Сергей Миронов и Михаил Емельянов внесли в Госдуму законопроект, направленный на исключение из избирательного процесса партий-спойлеров
см. также ↓5 февраля Председатель Партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов и первый заместитель руководителя фракции "СР" Михаил Емельянов внесли в ГД проект федерального закона № 715772-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка участия политических партий в выборах". Данный законопроект направлен на исключение из избирательного процесса партий-спойлеров, задача которых не побеждать на выборах, а отбирать голоса у реально работающих политических партий.
"Технология привлечения партий-спойлеров стала одной из самых грязных, применяемых в период выборов. Мало того, что они "оттягивают" голоса у партий, которые представляют интересы значительного числа граждан, так еще в выигрыше оказывается партия-победительница, которая получает дополнительные мандаты, хотя люди голосовали совсем за других кандидатов!", отметил Сергей Миронов.
Он также заявил, что законопроект будет способствовать не только активизации деятельности политических партий "на местах", но и совершенствованию избирательного законодательства в целом, созданию условий для реальной политической конкуренции в России.
Представленным проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон "О политических партиях", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также новый Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 2014 года.
После того, как законодательство, регулирующее деятельность политических партий, было либерализовано, создание партий-спойлеров стало одной из самых "грязных" предвыборных технологий.
В большинстве регионов страны складывается ситуация, при которой фавориту выборной кампании крайне выгодно участие в ней большого количества "мелких" партий, кандидаты от которых с большой долей вероятности не будут избраны, но при этом наберут определенный процент голосов избирателей.
В результате использования этой технологии партия-победительница выборов получает, как правило, несколько дополнительных мандатов, хотя избиратели отдавали голоса совсем за других кандидатов.
Законопроектом предлагается:
1) считать политическую партию участвующей в выборах в случае, если ею выдвинуты и зарегистрированы кандидаты (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (а не в 20 % регионов, как в действующей редакции);
2) ликвидировать политическую партию в случаях если:
а) политическая партия не принимала участия в выборах в течение двух лет подряд (а не в течение 7 лет, как в действующей редакции);
б) ни один из выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы государственной власти в течение трех лет подряд не был избран (допущен к распределению депутатских мандатов).
Кроме того, в целях исключения участия в выборах депутатов Государственной Думы политических партий, не имеющих реальной поддержки избирателей, предлагается допускать на указанные выборы без сбора подписей избирателей политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов не менее чем в 10 % законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в действующей редакции достаточно избрания депутата хотя бы в одном регионе).
Аналогичный порядок предполагается распространить и на участие политических партий в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Авторы законопроекта отмечают, что его принятие позволит исключить из политического процесса партии, которые изначально создавались не для представительства интересов различных социальных групп населения, а для заведомого недопущения к распределению депутатских мандатов представителей оппозиционных партий и ограничения реальной политической конкуренции.