Виктор Шудегов: наше образование рискует быть погребенным под тоннами никому не нужных отчётов
см. также ↓Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, депутат фракции "СР" Виктор Шудегов выступил на заседании Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы, посвящённом дебюрократизации системы образования:
В год школа вынуждена сдавать до 300 отчётов. Это по 1-2 отчёта в день, с учетом выходных и отпусков. Очень скоро мы можем столкнуться с тем, что наше образование будет попросту погребено под тоннами никому не нужных отчетов, справок и бюрократических дублирующих друг друга бумаг.
Поэтому я предлагаю такой механизм: во-первых, каждая образовательная организация уже давно обязана выкладывать на сайте в отрытом доступе всю информацию о своей деятельности, в том числе данные о численности и составе школьников, учителей, наличии учебно-материальной базы. Это же надо обязать сделать и муниципальные органы управления образованием, и региональные, и федеральные. Если муниципалитету нужны какие-то отчёты, то он не рассылает запросы, не отрывает учителей от учебного процесса, а собирает по сайтам школ нужные данные, это же делают и все другие организации, которые так любят отрывать педагогов и директоров от учебного процесса.
Аналогично механизм работает и на всех остальных уровнях иерархии управления в системе образования. Это остудит пыл бюрократов. Им придётся работать самим, а не загружать работой других.
Во-вторых, к первому сентября практически каждый надзорный орган (пожарные, электро- и газоснабжающие организации, санэпиднадзор и другие) специально издевательски устраивает "проверки с пристрастием", чтобы выколачивать взятки из руководителей школ. Предлагается изменить статус этих органов из надзорных в исполнительные. Тогда пожарные должны будут сами работать над тем, чтобы обеспечить школы всей нужной защитой от пожаров (кто лучше, чем они знает, что надо делать), санэпиднадзор защитит детей от других опасностей. Всё это надо оформить законодательно.
К сожалению, сегодня и вузы задушены подобной бюрократией. Кафедры перестали заниматься методикой и наукой. Написание никому не нужных отчётов и планов уже давно стало едва ли не основной деятельностью вузовских кафедр.
Причиной сложившейся ситуации я вижу коррупционную мотивированность многих проверок. По моему мнению, инициировать процесс дебюрократизации образования Минобрнауки всё равно придётся спустя довольно короткий промежуток времени, но уже не по собственной воле, а от безысходности.