Госдума отклонила внесенный "СР" законопроект о пятидневной учебной неделе в школах
см. также ↓12 мая Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 447811-6 "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального общего и основного общего образования). Данный законопроект представил один из его авторов Виктор Шудегов:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ Прим. ред.), уважаемые коллеги! В последние годы в российском обществе всё чаще поднимается вопрос о переводе обучения в школах на пятидневку. Многочисленные просьбы избирателей об этом перерастают в требования, поэтому депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подготовили соответствующий законопроект, который и предлагается сейчас вашему вниманию.
Многочисленные избиратели Удмуртии также приходили ко мне в общественную приёмную, требуя подготовки и внесения в Государственную Думу подобного законопроекта. Да, сотни писем получает наша фракция по поводу этого вопроса.
Приведу лишь одно, зачитаю типичное письмо. Пишет 32-летний Михаил, программист: "У меня сын учится шесть дней в неделю, но мы с женой частенько по субботам его в школу не водим, жалко ребёнка, пусть выспится, да и нам проще, можно заняться чем-то всей семьёй в субботу, за город съездить, например. Кстати, также поступают большинство родителей наших одноклассников.
Когда я сына в субботу в школу отвожу, вижу, что на уроках присутствуют меньше, чем полкласса. Ну и зачем тогда вообще устраивать занятия? Всё равно дети их часто пропускают, а потом приходится самостоятельно разбираться в пройденном".
Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта, я считаю, позволит решить целый ряд очень важных вопросов. Хочу отметить, что сейчас в законодательстве даётся право образовательным организациям, совместно родителям самим решать этот вопрос и решается, конечно, он не в пользу родителей и, конечно, учащихся.
Хотя многие субъекты или многие школы в субъектах уже перешли на пятидневку, например, в Москве, в Санкт-Петербурге. Неслучайно сегодня в качестве альтернативного законопроекта мы будем рассматривать законопроект представленный законодателями города Санкт-Петербурга, в Калужской, в Белгородской областях, в Саратовской области.
Например, в городе Балашове, когда они переходили на пятидневку, все 100% учителей проголосовали за этот переход и 98% родителей. Это говорит о том, что действительно вопрос этот является очень важным.
Кроме того, новый закон "Об образовании в Российской Федерации" в качестве главных лиц, которые отвечают за воспитание и обучение ребёнка, обозначил родителей. Как же могут родители воспитывать ребёнка, если они его видят реже, чем учитель в школе.
Напомню, что у взрослых людей 40-часовая рабочая неделя, у школьников получаются разрешённые СанПиНом 37 часов. К тому же надо отметить, что после этого школьник, приходя из школы, должен ещё готовить домашние уроки, домашнее задание, а многие из школьников готовятся к поступлению в вузы и работают с репетиторами, и таким образом общий объём часов приходится на школьника от 70 до 90.
И возникает вопрос. Шестидневная учебная неделя таким образом нарушает конституционное право несовершеннолетних на отдых. Большинство детей просто не успевает отдохнуть, восстановить силы за один выходной день. То есть, дети учатся сегодня, фактически, больше, чем взрослые тратят времени на работу.
Второй момент, очень важный это здоровье наших школьников. По-моему, он даже и важнее. На сегодняшний день в России 70% школьников имеют те или иные отклонения в здоровье. По статистике каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвёртый в лечении в стационаре. При этом каждый третий имеет различные патологии, самая распространённой из которых является проблема со зрением. Такую удручающую статистику приводит наше Министерство здравоохранения.
И, конечно же, введение пятидневки позволит школьникам за два дня отдохнуть, реабилитироваться, а также принимать активное участие в дополнительных занятиях, в том числе физкультурой и спортом.
И третье, коллеги. Учителя это тоже люди, это родители, большинство из них тоже хотели бы отдохнуть со своими детьми в выходной день. Недавно было заседание Общероссийского народного фронта, где был проведён опрос, где наши учителя высказались, что в среднем они работают на 1,6 ставки. Таким образом, чтобы реабилитироваться, им тоже нужен второй выходной.
Таким образом, если всё это объединить, безусловно, получается, пришло время для того, чтобы вводить в качестве обязательной нормы пятидневку в школах.
Конечно, основной аргумент, который приводит и Правительство, и на комитете было сделано заявление, что сейчас ещё у нас в школах обучаются и в две смены, а есть школы, где ещё и в три смены обучаются. Коллеги, но мы не должны подстраиваться под те нормативы, которые есть сегодня в нашей стране или во многих субъектах.
Дело в том, что федеральные государственные образовательные стандарты и СанПиНы требуют, чтобы школьники обучались в одну смену. Таким образом, мы должны с вами создавать условия под нами же разработанные требования федеральные государственные образовательные стандарты и СанПиНы.
Ещё в качестве аргумента отмечу, что сегодня одним из важных показателей работы губернаторов является именно то, какой процент ребятишек в данном регионе обучается в одну смену, пусть губернаторы думают над этой проблемой.
И ещё в качестве одного из аргументов приведу ситуацию, на которую обычно любят наши товарищи ссылаться, о странах, которые сейчас являются к нам недружелюбными. В Соединённых Штатах Америки в двадцати штатах учатся по четырёхдневке, во Франции 4,5 дня, в Великобритании 5 дней. Таким образом, в основных западных странах давно уже перешли на пятидневку, поэтому пришло время и у нас принять такой закон.
Спасибо за внимание.