"АН" продолжают публикацию, посвящённую расследованию межведомственной рабочей группы под руководством Заместителя Председателя Государственной Думы от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николая Левичева.
Как уже говорилось, рабочая группа вскрыла гигантскую чёрную дыру на таможне. Речь о потерях, равных пятой части доходов российского бюджета. По результатам работы комиссия отправила обращения к премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также главам Следственного комитета и Контрольного управления Президента. Там сказано, что при импорте из России через таможню протаскивают в чёрную товаров на 69 млрд долларов США в год, при экспорте на 109 миллиардов. С этих потоков государству не платят ничего. В результате, по оценкам комиссии, федеральный бюджет ежегодно обворовывают на сумму от 34 до 40,5 млрд долларов, или от 2,2 до 2,63 трлн рублей.
Министерский саботаж
Самое ценное в необъятных материалах рабочей группы, к которым получили доступ "АН", – это конкретика. Комиссия подошла к делу основательно, для исследований и расчётов привлекли экспертов из Центробанка и Академии наук. Заместителем председателя в рабочей группе стал директор Института проблем рынка РАН Валерий Цветков.
Конечно, не всё шло гладко, не обошлось без откровенного саботажа. Например, на заседания регулярно приглашали руководителей таможни. Но они упорно игнорировали эти обращения, присылая сотрудников рангом пониже. Надо сказать, состав комиссии утверждал лично премьер-министр Медведев, и он не забыл включить в неё замруководителя Федеральной таможенной службы статс-секретаря Т. Голендееву, которая не просто ни разу не появилась ни на одном заседании рабочей группы – даже не поинтересовалась, чем там занимаются. Зато успела съездить на 24 дня в отпуск в Италию. Видимо, премьерское слово руководству ФТС не указ.
В кулуарах рассказывают такие занимательные истории: "Например, когда от ФТС России понадобилась детальная статистическая информация, выбить её оказалось безумно сложно. Была анекдотическая ситуация, когда после очередного запроса из ФТС прислали пустой диск. В письме сообщили, мол, прилагаем информацию на диске, а там ничего не было. Видимо, сильно спешили".
В результате самые важные цифры удалось добыть только после вмешательства Президента. Таможенники выжали из недр своего ведомства необходимую для анализа информацию лишь после того, как на них крепко надавили из Контрольного управления президентской администрации. Да и то не всю, что запрашивали.
И всё же расследование довели до конкретных расчётов и оценок. Того, что есть, хватит на несколько десятков очень громких дел. Масштабы таможенного воровства потрясают. "Мы исследовали экспорт товаров из России. Для примера взяли всего лишь восемь товарных групп, которые учитывает таможня, прежде всего рыбу, руду, удобрения и металлы. Так вот, только по этим восьми группам разница в весе составила ни много ни мало 81 млн тонн. То есть из России этих товаров реально вывезли на 81 млн тонн больше, чем учли официально", – рассказывают эксперты.
В целом расхождение российских и международных данных о нашем экспорте-импорте оказалось на уровне 20%. Говоря прямым текстом, это полная катастрофа. По-хорошему, ведомства, которые позволяют себе вести такую запредельно кривую статистику, нужно немедленно разгонять. Они делают это за государственный счёт, при этом наносят громадный урон бюджету. "Такие расхождения недопустимы. Для сравнения: таможенные данные о торговле 18-ти крупнейших стран "двадцатки" различаются друг с другом менее чем на 8%. Мир в целом, по данным МВФ, имеет расхождение только в 2%", – говорят эксперты.
Чёрная сторона таможни
Ключевое слово на российской таможне – "контрабанда". Слишком велико искушение протащить груз через таможенную чёрную дыру. Если работать по-белому, к стоимости пересекающего границу товара придётся добавить до 30% пошлины плюс 18% НДС. В итоге цена некоторых товаров мигом взлетает в 1,5 раза. Рекордсмен – спирт, за ввоз которого берут 100% стоимости (плюс 18% НДС). Мясо сверх квот дорожает на 80%, автомобили – на треть, одежда – на 20%.
Но если знаешь, где щели, – выгода огромная. Какие суммы ежегодно усвистывают через прорехи на таможенных постах, можно только догадываться. Хотя немало информации удаётся почерпнуть, изучив события вокруг бесконечной вереницы всё новых уголовных дел. До широкой публики доходят только самые мощные истории. Такие как посадка руководящего звена Шереметьевской таможни. Или серия громких арестов на Адыгейской таможне в Краснодарском крае. Там взяли с поличным начальника таможни Юрия Блягоза и начальника поста "Аэропорт Майкоп" Азамата Харетлука.
Самые "посадочные" точки – Северо-Западная и Владивостокская таможни. На таможенников, работающих на границе с Финляндией, заводят по 150–200 уголовных дел в год. Внеплановые проверки там случаются регулярно, одна из последних показала, как три никому не известные фирмы протащили через северо-западные Выборгский и Пискарёвский таможенные посты товара на три млрд долларов. Операции шли в серую, госказна недополучила примерно 50 млрд рублей.
После этого полетели самые высокопоставленные головы, но это мало что изменило. Сейчас государство просто не доверяет северо-западным постам. Поэтому выставлены дополнительные эшелоны проверки. Оперативные бригады ФСБ вылавливают на выезде с таможенных постов уже прошедшие очистку фуры с грузом. Их досматривают заново, нарушения всплывают регулярно.
Второй неисчерпаемый источник криминальных новостей – таможня Приморского края. Доходы начальства там невероятные. В рабочем кабинете главы таможенного поста Морской порт Владивосток В. Костырина висел плакат "Я мзду не беру, мне за державу обидно". В конце концов, оперативники задержали его при получении взятки в 60 тысяч долларов. Оказалось, госслужащий обложил данью коммерсантов, провозивших груз через подведомственный ему участок границы. Сбор с каждой компании составлял 20 тысяч долларов в месяц.
Самый крупный скандал в Приморье разразился, когда накрыли ОПГ, незаконно протащившую китайские товары на 2,3 млрд рублей. "Примерно 70% товаров на Северо-Западе и Дальнем Востоке проходят таможню в обход закона", – рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник таможни.
Особая история – дело Ростэка, дочернего предприятия ФТС России. Оказалось, крохотное строительное предприятие ФГУП "Ростэк", возникшее в 1992 году, разрослось до крупнейшего таможенного посредника в РФ. История его возвышения такая. Когда рухнул железный занавес и объём импорта резко вырос, государство создало ФГУП для строительства новых постов и пограничных переходов. Он быстро перепрофилировался.
Мало-помалу поглотил большинство коммерческих конкурентов и превратился в крупнейшую в РФ околотаможенную структуру. Оформление документов, хранение товаров на границе и т.д. – всё это приносит сотни миллиардов рублей в год. Как рассказывают пострадавшие коммерсанты, ФГУП вёл себя очень агрессивно. У предпринимателей отжимали склады, к владельцам приходили и требовали половину доли в бизнесе, грозили, что иначе на складе решением ФТС закроют таможенный пост. Без таможенного поста склад никому не нужен.
Благодаря такой политике Ростэк открыл десятки собственных и совместных складов во Владивостоке и на Северо-Западе, при них работали таможенные посты. Уже к 2012 г. предприятие владело таможенными терминалами и складами временного хранения по всей стране. В денежном выражении доходы превышали миллиард долларов. По сути, таможня начала обслуживать коммерческого посредника, а не наоборот.
В мае 2012 года Президент В. Путин потребовал ликвидировать Ростэк. Формально требование выполнили, в 2013 году. Госдума приняла закон о таможенном регулировании, запретивший ФГУПам заниматься бизнесом. Госпредприятие начало сворачивать деятельность, но на деле мало что изменилось. За три года в России появились четыре десятка частных фирм, занимающихся бизнесом по таможенному оформлению грузов. Они унаследовали адреса и названия дочек Ростэка. Их выручка превысила его показатели. Владельцами этих компаний стали бывшие высокопоставленные таможенники.
Загадка Мадагаскара
Что всплывёт, если взглянуть на детали? Вот ключевые моменты. Как оказалось, если исключить такую особую тему, как нефтегаз, больше всего при экспорте мухлюют на рыбе. Если брать в деньгах, разница между реальным и официальным объёмами вывоза рыбы из России – 1,5 раза. Как выяснила межведомственная комиссия, наша таможня насчитала годовой экспорт рыбы на 2,8 млрд долларов, тогда как, по данным стран-покупателей, на деле её импортировали на 4,25 млрд долларов.
Тут ничего неожиданного, на рыбе за последние 25 лет выросла огромная теневая индустрия, эта тема давно в мутной зоне. Сенсацией стали махинации на экспорте зерна. Вроде бы экспорт хлеба – наша гордость, зачем обманывать? Тем не менее, и тут всплыли подлоги. Российская таможня насчитала вывоз на 1,79 млрд долларов, в то время как страны – покупатели российского зерна отчитались о поставках на 1,95 миллиарда. Попутно комиссия раскопала несколько особых историй, самая выдающаяся связана с экспортом российской пшеницы на Мадагаскар. Официальный вывоз зерна в эту страну в деньгах оказался в 13 раз меньше реального.
При этом, если в деньгах наш экспорт зерна занижают как могут, по весу его, наоборот, раздувают. Официально в 2013 году из России вывезли 7,054 млн тонн зерновых, но зарубежные таможни насчитали только 6,3 млн тонн. Почему появились лишние 754 тыс. тонн, не секрет: государство как может поддерживает поставки хлеба. Но механизм создан такой, что экспортёрам выгодно приписывать вес, при этом уменьшать сумму.
В том же ключе дополнительную прибыль куют металлурги. Официально они показывают вывоз на 8 млрд долларов, на деле экспортируют на 10 млрд. Тут госбюджет надувают на четверть объёма. В свою очередь, поставщики руды укрыли от государева ока 19% экспорта на 677 млн долларов. По вывозу удобрений вскрылось 15% недоимок: в деньгах это внушительные 1,354 млрд долларов. По каучуку прячут 10% потока на 388 млн долларов.
Теперь самое интересное. Особенно фантастические картины открылись, когда дошло до газового экспорта. В рабочей группе решили для начала не разбираться со всем громадным объёмом экспорта голубого топлива, сузили задачу и подсчитали поставки только нефтяного газа. Не падайте в обморок: расхождение официального и реального экспорта этого специфического продукта составило 439% по объёму и 530% по цене! Безусловно, тема требует отдельного расследования.
Махровые шины
Комиссия г-на Левичева взглянула и по другую сторону границы: оказалось, на импорте государство нагревают ничуть не меньше. Напомним несколько цифр.
Например, по импорту сахара расхождения достигли 90%, государство обманывают на 590 млн долларов в год. По одежде данные российской таможни разошлись с реальностью на 70%, вместо 6,96 млрд долларов ввоза на деле оказалось 4,1 миллиарда. По обуви упустили четверть, по текстилю цифры разъехались на 100%. Также очень сильно нагревают на ввозе кожи и драгоценных металлов, здесь от 30 до 50% разницы. При импорте электроники бюджет на таможне обманули на 587 млн долларов, на мебели – на 990 млн долларов. Что интересно, меньше всего на таможне жульничают импортёры хлопка и керамики. Они занижают ввоз "всего" на 8–12%.
Это общие цифры. Приведём реальные случаи, показывающие, как система таможенного воровства работает на практике. Комиссия взяла наугад одну-единственную таможенную декларацию, оформленную на посту Кубинка. Это периферийный узел, через который проходят далеко не самые бурные импортные потоки.
Итак, некая компания К., зарегистрированная в Питере в частной квартире, завезла через Кубинку контейнер с семью сотнями автомобильных шин. В декларации значилось: шины производства КНР, стоимость одной штуки – 22,7 доллара. На таможне с каждой шины заплатили налогов и пошлин на 623 руб., всего с контейнера набралось 436,1 тыс. рублей.
Вроде бюджет получил немало. Но как только эксперты внимательно взглянули на декларацию, всплыли махровейшие махинации. Для начала выяснилось, что шины этой модели в Китае не выпускаются, они родом из США. Таможенники должны были об этом знать, у них есть специальные каталоги с реальными ценами. При желании им не составило бы труда выяснить, что настоящая оптовая цена такой шины у производителя не 22,74 доллара, а полновесные 130 долларов.
Но система сработала не как положено, а на личную выгоду. В результате потери бюджета с каждой шины достигли 3,751 тыс. рублей. Всего на контейнере государство обманули на 2,625 млн рублей. Теперь самое сладкое. Попавшая в поле зрения компания только в сентябре 2015 года завезла через Кубинку 59 таких контейнеров с шинами. Значит, в общей сложности за месяц государство обокрали на 154,875 млн рублей. Как подчёркивают в межведомственной рабочей группе, это не самый крупный пример, мелкая компания-импортёр и небольшой пост, обороты которого в сотни раз меньше тех, что дают по-настоящему крупные таможенные узлы. Теперь представьте общие масштабы воровства и размер потерь.
Особо ценное кресло
В федеральной таможенной службе (ФТС) 62 тыс. сотрудников. После налоговых сборов таможня – второй по размерам источник дохода государственного бюджета. Обратимся к сводкам Минфина. За первую половину 2015 года в федеральную казну собрали 6,6 трлн рублей. Самую большую долю, 3,6 трлн рублей, принесла налоговая служба. Тут всё понятно, любое государство живёт, прежде всего, с налогов.
Одновременно за шесть месяцев нынешнего года в бюджет пришло 2,3 трлн рублей таможенных сборов. Это второе место по сборам, 35% федеральных доходов. Доля огромная. Для сравнения: все остальные ведомства за полгода заработали для бюджета 766 миллиардов. С этого ракурса становится видно, что такое таможенная служба с точки зрения функционирования бюджета. Также понятно, насколько огромен аппаратный вес её руководителя.
Формально в государственной иерархии пост руководителя ФТС далеко не самый высокий. Но реально ценится куда больше большинства министерских кресел, при том, что место, можно сказать, "расстрельное". Но на деле в РФ руководителей таможни меняют поразительно редко. Выдвиженец ельцинских времён Н. Бордюжа в 1999 году уступил пост М. Ванину. Это назначение бурно обсуждали и назвали ключевым, поскольку уже в тот момент таможня давала 30% дохода федерального бюджета. М. Ванин продержался до 2004 года после чего был отправлен послом в Словению, затем в Данию.
Затем началась длительная война за таможню. Контроль над ведомством пыталось захватить Министерство экономического развития Г. Грефа. Он рьяно взялся за дело, сменил руководство половины региональных таможен и начал резко критиковать центральное руководство за попустительство серому импорту.
Но ощутимых результатов не было. Минэкономразвития плохо представляло практику таможенного дела, поэтому проекты документов месяцами кочевали из министерства в ФТС и обратно.
В общем, Герман Оскарович с таможней не справился, и вскоре её у него отобрали. В мае 2006 года Президент В. Путин подписал указ, по которому ФТС от Минэкономразвития переподчинили Правительству Российской Федерации. С тех пор реальный контроль над таможней, по сути, полностью перешёл в руки выходца из Рособоронэкспорта А. Бельянинова, сохраняющего пост по сей день.
Три простых шага
В частных разговорах члены межведомственной комиссии не скрывают эмоций. То, что творится, это полный кошмар. Главный вопрос: что делать с таможенной катастрофой? За последние 15 лет начальство разного уровня разгоняли не раз, шумных посадок и скандалов тоже хватало. Не счесть, сколько раз главу таможенного комитета вызывали для серьёзного разговора на ковёр к Президенту.
Судя по выводам, это ни на грамм не изменило ситуацию. Возможно, потому, что наверху, на уровне министров, далеко не все хотели что-то менять. Таможня в нынешнем виде – золотое дно, можно выжимать феноменальные прибыли, иным чиновникам главное – поближе присоседиться. Отрадно лишь то, что изменить ситуацию к лучшему можно резко и быстро, была бы воля. Достаточно подтянуть хотя бы очевидные хвосты. Вот что предлагает комиссия Николая Левичева.
Во-первых, сегодня у государства банально нет надёжной системы, которая позволила бы отслеживать реальный торговый оборот. Расхождения в 20% – это за гранью: так плохо таможенная статистика не работает даже в Африке. Сейчас каждое ведомство ведёт свои наблюдения и выдаёт Правительству собственные цифры. В итоге сводки с таможни радикально расходятся со сводками Росстата и Минэкономики. Да и насколько точной может быть таможенная статистика, основанная на данных таможенных деклараций, при огромном объёме недостоверного декларирования? По этой причине она изначально не может иметь точности в сравнении с международной статистикой по российской торговле. Это не статистика, а полная профанация. "Ведомственная замкнутость и разобщённость не позволяют Правительству оценивать реальную ситуацию с внешнеторговым оборотом и собираемостью платежей", – отмечает г-н Левичев.
Во-вторых, нужно анализировать данные Банка России о том, какие суммы российские компании на самом деле перевели за рубеж для оплаты товаров. Есть паспорта сделок и конкретные контракты, по которым перечисляются деньги. Эти данные не подделаешь, валютный поток контролируют очень жёстко. Затем эти реальные цифры можно в автоматическом режиме сопоставить с суммами, указанными в таможенных декларациях на конкретные товары. Сразу станет видна реальная картина, будет ясно, кто и как занижает цифры.
В-третьих, давно пора дать пинка тем, кто много лет изо всех сил тормозит вступление России в общемировую систему электронной таможни. Потому что это мировая система статистики, надёжная и безотказная. Все реальные данные, по всем сделкам, товарам и контрактам будут видны как на ладони.
Как объясняют эксперты, из-за того, что в РФ нет нормальной электронной таможни, страна обозначается как чёрное пятно на карте мировой торговли. Помимо прочего без неё к нам не идут серьёзные транзитные потоки. Только на этом РФ с учётом географического положения могла бы зарабатывать более 600 млрд долларов в год.
Чтобы не исчезла лазейка для хищений и таможенного воровства, из года в год не вводится электронный товарооборот. Вот почему у нас по сей день такого ужасающего качества таможенная статистика и законы, которые будто специально созданы по заказу тех, кто возит товары по чёрным схемам. Именно с этим нужно бороться в первую очередь, расчищать и убирать тех, кто хорошо пристроился наверху и получает сверхприбыли за счёт искусственно поддерживаемого таможенного кавардака. Исчезнет заказ, тогда всё наладится.
Закон контейнера
Всем, кто пытался возить товар в белую, сами же таможенники прямым текстом заявляли: "Зачем? Лучше через своих людей, так выгоднее". Вдобавок чтобы склонить большинство импортёров на серую сторону, ФТС нагородила на пути легального товара невероятный частокол.
Для этого таможня неустанно штампует сотни актов и постановлений. Правила всё усложняются, порой противоречат друг другу, иногда даже нарушают законы. Согласно международным рейтингам, по простоте таможенных процедур Россия находится во второй сотне стран мира. А именно – на 130-м месте из 133-х.
Две главные проблемы: огромные задержки с оформлением грузов и гигантские по мировым меркам дополнительные расходы. Подсчитано, чтобы груз пересёк границу РФ, неважно, в каком направлении, с учётом всех затяжек, в среднем уходит 36 суток. Из-за простоев и поборов стоимость перевозки через границу стандартного 20‑футового грузового контейнера (объём 33,3 кубометра) в РФ одна из самых высоких в мире.
Для сравнения: в Германии та же процедура занимает семь суток, достаточно четырёх документов, средние расходы на перевозку контейнера вдвое ниже. В Японии оформление груза занимает 10 дней, хватает трёх бумажек. Во Франции товар на экспорт оформляют за два дня, таможня довольствуется двумя документами. Для обычных грузов достаточно декларации и счёта, никаких сертификатов и прочей ерунды. О какой конкурентоспособности России в транзите товаров может идти речь, если у нас транзитные контейнеры в морских портах оформляются по 10–12 суток, а в европейских морских портах – от 15 до 30 минут. Ларец открывается просто: на обслуживание контейнеров (доставки на досмотры, оплате временного хранения и т.д.) неплохо зарабатывают многочисленные созданные в портах компании. Перепадает и государственным контролёрам – сотрудникам таможенных, ветеринарных, фитосанитарных и других органов.
Медленнее, чем в РФ, таможенники работают только в очень немногих странах. Нас обогнали лишь Ботсвана (48 суток оформления экспорта), Конго (50 дней) и Афганистан с уникальным показателем – 74 дня. Разумеется, переплата за волокиту, в конечном счёте, заложена в цену товаров.
Источник: Аргументы недели