Олег Нилов: в сфере авиапассажирских перевозок не должно быть безграничной свободы рынка
см. также ↓2 ноября в пресс-центре "Парламентской газеты" прошел круглый стол "Крушение AirBus 321. Почему разбиваются российские самолёты?", в котором принял участие депутат фракции "СР" в ГД, член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов.
В ходе своего выступления депутат заявил, что в сфере авиапассажирских перевозок не должно быть безграничной свободы рынка, где главной целью является получение сверхприбыли. Компромиссным решением Олег Нилов назвал вариант, когда 51% акций авиакомпаний будет принадлежать государству, что позволит повысить безопасность полетов, а также обеспечить национальную безопасность.
"Мы забыли уроки 11 сентября 2001 года, – отметил он. – Сегодня мы с удивлением узнаем, что владельцы "Когалымавиа" – это граждане Турции, которая, напомню, является членом НАТО".
Олег Нилов обратил внимание на то, что Россия в последние годы делит первое место по количеству авиационных происшествий с США. "Если пересчитать количество рейсов и количество населения, то боюсь, это будет первое место", добавил он.
Парламентарий также предложил вложить средства не в ценные бумаги США менее чем под 1% в год, а в покупку новых авиалайнеров. По его мнению, эти вложения будут точно приносить больше 1%, в противном случае ситуация будет только ухудшаться.
"Ни сейчас, ни в ближайшие годы у наших граждан нет и не будет возможности покупать билеты даже по сегодняшним ценам, тем более не может быть речи о повышении цен. В связи с кризисом желающих вложить миллионы и миллиарды рублей и долларов в авиационную отрасль тоже нет. Именно поэтому все затраты на авиационную отрасль должно нести государство, – сказал Олег Нилов. Сегодня, как правило, стараются найти "стрелочников" пилотов или руководителей компании. 100% ответственности за контроль отрасли, ее развитие, квалификацию и подбор кадров должно нести государство. За авиационные происшествия ответственность должна быть персональной – её обязаны нести руководители министерств вплоть до заместителей председателя Правительства, курирующих отрасль".
Коснулся депутат и проблемы малых авиакомпаний, которые, в случае наличия проблем и плохой репутации, не стремятся сохранять бренд, а просто меняют название. "Не от хорошей жизни они покупают иностранные б/у самолеты, вследствие чего пассажиры подвергаются риску, – сказал Олег Нилов. – Зачастую денег нет ни на качественную эксплуатацию самолетов, ни на зарплату персонала. Особенно это актуально сегодня, когда даже нет возможности решить вопросы с долгами, перекредитоваться. Многие компании находятся на грани банкротства (примером чего является "Трансаэро"). Приход государства в таком случае – не ущемление их интересов, а спасение частных авиаперевозчиков".
Отвечая на вопрос журналистов о том, как будет оформлено предложение о госмонополии в сфере авиаперевозок, Олег Нилов заявил, что в настоящее время он вместе с коллегами по фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готовит соответствующие обращения к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву.