Дмитрий Горовцов: ФТС в очередной раз пытается заполучить право на совмещение госконтроля с коммерцией
см. также ↓25 сентября на пленарном заседании Госдумы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Горовцов:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Так получилось, что это моё выступление совпало с обсуждением ареста организованной преступной группировки в Республике Коми, которая состояла из чиновников высокого ранга. Одни комментаторы этой ситуации обращают внимание на питерские корни членов этой группировки, а другие на то, что все они птенцы известного большого гнезда. Есть и защитники, которые рассказывают, какой милейший был человек господин Гайзер. Он гулял без охраны, с собачкой и так далее. И, наконец, появляются мастера постоянного перевода стрелок на силовиков. Дескать, почему так долго выявляли, разрабатывали эту группировку? И какая организованная преступная группировка будет следующей?
А что на законодательном направлении? Мы дали или нет надлежащий правовой механизм для пресечения преступных смычек нашего чиновничества с коммерцией?
Несколько лет тому назад наша фракция предлагала ввести в действие нормы статьи 20-й Конвенции ООН против коррупции, но вместо этого был принят безликий, фактически неработающий пакет законов. Согласно ему от реальной борьбы с коррупцией на её важнейших начальных стадиях были отстранены силовики. Их подменили некими комиссиями, которые состоят из самих чиновников, неправомочными использовать ни Уголовно-процессуальный кодекс, ни Закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Чего же удивляться сообщениям о наличии у чиновников зарубежных и отечественных особняков или телекадрам об изъятии миллионов долларов и коллекции дорогих часов? Мы ведь, уважаемые коллеги, под демагогию кое-кого о 1937 годе не дали правоохранительным органам никаких процессуальных прав затребовать ответа от чиновных приобретателей по первым признакам неосновательного обогащения. И прецедент по Республике Коми свидетельствует о том, что коррупционная онкология, которой наша страна, к сожалению, больна, продолжится, её метастазы будут распространяться, если не будут пресечены смычки нашего чиновничества с коммерсантами.
Именно через эту призму хотелось бы, чтобы было обращено наконец внимание на непроходящую страсть именно к коммерции руководителя такого важного участка и направления работы, как государственная таможня, господина Бельянинова.
Напомню, что долгие годы у нас существовала совершенно недопустимая система, когда по инициативе Федеральной таможенной службы именно при ней функционировала коммерческая структура "РОСТЭК". В 2012 году Президент Путин дал четкое указание её упразднить, отметив недопустимость таможенным чиновникам вступать в связки с карманными коммерсантами. Но собратья по таможенному бизнесу вынуждены были уйти в тень, начали искать новые формы взаимовыгодного братства.
Мы стали свидетелями организации атак на многолетнюю сложившуюся практику выплаты страховых платежей и применения установленных специальной международной конвенцией книжек автомобильных грузоперевозчиков МДП. Началось выдавливание нашей головной российской организации грузоперевозчиков АСМАПа, занимавшейся этими вопросами. Взамен господин Бельянинов без каких-либо конкурсов персонально отобрал несколько коммерческих структур, которые начали расставлять фактически при таможенных постах своих, скажем так, страховщиков. И, причем, изучение кадрового состава руководства коммерческих структур "Арсенал", "Адал" и других показывает, что это всё те же собратья. И вот, кстати, без уплаты какого-то невразумительного сбора этим ставленникам господина Бельянинова машины грузоперевозчиков прекратили пропускать, заработали, как писали в средствах массовой информации, "шкуродерни на таможне".
Уважаемые коллеги, Государственная Дума на эти обстоятельства реагировала, и, по единогласному решению, напомню, в адрес Правительства Российской Федерации было направлено письмо, в котором мы просили обратить внимание на создавшееся положение. В результате книжки МДП оставили в покое, обанкротить и вышвырнуть с рынка "АСМАП", за которым стоят интересы компаний-грузоперевозчиков и сотен тысяч работающих в них людей, не получилось. Однако Правительство в лице первого его заместителя, Шувалова заняло позицию фактической поддержки бельяниновских коммерсантов. Нам вновь и вновь сообщают о фактах, когда таможенники не пропускают автомобили без предъявления квитка о выплате этим собратьям.
Теперь новые обстоятельства, которые свидетельствуют о неистощимости выдумок руководителя таможни господина Бельянинова на коммерческие инициативы. Он обратился в Правительство относительно так называемых МБТ, это магазины беспошлинной торговли, хорошо известные, поскольку они существуют в транзитных зонах вылета аэропортов. Так вот у господина Бельянинов возникла идея о создании новой независимой сети таких магазинов, расположив их на железнодорожных и автомобильных пунктах таможенного пропуска. Там якобы будет сделан упор на реализацию качественной и эксклюзивной продукции российских производителей. Для развития этой благородной, дескать, задачи необходимо всего-то навсего обязать, внимание, Росимущество рассмотреть вопрос о выделении земельных участков для строительства магазинов беспошлинной торговли в железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска для их последующей передачи. Возникает вопрос: а кому? Догадаться несложно, я цитирую, в оперативное управление Федеральной таможенной службы России, то есть на самом деле самого Андрея Юрьевича. Что же он, радетель за отечественного производителя, будет с ними делать? Ответ, в общем-то, поражает своей беззастенчивостью. Федеральная таможенная служба, оказывается, будет организовывать передачу таких участков в аренду, где арендаторы всё и отстроят за счёт собственных средств.
Кто эти арендаторы, готовые вкладывать миллионы в строительство, пока неизвестно, но ясно, что тяжкие муки по подбору этих первопроходцев и заключению договора аренды Андрей Юрьевич взвалит на свои могучие плечи. Обещает также с каждого арендатора взять патриотическое обязательство, во-первых, по перечислению в федеральный бюджет 5% от оборота товара в этих магазинах, а во-вторых, по обеспечению доли продаж отечественных товаров в размере не менее 30%.
Коммерческий талант главы ФТС бесспорен, но руководители таких ведомств, как Минфин, Министерство промышленности и торговли и Минэкономразвития вместо благодарности за то, что он занимается вопросами их компетенции, выступили с возражениями. По их мнению, совершенно не проработаны экономические перспективы предложения.
5% отчислений в федеральный бюджет приведут к ухудшению именно ценового предложения магазинов беспошлинной торговли по сравнению с основными конкурентами, расположенными на территории иностранных государств, а квотирование в 30% отечественных товаров не лучший инструмент, поскольку отечественные производители должны и вправе сами формировать конкурентоспособную уже цену на товары, которые реализуются в магазинах беспошлинной торговли. И поэтому надо иметь в виду, что сегодня покупательский спрос показывает, что объём отечественной продукции в этих магазинах по разным расчётам не превышает 5-9%. Никаких расчётов, которые подтверждали бы возможность потенциального увеличения спроса до 30%, ФТС не представила.
Касаясь правовых вопросов этой инициативы, некоторые коллеги констатируют, что, прежде всего, ФТС России в очередной раз пытается заполучить право на совмещение госконтроля с коммерцией. Отмечают, что создание новой сети магазинов беспошлинной торговли приведёт к существованию двух независимых сетей с различным правовым регулированием. Они также подчёркивают, что исполнение прав собственника в сфере управления имущества прерогатива Росимущества. А полномочия по подготовке предложений о развитии прилегающих к пунктам пропуска через госграницу возложено на Росграницу, указывают, что этот проект будет противоречить Земельному, Налоговому, Таможенному, Бюджетному кодексам, федеральным законам "О защите конкуренции", "Об основах госрегулирования торговой деятельности..." и другим.
В заключение отмечу, уважаемые коллеги, что не далее как вчера на заседании рабочей группы высокого уровня по разработке и принятию методик определения полноты собираемости таможенных платежей, а проще говоря, ликвидации потерь в таможенной сфере, образованной совместным решением Председателя Государственной Думы и Председателя Правительства Российской Федерации, мы слушали экспертов, которые утверждают о недополучении таможней многотриллионных сумм для федерального бюджета.
И вот при наличии такой информации главу Федеральной таможенной службы, оказывается, больше всего волнует, как заполучить и распределять земельные участки под магазины? И, наверное, его пожелания могут сбыться, ведь курирует его деятельность один из руководителей Правительства Шувалов, который не только не реагирует на коммерческие подвиги ловкого Андрея Юрьевича, но и является локомотивом по их проведению в жизнь. Вот и в этом случае господин Шувалов уже выдал фактически предрешающий исход спора указание на проведение работ по определению земельных участков, которыми будут распоряжаться коммерсанты из ФТС. Государственной Думе, очевидно, эти господа хотят отвести роль одобряющего кивалы, вносящего изменения в кодексы. На мой взгляд, вряд ли у них это получится.
Спасибо за внимание.