О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СР" задали вопросы председателю Центрального банка РФ Эльвире Набиуллиной

16 июня 2015

 см. также ↓

16 июня Государственная Дума рассмотрела проект постановления Государственной Думы № 813194-6 "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2014 год". Доклад по данному вопросу сделала председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Содоклад – председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. От фракции вопросы задали Олег Нилов, Андрей Руденко и Дмитрий Горовцов. Позицию фракции представил Александр Тарнавский.

Анатолий Аксаков:

Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал Госдуме принять Отчет ЦБ к сведению. Мы отмечаем, что Центробанк проделал огромную работу в прошлом году, причем в неблагоприятной внешней и внутренней обстановке. Центробанк проводил внутреннюю реорганизацию, оптимизировал работу своих структурных подразделений, создал с нуля национальную платежную систему, запустил банковскую систему в Крыму, улучшал регуляторные правила, надзорную практику. Однако есть целый ряд направлений, на которые мегарегулятору необходимо обратить пристальное внимание и улучшить качество работы в этих сегментах.

Первое – продлить на год список антикризисных мер ЦБ в сфере банковского регулирования и дать возможность банкам адаптироваться к этой ситуации.

Центробанк в конце года принял решение об ослаблении регуляторных послаблений для кредитных организаций, чтобы они смогли спокойно пройти сложный период. Однако они действуют до первого июля текущего года, и их действие скоро заканчивается. Часть этих послаблений Центробанк продлит пока на один квартал, до первого октября. В таких условиях кредитным организациям будет очень трудно планировать свою деятельность. Необходимо учитывать рецессию в экономике, отрицательные темпы роста кредитования и роста активов, хронический дефицит рублевой ликвидности, который испытывают кредитные организации. Поэтому список антикризисных мер ЦБ в сфере банковского регулирования необходимо продлить на год, чтобы банковские организации смогли работать спокойно и планомерно в условиях большей определенности. Также Центробанку стоит, не дожидаясь принятия закона по гарантированию операций на межбанковском рынке, разработать критерии, по которым банки могли бы включиться в межбанковское кредитование, запустить межбанковский рынок.

Вторая важная тема – поддержка региональных банков. Центробанк часто говорит, что он внимательно и положительно относится к региональным банкам, понимая их гибкость, и их активность по кредитованию малого бизнеса. Но при этом мы видим на практике часто создание неравных условий конкуренции. Решения, которые принимаются по допуску к тем или иным финансовым ресурсам и на федеральном, и на региональном уровне, позволяют нам делать выводы о том, что региональные банки оказываются на втором плане, не учитывается их значимость для развития региональной экономики.

Сегодня ЦБ должен иметь специальную программу по работе с этими кредитными институтами, потому что они выполняют важную экономическую и социальную миссии. Именно региональные банки реально поддерживают малый и средний бизнес в регионах. И если такая специальная программа будет разработана и начнет действовать, то уверен, что прекратятся тревожные, пессимистичные сигналы о том, что эта часть нашей банковской системы уйдет с рынка и перестанет существовать. К сожалению, сейчас мы получаем периодически из разных структур такие импульсы.

Третье – диверсификация золотовалютных резервов. Я на Комитете часто обращаю внимание на то, что 90% наших золотовалютных резервов хранится в странах, которые ввели против нас санкции. Это должно беспокоить Центральный банк. Недобросовестная политика руководства стран "санкционной коалиции" может привести к тому, что наши резервы в условиях роста напряженности могут быть заблокированы. На наш взгляд, нужно диверсифицировать золотовалютные вложения. Почему-то исключен из числа стран, где могли бы быть размещены ЗВР, Китай. Необходимо активизировать сотрудничество в валютно-финансовой области и с другими странами, которые можно было бы рассматривать в плане размещения наших резервов.

Но прежде всего наши золотовалютные резервы страны должны работать на внутреннюю экономику. И задача Центробанка – предложить инструментарий для этой цели. Например, предоставление дешевых валютных кредитов для приобретения современных технологий и техники за рубежом в целях модернизации нашей экономики.

Четвертое – докапитализация банков. Реализация госпрограммы по докапитализации банков через облигации федерального займа – несомненно правильное решение мегарегулятора, Правительства и Госдумы. Мы критиковали позицию ЦБ и Правительства РФ по поводу того, что для участия в программе отобрали около 30 банков. Программа реализуется очень медленно. К сожалению, мы сейчас видим, что эти банки слабо вовлекаются в процесс докапитализации. Уже прошло практически полгода со дня принятия решений, а только пять банков получили средства из выделенного на эти цели триллиона рублей. Мы ждем от ЦБ также быстрого решения о докапитализации региональных банков, для того, чтобы они, используя эти деньги, могли начать кредитование МСБ.

Пятое – качественное изменение российской экономики.

Закрепленные в Конституции РФ цели Центробанка – обеспечение ценовой стабильности, снижение инфляции, поддержание финансовой стабильности и создание условий для экономического роста. Цели безусловно правильные. Но уровень инфляции и устойчивость валюты зависят не только от того, сколько мы денег напечатаем, они зависят прежде всего от качества нашей экономики, структуру которой необходимо срочно менять. И соответственно Центральный банк не может остаться в стороне от этого вопроса. Да, мегарегулятор предложил ряд инструментов, в частности, запустил механизм проектного финансирования. Но у Центробанка есть и другие рычаги, которые могли бы активизировать этот процесс. Необходимо рефинансировать кредиты малому и среднему бизнесу, активно использовать для этого секьюретизацию выданных кредитов, развивать фондовый и облигационный рынки, чтобы население могло активнее и без большого риска инвестировать свои средства. Для этого в том числе необходимо предоставить льготный налоговый режим тем, кто приобретает инфраструктурные и проектные облигации.

Но самое главное, Правительство и Центральный банк РФ должны предложить системную и серьезную программу развития страны, направленную на диверсификацию экономики, перехода на новый качественный уровень. И для реализации данной программы должны использоваться в том числе ресурсы и инструментарий Центрального банка.

Олег Нилов:

Эльвира Сахипзадовна, продолжу тему золотовалютных резервов. Вы сказали, что 116 банков прекратили существование, в том числе и по причине отсутствия дешёвых кредитов, которыми они пользовались до введения санкций. Тысячи, десятки тысяч предприятий обанкротились. Да, можно в этих условиях накапливать золотовалютные резервы, вопрос только в том, насколько эффективно и где они размещаются. По сведениям Минфина США, на сегодняшний день 66,5 миллиарда долларов находится в госбумагах. Это огромные деньги, которые, если бы они были размещены сегодня в России, решили бы большие проблемы. Как вы относитесь к тому, чтобы запретить вообще размещение активов России в тех странах, которые ввели санкции и мечтают разорвать экономику России?

Эльвира Набиуллина:

- Спасибо, за вопрос.

Мы, принимая решение и по управлению золотовалютными резервами, конечно, учитываем разные риски и риски санкций. Но перечень резервных валют ограничен, он исчерпан, это не то, что мы назовём резервными валютами. Важно, что эти валюты являются резервами на глобальном финансовом рынке. Поэтому, когда есть предложение эти резервы разместить у нас и использовать в российской экономике, они от этого перестанут быть резервами. А резервы, напомню, нам всё-таки нужны, и это показал опыт прошлого года.

Кроме того, у нас накоплен, к сожалению, большой корпоративный внешний долг компаний, достаточно большой, и на это вот как раз нужно обратить внимание для того, чтобы риски снижать. И Центральный банк выступает активно и раньше выступал за то, чтобы был мониторинг, жёсткий достаточно мониторинг накопления валютного внешнего долга, внешнего долга российских компаний.

Поэтому, несмотря и на разного рода риски, мы должны иметь золотовалютные резервы, должны их диверсифицировать, но вкладывать их в резервную валюту. Спасибо.

Андрей Руденко:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, я понимаю, что основная сейчас цель и задача Центробанка – таргетирование инфляции. Я хотел бы вернуться всё-таки к монетизации.

Монетизация для нашего населения – это наполнение деньгами экономики России. По данному коэффициенту мы находимся между Папуа – Новая Гвинея и Парагваем – 43,15%.

В других же развитых странах монетизация достигает 80-100%. Я знаю, что, по прогнозу Центробанка, будет 95% к 2030 году. Но, поверьте, экономика России уже не выдержит.

Мы бы хотели чётко услышать ваш ответ, всё-таки жёстко монетарная политика будет проводиться Центробанком, или вы намерены всё-таки увеличить количество инвестиций в российскую экономику, снизить ключевую ставку, снизить кредитные ставки и так далее?

Эльвира Набиуллина:

– Спасибо большое за вопрос.

Во-первых, я хотела бы подчеркнуть, что действительно нашей целью в соответствии с законодательством является поддержание ценовой стабильности. Но, достигая целей по инфляции, мы действуем, учитывая и состояние российской экономики, и не готовы снижать инфляцию любой ценой. Мы об этом не раз говорили. И это очень важно подчеркнуть.

Поэтому, когда мы принимаем решение в области денежно-кредитной политики, учитываем и состояние экономики, и состояние социальной сферы, безработицу, и разные риски, инфляционные риски, риски оттока капитала.

Поэтому будет снижаться инфляция в соответствии с нашими прогнозами. Мы намерены и дальше снижать ключевую ставку. Мы об этом говорили. И в этом году мы уже четыре раза её снизили, понимая, что есть и вопросы с кредитованием экономики, мягко так назовём.

При этом сейчас нет дефицита ликвидности на рынке у банков. Но, конечно, банки, для того, чтобы кредитовать экономику, серьёзно переоценивают и риски в экономике.

Для того, чтобы снижались кредитные ставки в экономике, недостаточно снижения нами ключевой ставки, важно и создание условий для развития экономики.

Монетизация экономики, к сожалению, не происходит искусственно. Если мы просто будем накачивать экономику дешевыми деньгами, это привет к резкому росту инфляции, оттоку капитала, долларизации и так далее.

Поэтому мы принимаем взвешенные решения, и монетизация экономики должна расти вместе с экономическим ростом. И в тех странах, которые вы называли, это происходило именно таким образом.

Спасибо.

Дмитрий Горовцов:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, двумя постановлениями Правительства Российской Федерации (от октября 2014 года и от февраля 2015 года) была утверждена программа поддержки инвестиционных проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования. Понятно, что речь идёт о банковском кредитовании по ставкам в два раза ниже рынка для отраслей реального сектора экономики. К сожалению, в перечне видов деятельности на право получения такой банковской поддержки оказались фактически исключены предприятия тепловой генерации и угольной промышленности нашей страны. В связи с этим скажите, пожалуйста, рассматривается ли в настоящее время возможность включения всё-таки тепловой и угольной генерации в данный перечень на получение поддержки со стороны Центрального банка нашей страны?

Спасибо большое.

Эльвира Набиуллина:

- Спасибо большое. Это совместный инструмент Правительства и Центрального банка. Мы решение по внедрению этого инструмента приняли ещё в апреле прошлого года. Но инструмент работает следующим образом: отбор проектов, отбор отраслей, принятие решения о предоставлении госгарантий принимает целиком Правительство, мы в этот процесс не вмешиваемся, это Правительство определяет приоритеты как орган, несущий, в том числе и имеющий функции по развитию отраслей экономики. Мы автоматически то, что Правительство одобрило, рефинансируем, делаем это в течение нескольких дней. Но хочу сказать, что пока из нашего лимита выделенного, мы его в два раза увеличивали, с 50 до 100 миллиардов, на сегодняшний день выбрано 2% средств. Насколько я знаю, отбор проектов завершился, но вот какие отрасли включать туда или не включать дополнительно, это, конечно, нужно прорабатывать с Правительством.

Александр Тарнавский:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги!

Кто сумел прочитать отчет Центрального банка, это порядка 300 страниц вместе с текстом и таблицами, тот, конечно же, в курсе того, что происходит в этой сфере, которую опекает Центральный банк, какие там перспективы и проблемы.

Но если бы у каждого из нас и передо мной выступавших было минут 50, не меньше, мы бы могли разобрать каждый из разделов. Поэтому сейчас нам всем приходится довольствоваться, я говорю о представителях фракций, некими тезисами, которые надо изложить в течение пяти минут.

Я предложу вашему вниманию три тезиса.

Первый тезис – это оценка того, что происходит. Здесь можно применить самый общий тезис, мы его часто используем в зале: для кого-то стакан воды наполовину полон, для кого-то наполовину пуст. Поэтому и оценки уже у нас разнятся, пятерка, четверка, я не знаю, может шестерка.

Что касается фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я бы предложил две идеи, две фразы вам на изучение.

Первая. Я бы сравнил нашу банковскую финансовую сферу с купанием в море в тех местах, где есть приливы и отливы. Когда море уходит, тогда четко видим, кто купался в плавках, в купальнике, а кто без, то есть голышом.

То же самое сейчас происходит в отношении наших финансовых институтов, когда кризис дает нам четкое представление, что происходит внутри этих финансовых институтов.

И второе. Мы слышим крики банков, мы слышим плач, и я бы ответил на эти крики и плач банков словами одного из наших соотечественников. "Мы, конечно слыхали, что вы как бы слегка бедствуете, но ваше чувство голода, это только то, что вам пытается привить ваш личный персональный тренер, диетолог с оплатой 5 миллионов рублей в месяц".

Я это говорю к тому, что мы сегодня слышали в докладе Эльвиры Сахипзадовны, что банковский сектор у нас в плюсе, в большом плюсе и, несмотря на то, что его прибыли понизились, ну всё-таки прибыль в 589 миллиардов рублей, и Эльвира Сахипзадовна говорила о 600 миллиардах, не принципиально, это приличные цифры, если говорить о других отраслях экономики.

В производственном секторе, там будут вам на рассмотрение представлены совершенно иные цифры.

Второй тезис. О плавающем курсе.

Курс плавающий рубля у нас вроде есть, но вот только рыночного курса у нас нет. И в связи с этим возникает проблема обязательной продажи валютной выручки, которая уже у нас была.

И я напомню, на прошлой неделе я представлял соответствующий документ, подготовленный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы тогда вспоминали Президента России, который звонил президенту "Роснефти" и говорил, сколько у тебя в загашнике миллиардов долларов и надо бы это продать. И мы предлагали, давайте всю валюту, которая приходит в Россию, продавать в какой-то разумный срок, например, в течение семи дней. Нам было сказано, нет, мы будем лучше работать в постоянном режиме с валютными экспортёрами. И вот перед нами стоит картина, уважаемая Эльвира Сахипзадовна звонит нефтяным генералам, а такие решения о продаже валюты 10, 20, 50, 100 миллионов долларов принимаются первыми лицами, и ведёт эти переговоры: Иван Иванович на месте? – Да. – Хотелось бы переговорить.

Вот такое отношение, такой разговорный процесс между Председателем ЦБ и нефтяными генералами, это неправильная конструкция. Мы полагаем, что должен быть, действительно, рынок и неправильно, чтобы Председатель ЦБ ходил на поклон к нефтяным, да и другим генералам. Это неверный ход, и я предложил бы об этом ещё раз подумать.

Тем более, напомню, как мы проголосовали. Я помню всегда, что в этом зале у оппозиции совместно 212 голосов. Мы тогда набрали легко так, нехотя 200 голосов, при том, что могли, если бы обеспечили присутствие всех членов наших оппозиционных фракций, 222 голоса. Нам не хватило четырех голосов, но при этом ряд коллег подошли ко мне и сказали, а вы знаете, ваш законопроект слишком мягок, вы же сказали, 50% валютной выручки, но притом, что ЦБ сам установит сколько. И коллеги правильно сказали, а Эльвира Сахипзадовна установит два процента и в итоге получится профанация.

Я в связи с этим говорю, может быть, действительно пожёстче надо предлагать законопроекты, может быть, коллеги мои правы.

Ну и третий тезис. Бизнесу нужен предсказуемый курс. Мы уже на совместном комитете говорили, что нужно. ЦБ нам предложил хеджировать валютные риски, ну вот захеджировались.

Я ещё раз повторюсь, "Транснефть" потеряла на хеджировании валютных рисков 75 миллиардов рублей через заключение валютных СВОПов, вложившись в производные финансовые инструменты. Она потеряла, а кто-то заработал.

Я предлагаю об этом подумать и желаю успеха Центробанку в его дальнейшей деятельности. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International