ОТЧЕТ О РАБОТЕ Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере за весеннюю сессию 2015 года
см. также ↓I. Законотворческая деятельность секции Экспертного совета
В течение весенней сессии 2015 года в рамках работы Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере было разработано более 30 законопроектов, поправок и изменений в законы и внесены на рассмотрение Государственной Думы, в том числе:
1. проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об исключении стадии возбуждения уголовного дела из уголовного процесса Российской Федерации);
2. проект федерального закона № 734043-6 "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о производстве предварительного следствия межведомственной следственной группой);
3. проект федерального закона № 759101-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об изменении срока вступления в силу отдельных положений федерального закона);
4. проект федерального закона № 761933-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне" (о концепции строительства и развития военной организации Российской Федерации);
5. проект федерального закона № 765647-6 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 60.3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации";
6. проект федерального закона № 775570-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7. проект постановления № 763682-6 "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
8. проект постановления № 763782-6 "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";
9. поправки к проекту федерального закона № 667444-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (2 поправки);
10. поправки к проекту федерального закона № 605028-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора" (2 поправки);
11. поправки к проекту федерального закона № 73983-5 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (8 поправок);
12. поправки к проекту федерального закона № 611454-6 "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в части приостановления индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих отдельных государственных органов) (3 поправки);
13. поправки к проекту постановления № 765403-6 "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов" (7 поправок);
14. поправка к проекту постановления № 765411-6 "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов" (1 поправка).
II.Реализация партийной программы "5 шагов к справедливости"
В рамках работы Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере были разработаны проект федерального закона и поправки в целях реализации программы партии.
Пункт 1 программы за 2015 год: поправки к проекту федерального закона № 611454-6 "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в части приостановления индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих отдельных государственных органов) (3 поправки).
Пункт 5, 7 программы за 2015 год: проект федерального закона
№ 775570-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
III. Проведенные мероприятия
1) 4 марта 2015 г. проведено заседание Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере, в рамках которого обозначены ключевые вопросы:
1. Об итогах работы Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере за 2014 год.
2. Об утверждении плана работы Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере на 2015 год.
3. О проекте федерального закона № 490833-6 "О внесении изменения в статью 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части преюдиции).
4. О проекте федерального закона № 73983-5 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы).
5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об исключении стадии возбуждения уголовного дела из уголовного процесса Российской Федерации).
На постоянной основе ведется экспертная работа по согласованию основных вопросов законотворческой деятельности с членами Экспертного совета по законотворческой деятельности в правоохранительной сфере.
2) 27 февраля 2015 г. проведен круглый стол на тему: "Муниципальная милиция. Перспективы создания" в Законодательном собрании Вологодской области.
В заседании круглого стола приняли участие более 30 человек, в том числе депутаты законодательного собрания области, представители областных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований области, экспертного сообщества и общественности.
В ходе круглого стола до участников доведены позиция партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по вопросу создания в Российской Федерации муниципальной милиции, а также основные положения проекта федерального закона № 621910-6 "О муниципальной милиции в Российской Федерации", подготовленного и внесенного на рассмотрение Государственной Думы 14 октября 2014 г. руководителем фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе С.М. Мироновым, депутатами Т.Н. Москальковой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым.
В ходе заседания обсуждались перспективы создания и функционирования муниципальной милиции в Российской Федерации, которая будет формироваться при непосредственном участии населения муниципального образования, работать под контролем населения и подчиняться ему и главе муниципального органа.
Многие участники круглого стола (Москалькова Т.Н., Вавилов В.В., Коренина Т.С., Крымов А.А. и др.) высказали мнение, что принятие законопроекта позволит в полной мере реализовать полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности, профилактике правонарушений, даст возможность органам самоуправления реальные рычаги повысить уровень безопасности и нравственного здоровья населения в муниципальном образовании и настаивали на недопустимости существующих конституционных и законодательных деклараций.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка (включая, надо думать, правопорядок в общественных местах), общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Вместе с тем охрана общественного порядка в муниципальных образованиях согласно ст.132 Конституции Российской Федерации относится к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Эти положения конкретизированы в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Им, в частности, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (ст.15). Данное полномочие закреплено и применительно к вопросам местного значения городского округа. Ст.16 указанного закона говорит об организации охраны общественного порядка на территории городского округа силами муниципальной милиции. Этим законом установлены и иные полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности.
Однако данные положения никак не реализованы в организационно-структурном плане на практике, что явным образом нарушает внутреннюю логику законодательства и снижает эффективность взаимосвязи населения и органов внутренних дел на местах (патрульно-постовых, участковых уполномоченных, участковых инспекторов по делам несовершеннолетних и других).
Каких-то существенных дополнительных финансовых затрат на создание муниципальной милиции не потребуется, поскольку вместе с передаваемыми от органов внутренних дел органам местного самоуправления функциями и штатной численностью из федерального бюджета перейдут в местный бюджет и соответствующие финансовые средства.
Участниками круглого стола отмечалось также, что до принятия Федерального закона "О полиции" 2011 года подразделения участковых уполномоченных, патрульно-постовой службы и др., относящиеся ранее в милиции общественной безопасности и содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов РФ, участвовали в реализации законов субъектов РФ об административной ответственности за правонарушения в сфере правопорядка (нарушение тишины в ночное время, применение пиротехники в неустановленных местах и т.д.). После того, как все подразделения полиции были централизованы и отнесены к федеральному уроню, исполнять законы субъектов РФ стало затруднительно.
Создание муниципальной милиции позволит решить сложившуюся на практике коллизию.
Наличие муниципальной милиции укрепит властные полномочия органов местного самоуправления и позволит им более эффективно выполнять свои функции.
Приводились результаты анализа зарубежной практики.
Вместе с тем ряд участников круглого стола, в том числе руководители подразделений УМВД РФ по Вологодской обл. и некоторые другие (Иванов С.В., Буланов В.В. и др.) отметили, что принятие законопроекта "О муниципальной милиции Российской Федерации" несвоевременно, поскольку необходима реформа правоохранительной системы в целом, а реформа одного его звена может привести к ее разбалансированности. Органы внутренних дел еще не исчерпали своих усилий по наращиванию результативности работы. Кроме того отмечались ограниченные финансовые возможности государства в современных условиях.
Высказывалось также мнение о проведении эксперимента по созданию муниципальной милиции в ряде регионов России.
Были высказаны предложения по совершенствованию отдельных положении законопроекта.
Дискуссия получилась крайне интересной, конструктивной, высветила ряд иных проблем, связанных с правоохранительной деятельностью, и не только органов внутренних дел Российской Федерации.
IV. Рассмотрение и анализ обращений и инициатив общественных деятелей, организаций и граждан
Проводилась аналитическая работа по обращениям и инициативам общественных организаций и граждан, по результатам которой были рассмотрены более 250 обращений и сформированы экспертные заключения рабочих групп Экспертного совета, например:
• по обращению граждан по проблемам совершенствования законодательства в области борьбы с преступлениями наркотической направленности;
• по рассмотрению инициативы общественной организации об отмене обязанности прохождения срочной службы для лиц, чьи родители (братья) погибли при прохождении службы по контракту;
• по рассмотрению инициативы о расширении группы граждан, имеющих право на получения почетного звания "Ветеран труда".
Взаимодействие с общественными организациями
Члены секций Экспертного совета в рамках сотрудничества приняли участие в мероприятиях:
круглый стол на тему "Проблемы и задачи сотрудничества Российской Федерации с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой в сфере образования", 11 февраля 2015 г., Государственная Дума;
заседание секции по вопросам обеспечения избирательных прав военнослужащих, представителей силовых структур, а также граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, 12 февраля 2015 г., Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
круглый стол на тему: "Муниципальная милиция. Перспективы создания", 27 февраля 2015 г., Законодательное Собрания Вологодской области;
торжественная конференция, посвященная повышению социального и общественного статуса женщин, проходящих службу и работающих в правоохранительных и других силовых и контрольных ведомствах, 5 марта 2015 г., Общественная палата;
круглый стол "Последствия гуманитарного кризиса на Украине. Позиция России и Европы", 10 марта 2015 г., Парламентская газета;
круглый стол на тему: "Проблема "неграждан" в Латвии и Эстонии", 26 марта 2015 г., Государственная Дума;
общественные слушания Комиссии по безопасности Общественной палаты РФ на тему: "Практическая реализация поручения президента РФ Пр-2040 от 09.07.2014 и Зам. Пред. Правительства РФ Рд-П4-7722 от 15.10.2014 г.", 31 марта 2015 г., Общественная палата;
конференция "Проблемы административного процесса в государственном управлении" в рамках II Московского юридического форума (VIII Кутафинские чтения) "Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения", 3 апреля 2015 г., МГЮА им. О.Е. Кутафина;
круглый стол "Проблемы государственной социальной поддержки сотрудников вооруженных сил и правоохранительных органов", 7 апреля 2015 г., г. Казань;
мемориальный вечер памяти "Помню и требую", посвященный 100-летию Геноцида армян в Османской Империи 1915 года, 13 апреля 2015 г., Москва;
Третий Международный форум "Евразийская экономическая перспектива", 16 апреля 2015 г., Санкт-Петербург;
научно-практическая конференция "Казахстанский путь": факторы стабильности и устойчивого развития", 17 апреля 2015 г., МГУ им. М.В. Ломоносова;
вечер памяти "Мир без геноцида", посвященный 100-летию Геноцида армян, 22 апреля 2015 г., Москва;
международная научно-практическая конференция "Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты", 23 апреля 2015 г., Академия управления МВД России;
открытие памятника сотрудникам милиции, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 25 апреля 2015 г., г. Троицк;
Международный форум "Солидарный ответ на глобальные вызовы путь к справедливому миру", 27 апреля 2015 г., Москва;
благотворительный концерт "Песни, опаленные войной..." в рамках Международного конкурса Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ "История Великой Победы в истории семьи", посвященного 70-летию окончания Второй мировой войны, 7 мая 2015 г., Москва;
церемония возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены и памятнику Маршалу Г.К. Жукову делегацией Московской области в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 8 мая 2015 г., Москва;
церемония возложения Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко венка к Могиле Неизвестного Солдата, 8 мая 2015 г., Москва.
торжественное мероприятие по случаю 80-летия Московского метрополитена, 12 мая 2015 г., Москва.