На пленарном заседании Госдумы 17 февраля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Алексей Чепа:
Уважаемые коллеги! Экономическая ситуация и внешнее давление диктуют стране необходимость форсировать меры по выполнению программы диверсификации экономики. Президент по этому поводу давно и правильно всё обозначил, нам остается только выполнить его поручения, внимательно изучив все возможности.
Хочу заострить ваше внимание на ситуации в вагоностроительной отрасли, поскольку на днях имел возможность погрузиться в проблематику на месте. 9 февраля приостановил свою работу Тверской вагоностроительный завод. Около двух тысяч сотрудников градообразующего предприятия из шести планируется сократить в ближайшее время в связи с отсутствием заказов на продукцию. 20 февраля люди выходят на митинг протеста.
Я встретился с руководством ТВЗ в день его остановки. На сегодня завод – единственный в России производитель пассажирских вагонов локомотивной тяги, предназначенных для эксплуатации на скоростях до 200 км/ч. Утвержденная Правительством стратегия развития ж/д транспорта до 2030 года предполагает ежегодное приобретение до 1000 таких вагонов. Чтобы создать условия, необходимые для её реализации, в течение последних лет на ТВЗ была проведена комплексная модернизация производства общей стоимостью 12 млрд. руб. Производственная мощность доведена до 1200 вагонов в год. Завод является одним из наиболее современных предприятий не только на пространстве СНГ, но и в мире, крупнейшим работодателем и налогоплательщиком Тверской области.
Проблемы у предприятия возникли не сегодня. С 2009 года наблюдается постоянное сокращение заказов на его продукцию со стороны главного потребителя ОАО РЖД. Если в пиковый 2008 год по его заказу были построены 976 вагонов, то в 2014 – лишь 272. На 2015 год подтвержденный заказ составляет всего 41 вагон.
Причиной сокращения заказов является хронический дефицит средств у перевозчика. В ходе проводимой реформы железнодорожного транспорта было запрещено перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Государство оставило за собой функцию по определению предельного уровня тарифов на пассажирские перевозки плацкартными вагонами и вагонами открытого типа. Убытки перевозчика, возникающие вследствие применения тарифа ниже экономически обоснованного, компенсируются за счёт средств федерального бюджета, часть из которых направляется на закупку плацкартных вагонов. Объем федеральных субсидий имеет постоянную тенденцию к снижению. Минфин ежегодно сокращает средства на возмещение убытков при необходимых 36 млрд. рублей в год, в реальности выделяется не более 25.
В целях диверсификации производства в последние годы ТВЗ освоил множество новых образцов продукции и новые производственные компетенции : двухэтажные вагоны, вагоны метро, низкопольные трамваи. Создана новая модель электропоезда для скоростей движения до 160 км/ч. Завод в состоянии решать вопросы по импортозамещению таких иностранных скоростных поездов как "Ласточки" производства компании Siemens. Задача государства заключается в том, чтобы помочь машиностроителям загрузить имеющиеся производственные мощности. Такие меры лежали в основе действий Правительства Примакова в кризисный 1998 год.
Для спасения вагоностроительной отрасли необходимо принятие срочных антикризисных решений на уровне правительства, а именно:
1. Разработка и принятие долгосрочной госпрограммы развития железнодорожных перевозок в дальнем сообщении, определяющей основные параметры, такие как сформулированные потребности в пассажирских вагонах по годам и твердое финансирование;
2. В законодательном порядке запретить продление предельного срока эксплуатации вагонов и капитальный ремонт таких вагонов. Тем более, что по оценкам руководства отрасли стоимость такого капитального ремонта сопоставима с изготовлением нового вагона. Мы уже наступали на эти грабли с водным транспортом – продляли и продляли жизнь речным судам и получили трагедию с "Булгарией". В качестве дополнительной стимулирующей меры мы должны оптимизировать программу утилизации старых вагонов, как в автомобильной отрасли.
3. Продлить субсидирование процентной ставки по кредитам для приобретения инновационной продукции вагоностроения с одного года до 10 лет.
Ситуация в отрасли отечественного вагоностроения требует срочных решений на уровне Правительства РФ. Необходимо переосмыслить роль отечественного производителя в дальнейшем развитии российских железных дорог. В противном случае мы рискуем потерять не только тысячи рабочих мест, но и современное производство, отечественную школу вагоностроения.