О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Аксаков: необходимо изменить парадигму экономического развития России

08 апреля 2015

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 8 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил заместитель председателя Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков:

 mp4 

– Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые коллеги. Вот Владимир Абдуалиевич (Васильев, руководитель фракции "Единая Россия" в ГД РФ – Прим. ред.) говорил о тех наших некоторых гражданах, которые разучились работать, и даже когда им создают условия, не желают приложить силы для того, чтобы зарабатывать больше. Я тоже недавно был в своём регионе и встречался с фермерами. У меня обратный пример. У людей глаза горят. Они кормят себя, кормят свои семьи, своих людей на работу принимают.

И жаловались только на одно, что им не дают работать. Они говорят: нам не надо помогать, нам не нужна даже финансовая помощь, главное не мешайте работать. И вот, к сожалению, местные власти там постоянно им создают соответствующие проблемы.

Вот на удивительную живучесть российской экономики, кстати, совсем недавно в одном из самых авторитетных экономических изданий написал журнал "Bloomberg", он указывает на то, что не сбылись предсказания западных политиков о том, что российская экономика потерпит крах, и как раз говорит о том, что российская экономика вполне преодолеет те проблемы, которые у неё сейчас существуют. Но при этом надо понимать, что значительную поддержку нашему отечественному производству оказала девальвация рубля при всех её минусах. Сегодня наши производители имеют возможность конкурировать со своими западными партнёрами, поскольку по цене наши предприятия пока ещё выигрывают.

И при этом мы должны всё-таки дать сигналы нашим властям, поскольку вот эти вот самоуспокоения, которые идут от западных экспертов, вроде бы ситуация стабилизировалась, дать сигналы и Правительству, и Центральному банку, что не надо успокаиваться. Есть опасение, что может наступить самоуспокоение.

Первый сигнал, на мой взгляд, – нам не нужен укрепляющийся рубль, нам нужен стабильный рубль. Укрепление рубля – это в будущем падение конкурентоспособности нашего производства. И многие потенциальные инвесторы – и внутренние, и зарубежные опасаются инвестировать сейчас, в том числе в импортозамещение, поскольку они, оглядываясь в прошлое, опасаются того, что наш рубль укрепится, и они в будущем могут оказаться один на один со своими конкурентами из-за рубежа, и в этой конкуренции только из-за того, что рубль укрепляется, они будут проигрывать.

Поэтому Центральный банк, на мой взгляд, должен следить за ситуацией на валютном рынке и сдерживать, по крайней мере, ускоренное укрепление рубля.

Даже при существующей девальвации рубля наши предприятия не могут конкурировать с бэушной техникой, машинами, оборудованием, которые завозятся из-за рубежа. Эта техника уже отработала свой срок за пределами нашей страны, она самортизировалась, и те, кто поставляют эту технику в нашу страну, фактически могут это сделать по бросовым ценам и таким образом создают мощную конкурентную среду для наших производителей, в том числе тех, кто производит технику на уровне мировых стандартов.

И, кстати, зарубежные производители машин и оборудования готовы были бы организовать производство этой своей техники у нас на территории России, но говорят о том, что им трудно конкурировать с бэушной техникой, которую завозят из-за пределов нашей страны.

Решение вопроса очень простое: не надо вводить утилизационный сбор, не надо всякие там преграды ставить. Сертификация. Для того, чтобы наши производители могли выйти на зарубежные рынки, торговать этой продукцией, они проходят очень сложный путь сертификации своей продукции, причем дорогой путь. Для того, чтобы поставить бэушную технику в нашу страну, достаточно на границе заплатить 200 долларов, получить сертификат и спокойно, так сказать, работать на российском рынке. Естественно, имея такие благоприятные условия, даже более выгодные по сравнению с сертификацией на внутреннем рынке для нашей продукции, мы проигрываем в конкурентной борьбе.

Поэтому нам надо либо в законодательном плане урегулировать этот вопрос, либо поставить вопрос перед Правительством с тем, чтобы они поставили равные условия сертификации технической продукции как для наших производителей, так для той продукции, которая завозится из-за рубежа. И мы таким образом поможем в том числе конкурировать нашим производителям с поставщиками импортной продукции.

Ключевая ставка. Вы помните, что в декабре она была существенно поднята. Центральный банк, слава богу, за прошедший квартал текущего года уже два раза снижал ключевую ставку. И, на мой взгляд, мы должны постоянно подталкивать Центральный банк к тому, чтобы ключевая ставка снижалась. Сейчас она превышает рентабельность экономики, и, соответственно, многие предприятия, имея низкую рентабельность, особенно в машиностроении, где рентабельность 2 – 2,5%, не могут привлекать дорогие деньги у кредитных организаций.

Поэтому, я считаю, что уже сейчас, когда эффект девальвации, влияние девальвации на уровень цен в нашей экономике исчерпывается, можно ставить вопрос о более существенном снижении ключевой ставки. Скажем, уже в апреле можно было бы говорить о снижении на 2 процентных пункта, а может быть, даже на 3 процентных пункта, и это было бы хорошей поддержкой нашего производителя.

Но главное, на наш взгляд, что необходимо сделать – это изменить парадигму экономического развития. Те меры, которые и Правительство, и Центральный банк сейчас принимают, будут способствовать стабильности нашей экономики, будут способствовать социальной стабильности, но они не решают ключевой задачи – изменение структуры нашей экономики, диверсификация нашей экономики.

И, соответственно, мы должны требовать от Правительства изменить подходы к экономической политике. Норма накопления – это отношение инвестиций к ВВП. У нас в стране меньше 20% по итогам прошлого года.

Сингапур, о котором в последние дни очень много говорили, в начале своего революционного скачка имел норму накопления более 40%.

В Китае сейчас норма накопления 46% и более. В Японии – больше 30%. В Южной Корее – больше 30%.

У нас, как я уже сказал, меньше 20%. Нам нужен значительно больший объём инвестиций для того, чтобы выйти на новый качественный уровень развития.

И при этом у нас фонд промышленного развития составляет всего лишь 20 миллиардов рублей, а нам нужны триллионы рублей для того, чтобы обеспечить революцию, например, в промышленности.

Поэтому нам, на наш взгляд, необходимо поставить перед Правительством эту задачу, опираясь на закон, который мы приняли с вами – о стратегическом планировании, на закон о промышленной политике. Опираясь на фонд промышленной политики, который должен быть наполнен значительно более, чем сейчас, потребовать, чтобы была изменена программа социально-экономического развития.

В принципе, на наш взгляд, это не так сложно. Для этого необходимо проявить политическую волю, определить приоритеты, стратегические направления развития экономики и прописать источники финансирования этих приоритетов.

Понятно, что рассчитывать на западные инвестиции сейчас не приходится. Внутренняя инвестиция – это средства предприятий, они ограничены. Это пенсионные накопления, но они не превышают триллиона рублей. Страховые резервы, о которых много говорят, они даже меньше триллиона рублей. Соответственно, экономике нужен кредит, большой кредит.

Кстати, если взять соотношение кредита и валового внутреннего продукта, у нас это соотношение одно из самых низких в мире. И этот кредит может обеспечить только Центральный банк. Но эти деньги, которые, на наш взгляд, Центральный банк должен выделять, могут пойти только на проекты, отобранные, тщательно выбранные, изученные Правительством и экспертным сообществом. И вот эту работу нам надо организовать совместно с Правительством. Для того, чтобы её организовать, надо эту задачу перед ним ставить.

Надеюсь, что сегодня во время "правительственного часа" вот именно в этом ключе мы будем работать с Министерством экономического развития для того, чтобы как можно быстрее выйти на то, чтобы новая парадигма экономического развития у нас была разработана и внедрена в жизнь. Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Телефон: +7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2021