О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Елена Мизулина о совершенствовании семейного законодательства

22 мая 2015

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 22 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Елена Мизулина:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые депутаты! Мы все являемся свидетелями и участниками набирающих оборот общественных дискуссий, которые затрагивают сферу семейных отношений.

Это свидетельство сформировавшегося в обществе острого запроса на необходимость системного совершенствования семейного законодательства, причём не только Семейного кодекса, но и смежных отраслей законодательства, которые затрагивают сферу семейных отношений.

Замечу, что в течение ряда лет любые попытки законодателей совершенствовать семейное законодательство блокировались. Я оставлю в стороне вопрос о преднамеренности или непреднамеренности такого рода блокировки, но замечу, что эта блокировка развития семейного законодательства происходила на фоне параллельного быстрого, даже бурного развития других отраслей, в том числе гражданского законодательства, законодательства об охране здоровья граждан.

И наши предупреждения о возможных негативных последствиях принятия других законов без учёта специфики семейного права, без учёта того, как эти законы повлияют на институт семьи, к сожалению, оставались без внимания.

В результате сегодня Россия столкнулась с новыми чудовищными явлениями и новыми задачами, которые нам предстоит решать вместе.

Мы наблюдаем стремительное вторжение торгово-денежных отношений не просто в семью, а даже в такую сакральную сферу, как рождение детей. И в итоге пред нами, перед всей Россией стоит сегодня новая задача. Мы должны создать условия для сохранения не просто национальной, а генетической идентичности нашего населения, защиты россиян от вырождения.

Замечу, что в августе прошлого года, благодаря совместным усилиям общественности, депутатов всех уровней, федеральных органов исполнительной власти (это было конструктивное взаимодействие в рамках Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей), а это новый механизм, новая практика в истории России, была завершена работа над Концепцией государственной семейной политики России до 2025 года. А в апреле этого года утверждён план первого этапа реализации правительственных мероприятий. Чётко зафиксирована необходимость совершенствования семейного законодательства.

Концепция совершенствования семейного законодательства тоже разрабатывалась нами и общественностью с участием экспертов, и сегодня я могу сказать, что эта концепция одобрена, признана, обсуждена, она включает 52 концептуальных положения, предусматривающих изменения в законодательстве.

В этой концепции, уважаемые коллеги, вы найдёте ответы на многие вопросы, которые вы здесь задавали. Вот обращаю внимание Плетнёвой Тамары Васильевны (фракция КПРФ – Прим. ред.) и общественности. Скажу лишь сразу, что не планируется легализация многоженства. Это неактуально, и такие предложения не поступали. Не планируется легализация фактического брака. Эта идея обсуждалась в группе, временной рабочей группе по совершенствованию семейного законодательства, и была отклонена, поскольку в истории России был период в 20-30-е годы прошлого столетия, когда были легализованы фактические браки, и это обернулось трагедией миллионов детей, ставших беспризорниками. Истории о трудовых детских коммунах Макаренко мы все прекрасно знаем.

Наша концепция предусматривает устранение правовой неопределённости терминологии семейного законодательства, изменение применительно к принципам семейного права, договорным, алиментным отношениям, способам защиты семейных прав, усилению гарантий имущественных прав ребёнка при разводе родителей, деятельности органов опеки и попечительства, споров о воспитании детей при раздельном проживании родителей.

В настоящее время подготовлен первый согласованный законопроект, который содержит фактически единодушно уже признанные и отработанные положения, на экспертном уровне согласованные. Они связаны с устранением внутренних противоречий Семейного кодекса и противоречий Семейного кодекса с другими законами, то есть это поправки в сам Семейный кодекс. В ближайшее время они будут внесены. И мы надеемся, уважаемые коллеги, на вашу поддержку.

Проведены консультации и достигнуты договорённости относительно двух других очередных законопроектов, над которыми сейчас идёт работа.

В их число попадёт принцип презумпции добросовестности в осуществлении родителями родительских прав.

Фактически все положения Семейного кодекса должны быть пересмотрены, именно с точки зрения того, что все наши родители объявляются добропорядочными, а если есть отступление, значит надо это доказывать, устанавливать и применять меры семейно-правовой ответственности.

И второй закон, который, как вы знаете, волнует наших избирателей, который мы готовим. Достигнуты договорённости и по этой теме. Это институты лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрание ребёнка.

Готовится законопроект, в котором действительно лишение родительских прав будет крайней мерой. Эта мера не сможет применяться без ограничения родительских прав в судебном порядке. Вы помните, сколько было попыток принять такого рода закон.

Сейчас, я надеюсь, благодаря тому, какая работа уже проведена, это будет принято. Будет устранена необоснованная, неопределённая дифференциация оснований лишения родительских прав, отобрания ребёнка, ограничения в родительских правах, обследования условий жизни ребёнка, в целях выяснения, не нарушаются ли его права.

Ключевая идея этой концепции, конечно, в укреплении нравственных начал в сфере семейных отношений и, прежде всего, начал семейного законодательства. Это востребовано сегодня российским обществом.

Напомню, что в основе традиционной семейной культуры России лежит не европейская модель абсолютизации равенства прав участников – членов семьи, а распределение обязанностей между членами семьи. И ребёнок в нашей семье, в нашей традиционной семейной культуре – это не третье лицо, как в гражданском праве, не вещь, это такой же член семьи, у которого свои специфические, детские обязанности по отношению к родителям, по отношению друг к другу. И ребёнок, он лишь тот член семьи, который требует особой заботы и любви. И вот в этом традиционном распределении обязанностей в российской семье и кроется залог её крепости.

Наши оппоненты утверждают, что право не нуждается в фиксации моральных, нравственных норм. Мораль вообще не подвергается какому-либо правовому воздействию. Но все известные мыслители, обращавшиеся к вопросам соотношения нравственности и морали, утверждали обратное. Они исходили как раз из того, что закон призван артикулировать нравственную идею, ограждать её от эрозии и разрушения и воспитывать на основе нравственных принципов общества.

Разве такой процесс нравственного обновления мы не начали с вами через множество законов, которые, фактически, создают условия для того, чтобы наше общество не материлось в повседневной жизни, чтобы не было безудержной рекламы табака, алкоголя, чтобы мы любили, уважали друг друга? Через конкретные нормы эти нравственные правила поведения проникают в нашу повседневную жизнь.

Что же касается акцента на материальное благополучие, о чём очень часто нам говорят наши оппоненты: "вы сначала накормите, вы сначала дайте денег", я хочу сказать, уважаемые коллеги, надеюсь, что у меня будет ещё в последующем такая возможность, чтобы вас всех проинформировать.

Мы проанализировали систему мер поддержки на федеральном и региональном уровне. За последние годы только на федеральном уровне мер материальной поддержки 21. Это различные выплаты: постоянные, временные и так далее. Никогда в истории России такого не было. Мер поддержки семьи и детей, обращаю ваше внимание, несовершеннолетних. И не надо преувеличивать роль материальной составляющей. Весь опыт России – это как раз торжество идей добра, а иногда, к сожалению, и зла. И от нас – депутатов Государственной Думы нынешнего созыва – зависит, будет ли торжествовать добро в сфере семейных отношений.

Полагаю уместным напомнить слова Президента Владимира Путина в Послании к нам 2005 года: "Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но от его порядочности и культуры".

И я хочу поблагодарить свою фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которая в течение всех этих лет даёт мне возможность быть не только чисто партийной, но и взаимодействовать на разных уровнях, в том числе с Правительством, потому что семья и дети не имеют партийных различий. И я надеюсь, что вы последуете примеру фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", когда мы будем принимать наши законы по семье.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022