Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов в прямом эфире ответил на вопросы читателей "Парламентской газеты".
Дмитрий Евгеньевич, расскажите, почему вы занялись вопросом противодействия коррупции в таможенных органах?
- Дело в том, что с начала работы Государственной Думы шестого созыва участники внешнеэкономической деятельности обращались и во фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и в профильные комитеты Госдумы, они били тревогу и говорили о том, что складывается крайне неудовлетворительная ситуация на рынке, идет речь о поборах, о коррупции, об откровенных взятках со стороны сотрудников таможенных органов. Они говорили о том, что в нашей стране действует крайне неэффективное таможенное администрирование, и было принято решение о создании Координационного совета на базе Комитета Госдумы по транспорту. Я вошел от нашей фракции в число участников этого координационного совета и общим решением и участников, и членов этого совета возглавил специализированную секцию, которая направлена на взаимодействие с правоохранительными структурами и службами. С нашей стороны со стороны членов Координационного совета и депутатов Государственной Думы, участников этого совета я считаю правильным "вскрывать" проблемы, существующие в отрасли.
Виктор, Москва: Дмитрий Евгеньевич, руководство ФТС России неоднократно заявляло о том, что российская таможня дает 57% бюджета страны, те есть около 6 триллионов рублей. Но расчеты экспертов говорят о том, что если исходить из общего потока грузов, пересекающих нашу границу, то в бюджет России должно поступать от 8 до 12 триллионов рублей. Так ли это? И как вы думаете, куда исчезают остальные деньги?
- Уважаемый слушатель сказал, что называется, не в бровь, а в глаз. Действительно, наши таможенные органы должны вносить львиную долю в доходную часть федерального бюджета страны, это основное назначение обеспечение доходной части федерального бюджета. Действительно, потери федерального бюджета и недополучение средств на сегодняшний день носит критический характер. По нашим оценкам, недополучение средств в федеральный бюджет составляет 2,6 триллиона рублей в год, это, конечно, не 12 триллионов. Остальные средства, очевидно, уходят мимо казны.
Виктор Иванович (Северо-Западный регион): Дмитрий Евгеньевич, вы прекрасно понимаете сложившуюся обстановку. Случился казус в 2013 году, когда приняли федеральный закон 311, в статье 163 подменили понятие и позволили опять же участие околотаможенных структур в международных автомобильных пропусках. 25-м пунктом данной статьи дозволен одноразовый. Но, к сожалению, после переформирования этих всех структур ГУПов в разные ООО и тому подобное, это перешло в системный характер. Все наши обращения во властные структуры, в надзорные органы, в том числе в Государственную Думу, ничем пока не заканчиваются. На сегодняшний день ситуация на рынке международных перевозок в целом это беспредел.
Спасибо, Виктор Иванович. Действительно, предпринимаемые сегодня меры во многом гробят наши автомобильные предприятия, автомобильных грузоперевозчиков а ведь в целом вместе с членами семей это 6 миллионов граждан нашей страны, огромная армия автомобильных грузоперевозчиков, и игнорировать интересы этого огромного сегмента нашего рынка недопустимо. Я надеюсь и не сомневаюсь, что мы "дожмём" неукоснительное выполнение поручений главы государства и нового федерального законодательства. Безусловно, без кадровой чистки проблему не решить. Нельзя не сказать о том, что в настоящее время обращение, которое вы передали мне на личной встрече, находится на рассмотрении в Следственном комитете РФ и в Генеральной прокуратуре нашей страны. Я обратился в Следственный комитет России с просьбой рассмотреть эти материалы и мое обращение как заместителя комитета по безопасности в рамках 144-146 статьи УПК РФ. Я надеюсь, что и СК, и Генпрокуратура в данном случае не отделаются отпиской, а реально разберутся, реально посмотрят на состав преступления, которое, на мой взгляд, очевидно присутствует, и материалы, которые передали мне автомобильные грузоперевозчики Северо-Запада, это наглядно иллюстрируют.
Дмитрий Евгеньевич, а почему профсоюзы ничего не делают, почему они бездействуют?
Они не бездействуют, они так же обращаются, так же бьют тревогу, так же обращают внимание и депутатского корпуса, и правоохранительных органов на недопустимую ситуацию, которая сложилась. Я скажу более того, наши ответственные органы исполнительной власти в лице МИДа поскольку речь идет о действии норм международной Таможенной конвенции, отслеживают ситуацию. Министерство экономического развития неоднократно говорило о том, что предпринимаемые меры противоречит действующему законодательству.
Иван С.: Недавно услышал историю с арестом в Белгородской области начальника одного из пограничных пропускных пунктов, который брал взятки за прохождение границы без таможенного досмотра. Как пошутил один из коллег арестованного, арестовали начальника не за то, что он брал взятки, а за то, что не делился с вышестоящим руководством. Есть ли в этой шутке доля правды? И что с этим делать?
В каждой шутке есть доля шутки и доля правды. Это, на мой взгляд, все жизненно, реально, о чём пишет наш уважаемый слушатель. Какие меры? Нужна реакция и прокуратуры, и следственных органов не в ряде отписок о том, что якобы нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Нужны серьёзные радикальные шаги в этом направлении, в том числе через возбуждение уголовных дел и доведения этих дел до суда, чтобы виновные не просто не ушли от ответственности, но и понесли заслуженное наказание.
Дмитрий, добрый день. Белгород вас беспокоит. Времена меняются, вот только на пунктах таможенных коррупция не меняется, как были поборы, так и есть, по 500 рублей собирали и собирают до сих пор. Скажите, когда у нас прекратится вся эта беда на таможне, на пунктах пропуска.
- Спасибо за вопрос. Я убежден, что изменение ситуации возможно только через принятие соответствующих кадровых решений. Все наши совместные усилия направлены на противодействие коррупционным проявлениям, коррупционным действиям, этим поборам на пунктах пропуска. Это публичность, с которой мы стараемся выходить, не скрывая, откровенно рассказывая, что происходит, обращаясь в соответствующие правоохранительные структуры с просьбой рассмотреть и провести доследственную проверку и принять какие-то процессуальные решения о возбуждении уголовных дел. Все это в совокупности, вся эта информация в конечном итоге, как говорят, "вода камень точит", и я не сомневаюсь, что ситуация изменится.
Ирина, Белгород: Известно, что заключая Таможенный союз, руководители нашей страны исходили из того, что Россия это лидер среди трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет локомотивом развития Таможенного союза. А на деле, поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни. Как выяснилось, потому что "ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов", так пишут зарубежные СМИ. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. Знакомы ли вы с этой ситуацией? Насколько это правда и может ли эта ситуация привести к очередному скандалу на подобии "дела Васильевой"? Что делается в этом отношении депутатами?
- Да, я знаком с этой ситуацией. Действительно, гигантское количество наших автомобильных грузоперевозчиков пошли через Белоруссию и даже Казахстан, как справедливо отмечает уважаемый слушатель, это действительно так. Наши казахстанские коллеги бьют уже несколько лет тревогу, связанную с действиями ФТС России, речь идет о потерях и больших убытках. К сожалению, надежды на то, что наши таможенные органы станут локомотивом Таможенного союза, не оправдались. И на это уже обратили внимание наши коллеги по Таможенному союзу, и Белоруссия, и Казахстан. Есть их обращение в адрес Президента нашей страны, есть обращение в адрес руководителя Правительства, и мы это знаем, мы отслеживаем ситуацию в каждодневном режиме.
Я живу в Дагестане. Представляю перевозчиков в Дагестане, Федеральная таможенная служба закрыла у нас 15 предприятий, которые работали на этом направлении и без средств к существованию остались около двух тысяч работников. Это потеря двух тысяч рабочих мест. Куда этих рабочих деть? Как быть с этим? Вы знаете, Дагестан это очень напряженный регион России.
- Спасибо за вопрос, уважаемый наш слушатель. Эти действия, о которых мы сейчас говорим, противоправные, незаконные действия, они в том числе оказывают гигантское влияние на социальную ситуацию в наших регионах. Особенно болезненно это чувствуют наши регионы на территории Северного Кавказа. Не так давно мне приходилось рассматривать обращение от наших грузоперевозчиков с пункта пропуска в Кизляре, где поборы с грузоперевозчиков осуществляла одна из иностранных, вдумайтесь, фирм, которая была зарегистрирована на территории Азербайджана. Я видел копии платежных документов и эти поборы на тот момент составляли от трёх тысяч и выше. Наш уважаемый слушатель говорил о двух тысячах безработных, которые оказались на улице. А если прибавить членов семей? Огромное количество. Эта цифра удвоится, если не утроится. В связи с этим, чтобы я порекомендовал. Это конкретный вопрос, это конкретная ситуация конкретного субъекта РФ. Напишите обращение, пожалуйста, в адрес Комитета по транспорту Государственной Думы, на имя председателя Комитета и на мое имя, и мы, как депутаты профильного комитета, попробуем эту ситуацию взять в работу и сделать всё, чтобы ситуация смогла нормализоваться.
Спасибо Дмитрий Евгеньевич, спасибо уважаемые телезрители, "Парламентская газета" поздравляет всех с Днём весны и труда.
- Спасибо огромное еще раз. Уважаемые коллеги, я искренне благодарен за то, что мы смогли обсудить важнейший вопрос в вашей студии, в вашей редакции, это очень важно, поверьте мне. Спасибо огромное и руководству газеты, и вам, уважаемые коллеги, и безусловно, я бы хотел от всей души искренне поздравить всех наших граждан, граждан и Российской Федерации, и бывших республик Советского Союза, которые скоро, очень скоро будут отмечать праздник 70-летия Великой Победы, нашей общей Победы, подчеркну нашего народа над фашистской Германией. Это праздник, который действительно и со слезами на глазах, и с радостью в душе, мы будем все вместе отмечать. С наступающей великой годовщиной, с праздником дорогие друзья! Спасибо.
Источник: Парламентская газета