Виктор Шудегов о введении нулевой ставки по налогу на прибыль для дошкольных образовательных организаций
см. также ↓18 февраля Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 663130-6 "О внесении изменения в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о наделении организаций, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми, правом на применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Виктор Шудегов:
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект. Более того, хочу сказать, что подобные законы, которые существуют по поддержке отрасли образования, являются очень важным показателем государственного подхода к этой отрасли.
Но вместе с тем хотел бы отметить, что налог на прибыль это фактически налог на разницу между полученным доходом и расходами. Всегда можно составить нулевую прибыль, в принципе. Каждый, кто работал руководителем того или иного предприятия, знает как это делается.
Хочу отметить, что большая часть этого дохода идет в бюджет субъекта. Следовательно, все выпадающие доходы опять же лягут бременем на субъекты.
Но вместе с тем нужно отметить, что ввести освобождение от налога на прибыль для дошкольных образовательных организаций мы должны были сразу, как только приняли Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Куда смотрели наши руководители профильных комитетов? Ведь когда мы приняли закон об образовании, было сказано, что нужно вносить поправки в связи с принятием данного закона, порядка там 180 федеральных законов. Это вот один из фактически пунктов, пропущенных, в частности, профильным комитетом по налогам и сборам.
Хочу отметить, что ведь всё это же у нас было. Напомню, как звучала эта статья в Законе "Об образовании" 1992 года образовательные учреждения, сразу подчеркиваю, все, без исключения, независимо от их организационно-правовой формы, следовательно, и негосударственные, в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Ну, а после платы за землю были внесены налоги на имущество и так далее.
Возьмём даже налог на имущество. Посмотрите, их платит образовательная организация. Деньги перечисляются в налоговые органы Минфин, Минфин их выделяет Министерству образования, Министерство образовательной организации. Деньги идут по кругу для государственных образовательных организаций. В чем смысл таких налогов?
Отмечу, чтобы изъять налог в одну копейку государству надо потратить в сотни раз больше. Может быть, неудачный такой пример, утрированный, но вам нужно напечатать квитанцию, вам нужно послать эту квитанцию по почте, купить конверт, марку и главное содержать всех сотрудников, кто этим занимается, и так далее. Поэтому, уважаемые коллеги, я считаю, что это, безусловно, лишь первый шаг в направлении налогообложения, работать в этом направлении надо дальше всем нам.
Следующий шаг, безусловно, надо ввести сюда все школьные образовательные организации, и затем опять восстановить это всё для образовательных организаций всей страны. Напомню, что всё это работало в нашем законодательстве до 1 января 2005 года. И только введение Налогового кодекса 1 января 2005 года всё это отменило. И в самые сложные времена, в 90-е годы (я работал проректором с 1994 по 1999-й год в университете) эти льготы действовали.
Я помню, ввели налог на транспорт. К сожалению, может быть, не так чётко его прописали в нашем законодательстве, поэтому каждый вуз отстаивал это право и не платил этот налог, ссылаясь на то, что в нашем отраслевом законе есть статья, которая даёт нам льготу, что мы освобождены от всех налогов. Многие организации обращались в арбитражные суды, арбитражные суды всегда стояли на страже закона, организации освобождались от этих налогов, потому что было сказано, что если хотя бы в одном отраслевом законе есть эта налоговая льгота, то действительно они освобождаются от уплаты этих налогов.
Что мешает нам сейчас расширить эту льготу? Это было бы очень важной поддержкой наших образовательных организаций, в особенности в это очень непростое время.
Поэтому, поддерживая данный законопроект, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает за то, чтобы в следующем, во втором чтении, были внесены соответствующие поправки. Я думаю, что очень сложно здесь сейчас сосчитать реальный эффект от принятия данного законопроекта. Почему? Потому что, сколько было попыток принятия налоговых льгот, вы вспомните, мы вводили налоги вдвое меньше для издательской деятельности, для фармацевтической деятельности и так далее. И что вы думаете, понизились цены на лекарства или на печатные издания? Нет, ни к чему, ни к какому понижению этих расценок это не привело. И в данном случае на те вопросы, которые здесь звучали: насколько понизится родительская плата? Могу сказать, ни один из руководителей дошкольных образовательных учреждений, конечно же, не снизит сегодня эту планку, поскольку государство само их накажет за упущенную выгоду, все эти налоги уже прописаны в доходной части бюджета.
Поэтому всё останется так, как было, но в принципе, если дошкольные образовательные организации получат ещё дополнительно 200 миллионов, это очень хорошо. Я думаю, что это сумма неточная, думаю, что это нужно умножить примерно на пять, но, тем не менее, это будет хорошее подспорье для наших дошкольных образовательных организаций.
Поэтому наша фракция данный законопроект поддерживает и призывает всех проголосовать "за".
Спасибо.