О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Кого из нерадивых чиновников можно привлекать к ответу

Уголовное наказание за неисполнение указов и распоряжений Президента Госдума обсудит осенью

Дмитрий Горовцов, 02 июля 2015

 см. также ↓

В сегодняшних нелегких условиях нет сомнений, что крайне важно поднять эффективность работы госаппарата, в частности, по исполнению поручений главы государства. Здесь до благополучия еще далеко.

Как депутат от Кемеровской области позволю себе пример из угольной отрасли. Как известно, с 1 января 2013 года в стране были введены новые тарифы взносов работодателей в Пенсионный фонд. Шахтерские регионы столкнулись с проблемой так называемых выпадающих доходов и дополнительных расходов. А главный центр угледобычи – Кемеровская область вообще стала дотационной.

В августе 2013 года Президент Владимир Путин провел в Кемерове заседание комиссии по вопросам стратегии развития ТЭКа. Он обязал Правительство до 15 ноября 2013 года "проработать вопрос реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы пенсионных отчислений с фонда оплаты труда, осуществляемых предприятиями угольной промышленности", в целях учета их специфики и недопущения ухудшения социально-экономического положения предприятий и работников. Позвольте констатировать, что за все это время не было ни малейших "телодвижений". И никаких виновных в этом тоже нет. А в верстаемом сейчас бюджете на 2016 год об этом поручении также ни слова. Не сомневаюсь, что таких примеров предостаточно у любого из моих коллег. А были и более вопиющие случаи, когда чиновниками фактически не исполнялись поручения Путина об оказании помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий.

Между тем оценивают наши государственные и общественные организации исполнительскую дисциплину чиновников по-разному. Например, недавно кабинет министров отчитался о ходе исполнения президентских поручений. Утверждается, что на данный момент удалось реализовать более 80% указаний (то есть 137 из 168). Но вот у Общероссийского народного фронта (ОНФ), "передовой части", так сказать, сторонников президента, – другая статистика. По их данным, остаются неисполненными до 40% нормативных актов, среди которых, в частности, есть и ряд всем известных майских Указов. ОНФ составил электронную карту, которая показывает конкретные регионы, где эти указы не выполняются. И в ОНФ утверждают, что на самом деле исполнительная власть выполнила лишь 20% порученной ей работы. Добавим сюда и оценку, которую даёт наука, к примеру, авторитетная Высшая школа экономики. Ее эксперты полагают, что, исходя из сегодняшних темпов реализации майских указов, к 2018 году они будут выполнены в лучшем случае только наполовину.

Именно это и сподвигло нескольких депутатов предложить Думе законопроект, по которому была бы установлена уголовная ответственность для тех чиновников, которые проявляют недобросовестное отношение к возложенным на них обязанностям по реализации указов, распоряжений и поручений Президента. Эта ответственность предлагается нами в отношении достаточно ограниченного круга субъектов – лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. И в отношении лишь президентских нормативных актов. Это связано с реалиями, установленными в Конституции в отношении роли Президента. Так что нет ничего противоречащего Конституции, если неисполнение указов, распоряжений и поручений главы государства будет выделено в особый состав преступления.

В связи с этим мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс дополнительную статью 286.2, в соответствии с которой неисполнение или ненадлежащее исполнение указанными выше лицами указов, распоряжений и поручений Президента РФ, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, были бы наказуемы штрафом от 2 до 3 млн руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

На наш законопроект уже поступили отрицательные отзывы правительства и Верховного суда, с которыми и хочется ознакомить читателей "НГ". Правительство ссылается на тот факт, что дисциплинарная и административная ответственность уже установлены, в частности, в законе о госслужбе. Но поскольку мы с этим не спорим, а ведем речь о введении уголовной ответственности, то кабинет министров утверждает, что имеющихся в УК статей 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 293 (халатность) достаточно.

Однако тот же кодекс говорит, что должностные лица несут ответственность в случаях, если их деяние совершено из корыстной либо иной личной заинтересованности. Но мы наших чиновников подозреваем вовсе не в этом, а говорим, что если они в принципе плохо работают, то должны за это отвечать. Что же касается уже имеющихся статей УК, скажем, о халатности, то и сейчас в законодательстве кроме общих норм существуют и специальные, конкретизирующие уголовно наказуемое деяние. К ним можно отнести статьи 159-1–159-6 о различных видах мошенничества или часть 3 статьи 205-1 о пособничестве в совершении теракта и ряд других. Так что предлагаемая нами норма явится специальной по отношению к общей норме "Халатность". И с принятием нашего законопроекта ничего необычного и противоречащего законодательной практике не произойдет.

В отзыве Верховного суда РФ примерно та же аргументация, что и в правительственном. Но его своеобразной особенностью является мнение о том, что "требует дополнительного обоснования нераспространение действия проектной статьи 286.2 УК РФ на всех государственных служащих, ответственных за неисполнение того или иного указа, распоряжения или поручения президента РФ". Верховный суд, похоже, не понял, что именно это и было одной из главных целей нашего законопроекта. Необходимо ограничить ответственность достаточно узким кругом руководящего звена госчиновников, поскольку именно они обязаны организовать работу подчиненных по выполнению актов Президента. Списание же своих промахов на подчиненных позволит им остаться безнаказанными.

Решение по законопроекту Дума будет принимать в осеннюю сессию.

Источник: Независимая газета

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International