюджетные трансферты, передаваемые в федеральный бюджет в сумме 188 млрд рублей.
Да, уже здесь обращали внимание, 91,2 млрд дотация на сбалансированность федерального бюджета после выполнения Фондом ОМС текущих обязательств. О каком выполнении обязательств может идти речь при недофинансировании на 180 миллиардов?
96,7 млрд средства на высокотехнологичную помощь, не входящую в базовую программу ОМС. Эти средства предназначены на покрытие статей расходов федерального бюджета, которые ранее покрывались за счет средств самого федерального бюджета, то есть по сути одним категориям больных объемы помощи увеличиваются за счет сокращения объемов помощи другим категориям пациентов.
Поэтому вместо того, чтобы указывать на недостатки методики, примененной ФОМС для расчета доходов бюджета, на до сих пор не утвержденную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на полную несогласованность данных ФОМС, Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы о численности застрахованных (у всех трех органов совершенно разные данные), лучше бы не вынимали эти 188 миллиардов рублей в пользу федерального бюджета из бюджета Фонда ОМС.
В альтернативном бюджете фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагается сохранить эти средства ФОМС и направить их на увеличение финансирования базовой программы ОМС, равно как и переходящие остатки бюджетов фондов в сумме 26,8 миллиарда рублей. Соответствующие расходы федерального бюджета могут остаться и сбалансированы быть по источникам.
Фонд социального страхования. Как и по предыдущим двум фондам снова который год отсутствуют утверждённые Правительством стратегические документы о развитии соответствующих видов страхования. Снова сбалансированность фонда обеспечивается за счёт внутренних источников, то есть остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.
В таких условиях, фактически продиктованных фонду Правительством России, фонд не сможет в полном объёме погасить кредиторскую задолженность перед страхователями в сумме 54,2 миллиарда рублей, как справедливо указывает Счётная палата.
В доходах фонда отсутствуют межбюджетные трансферты из федерального бюджета в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, хотя в соответствии с 212 федеральным законом такие трансферты из федерального бюджета должны быть. И снова Правительством созданы условия, когда наиболее уязвимые с социальной точки зрения граждане становятся жертвами оптимизации расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против бюджета Пенсионного фонда и Фонда ОМС, и не будет голосовать по бюджету Фонда соцстраха. Спасибо.