18 февраля Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 73983-5 "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Татьяна Москалькова:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников первый заместитель Председателя Госдумы Прим. ред.), уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, считает его очень важным, гуманным и отвечающим принципам справедливости.
Он появился тогда, на волне нового уголовно-процессуального законодательства, которое ввело впервые институт реабилитации, повысило гарантии потерпевших, существенно расширило права и гарантии обвиняемых и подозреваемых, и этот законопроект шёл в фарватере тех серьёзных демократических изменений в уголовно-процессуальной сфере.
И, действительно, большое спасибо и идеологам этого законопроекта, и депутатам, которые взяли на себя труд выписать его и представить обществу.
Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" из года в год при утверждении примерной программы ставила вопрос о том, что он необоснованно не рассматривается, не выносится на обсуждение Государственной Думы. Каждый раз вспоминаю о том, что, к сожалению, у нас нет закона о порядке принятия нормативных правовых актов, который бы чётко определял, сколько времени может законопроект, внесённый в Государственную Думу, находиться в профильном комитете, и по какой причине эти приоритеты меняются.
Но сегодня тот день, когда мы всё-таки этот законопроект рассматриваем. Сегодня звучали разные цифры. Александр Евсеевич (Хинштейн, фракция "Единая Россия" Прим. ред.) назвал 130 тыс. это содержащихся в СИЗО и ИВС. Наверное, эта цифра более правильная, потому что, как правило, после ИВС меняется мера пресечения или применяется мера пресечения в виде заключения под стражу.
Но я хотела бы немножко защитить и ФСИН, которая очень много проделала для того, чтобы сегодня улучшить содержание под стражей, и количество следственных изоляторов у нас увеличилось, и даже появилось новое понятие ПФРЦИ, где содержатся лица, не помещающиеся в СИЗО.
Закон очень важен тем, что он содержит кратность, применяемо к разным категориям осуждённых за разные виды преступлений, и мы вот на этом бы настаивали.
Вместе с тем я хотела бы обратить ваше внимание на то, что здесь выпадает такая категория осуждённых, как лица, осуждённые к условной мере наказания. То есть суд принял решение о том, что они заслуживают наказания с отсрочкой условного, и их нахождение в СИЗО, наверное, тоже нужно было бы ввести кратное нахождение их под стражей. Под стражей в СИЗО невозможны длительные свидания, невозможно работать. Для несовершеннолетних нет образовательных учреждений. Поэтому, конечно, абсолютно разные условия жизненные, и суд это должен учесть.
Но ещё очень важную роль сыграет этот закон после его принятия тем, что он повысит ответственность следователя, который применяет меру пресечения в виде заключения под стражу, ареста. Потому что он должен понимать, что эта мера пресечения может потом иначе при вынесении приговора интерпретироваться. И сегодня очень важно обратить внимание на качество этой меры пресечения.
Неслучайно Верховный Суд в декабре 2013 года специально проводил пленум по этому вопросу и обращал внимание на то, что судьи, утверждая постановление следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражей, как впрочем и домашнего ареста и залога, не учитывают целый ряд обстоятельств. И этот закон, на мой взгляд, на взгляд нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", будет дисциплинировать следственные органы и суд в том, чтобы более ответственно подходить к этой мере пресечения.
И ещё хотела бы обратить внимание депутатов, которые работают над законами ко второму чтению, что здесь содержится норма, обязывающая Министерство юстиции издать некий нормативно-правовой акт, определяющий порядок применения этой кратности.
Вместе с тем, мне кажется, что за шесть лет произошли большие изменения и сегодня эта норма вряд ли может оставаться в таком виде. Мы с вами прописали чётко кратность и возложили эту функцию на суд. Поэтому ко второму чтению придётся, наверное, поработать и по основаниям введения кратности, и по субъектам применения, и по порядку и условиям реализации этого закона. Спасибо за внимание.
Наша фракция тоже просит поддержать этот законопроект.