На отчете в Государственной думе глава Счетной палаты Татьяна Голикова признала существование проблемы учета таможенных сборов. Создавая Таможенный союз, мы остаемся страной с таможенной системой прошлого века.
На границах России есть "черная дыра", в которую проваливаются миллиарды рублей. Имя ей – таможня. Ежегодно бюджет недополучает до двух триллионов рублей возможных таможенных платежей из-за различных ухищрений участников внешнеэкономической деятельности.
Проблема "вызревала" годами, особую значимость приобрела в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету.
Лед наконец тронулся: по решению руководства Правительства и Государственной Думы создана рабочая группа высокого уровня по выработке и принятию методик определения полноты собираемости таможенных платежей с участием депутатов всех парламентских фракций и представителей Минэкономразвития, Минфина, Минпромторга, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Росстата, Центробанка, Счетной палаты и научных кругов. 21 мая состоялось первое заседание, на котором были определены первоочередные задачи и порядок работы.
На отчете в Государственной Думе глава Счетной палаты Татьяна Голикова признала существование проблемы учета таможенных сборов и успешное решение данного вопроса связала с деятельностью рабочей группы.
Депутаты Госдумы и эксперты сходятся во мнении, что одна из самых больших проблем – это статистика. Официальные данные ФТС по недополучению бюджетных денег расходятся с оценками экспертов и ученых на основе различных методов подсчета. Неудивительно, ведь статистику по таможенным сборам ведет не Росстат, что было бы логично, но само таможенное ведомство. А это подрывает доверие к полноте и объективности получаемых данных.
Одним из важнейших шагов в таможенной сфере должно стать создание современной системы учета, "электронной таможни", когда весь декларируемый товар проходит электронную регистрацию без оформления бумажных документов.
Иными словами, нужен норматив, который позволит сформировать и применить единый электронный документооборот, предусмотренный Киотской конвенцией и дорожной картой Правительства.
Такие системы действуют в Евросоюзе, странах АТР и БРИКС, но не у нас. Увеличивая товарооборот со странами Азии, создавая Таможенный союз, мы остаемся страной с таможенной системой, по сути, прошлого века.
И нет ничего удивительного в том, что стоимость ряда товаров после пересечения российской границы не совпадает с суммами при его отправлении из страны-экспортера.
Российская таможенная система пока не позволяет ни взаимно интегрироваться с системами наших основных внешнеторговых партеров, ни обмениваться оперативной информацией между российскими органами контроля.
Это приводит к тому, что перемещение товаров через рубежи нашей страны идет во многом непрозрачно, государственный надзор ведется крайне плохо. При этом оформление документов сплошь и рядом затягивается – ведь мы имеем дело не с электронной системой, а с живыми людьми и бумагами, которые им приходится заполнять.
Особенно нетерпимая ситуация сложилась с международным транзитом, где мы стремительно теряем конкурентоспособность как страна-транзитер. Учитывая уникальное географическое положение России – мост между Европой и Азией – это является настоящим позором, наносящим нашей стране не только финансовые, но и имиджевые потери.
И, конечно, остро стоит проблема коррупции. Для кого-то вся эта волокита с оформлением документов, покрывательство "серых" схем являются самым настоящим Клондайком. Предложить прикладные методики оценки реальных бюджетных потерь, которые позволят существенно снизить коррупциогенные факторы, – одна из важнейших задач группы представителей законодательной и исполнительной власти.
Источник: Взгляд