18 сентября Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 878973-6 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Тарнавский:
Я сразу скажу, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать против настоящего законопроекта, но при этом не будет голосовать и за.
И вот почему: Правительство просит нас перенести срок внесения проекта бюджета с первого на 25 октября. И возникает вопрос: насколько это правильно и чем это мотивируется? Насколько это правильно?
Я вчера взял нашу электронную карточку этого проекта бюджета: 34 страницы перечня в интранете.
Я распечатал карточку прошлогоднего бюджета и хочу напомнить, что в прошлом году нам Правительство внесло проект бюджета 30 сентября, в первом чтении он рассматривался 24 октября, взяли пять дней на поправки, второе чтение 14 ноября, третье чтение 21 ноября, 26 ноября Совет Федерации и 1 декабря подпись Президента.
Повторюсь: 34 страницы это только перечни документов, которые мы должны получить от Правительства.
И, конечно же, мы, наверное, похожи на волшебников в определённой мере, уже Андрей Михайлович Макаров (фракция "Единая Россия" Прим. ред.) сказал, что опять бюджетный комитет будет работать с 10 утра до 10 утра, но сумеет ли это спасти ситуацию? Может быть, да, а может быть, и нет.
Потому что многие из вас строители, знают, если нормативный срок строительства дома, например, пятиэтажки четыре года, то что будет, когда спрашивают: а можно ли дом построить за три с половиной года? Возможно, за три года, или даже за три дня, наверное, можно, только не из стройматериалов, а из папье-маше.
Вот такую мы сейчас имеем ситуацию. И отсюда возникает вопрос: а в связи с чем такая к нам поступила просьба? Ответ мы находим в пояснительной записке, представленной Правительством: "В связи с высокой неопределённостью и волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, которые повышают риски ошибок при прогнозировании развития экономики и планировании параметров федерального бюджета".
Есть ещё один очень авторитетный эксперт, работающий в исполнительной власти ответственный чиновник сказал проще: это решение связано не с кризисом, а волатильностью цен на нефть. Что мы можем на это ответить?
Коллеги уже говорили, кризис идёт не первый месяц, он идёт постоянно, и будет идти. Мы уже устали наблюдать за прогнозами Минфина, Центрального банка, которые разнятся. Сегодня у них будет хуже или завтра у них будет лучше, послезавтра у них опять будет хуже. Я на каком-то этапе пытался вести реестр этих предсказаний или гаданий, потом устал и бросил, потому что это такая вот шкала, которая идёт вверх-вниз, вверх-вниз. И, наверное, так оно и есть, а, может быть, и не так, но я уверен, что такая ситуация будет продолжаться. Кто-то морочит нам голову, либо люди не знают, либо знают, но не говорят, но в этом есть проблема, и на это уже сложно нам реагировать.
Поэтому хочется сказать Минфину: работа над бюджетом должна вестись каждый день, точно так же, как наша выборная работа. Мы начинаем работать с избирателями, вот закончилась избирательная кампания, но мы пошли работать со следующего дня после окончания. Точно так же и Минфин должен работать с бюджетом, он должен работать каждый день, потому что это главный документ, главный закон, который мы принимаем ежегодно.
Я также хочу сказать в этом зале, что у нас была на бюджетном комитете в среду большая дискуссия, Антон Германович (Силуанов, министр финансов РФ – Прим. ред.) сказал в связи с переносом, вообще, зачем он делается, что готовятся меры структурного характера, а также нам необходимо существенно переработать характеристики бюджета. Но я задал вопрос, говорю, Антон Германович, а можно как-то приоткрыть завесу, наконец, услышать "меры структурного характера"? Но в ответе он начал говорить де-факто о секвестре. Но секвестр мы видим постоянно, и если меры структурного характера это секвестр, то тогда, извините, это не мера структурного характера. Но мы слышим министра и очень надеемся, если законопроект будет принят, мы в новом законопроекте о бюджете на 2016 год увидим всё-таки эти меры структурного характера.
И второе. Что касается параметров, которые существенно разнятся. Я задаю вопрос а какие предполагаются параметры, а у нас главный параметр это цена на нефть? 50 долларов за баррель.
Коллеги, скажите, а сегодня у нас бюджет, что там заложено в цене на нефть? 50 долларов за баррель, то же самое.
Какие параметры по рублю? У нас сейчас там 65 руб. за доллар. Наверное, где-то близко.
А какие сейчас у нас в бюджете заложены параметры по курсу? 61,5 рубля за доллар.
По падению ВВП? В тех материалах, которые там есть, будем смотреть, но сейчас мы живём, и когда по бюджету, и когда принималось решение базовое (это первое изменение в бюджет, которое мы принимали весной этого года), было заложено 3,5-процентное падение ВВП. Думаю, что приблизительно подобное может быть и с бюджетом на 2016 год. Так что существенно параметры не меняются и поэтому возникают вопросы.
Я ещё приведу тут мнение и не правительственного эксперта, который сказал: "Вообще-то, причина переноса сроков не в неопределённости конъюнктуры, это произошло из-за ошибок прогнозов и отсутствия реформ в прежние годы. Методы бюджетного планирования должны обеспечивать в целом стабильность выполнения обязательств государства независимо от конъюнктуры", один известный вам эксперт.
Поэтому хочется одного чтобы мы не работали в режиме "одобрямс". Мы сделаем всё, мы будем работать ночью, бюджетный Комитет взял курс на это, но депутатов в такую позу ставить лучше не надо, это неправильно. Спасибо.