На пленарном заседании Госдумы 23 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы! Как написано в Библии: когда был Всемирный потоп, всю живность спас Ноев ковчег.
Сегодня, конечно, нет Всемирного потопа, но то, что в России экономический кризис совершенно точно. И Ноев ковчег для наших граждан это бесплатная медицина и лекарственное обеспечение.
Недавно в прессе прошла информация о том, что Минздрав Российской Федерации подготовил документ под благодушным названием "Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.".
Однако многие эксперты считают, что в этом документе нет самого главного получения здоровья населением. Зато в нем определены задачи: наращивание личных расходов населения и работодателей на здравоохранение на фоне сокращающихся государственных расходов; сокращение объёмов стационарной медицинской помощи и государственных коек; создание благоприятных условий для развития частных страховых и частных медицинских организаций в ущерб государственным.
В целом по России за последние два года объем платных медицинских услуг возрос на 30%, а в Москве почти в два раза.
Впервые за последние восемь лет в стране установилось снижение смертности. Президент страны Владимир Путин в своем Послании ещё раз подтвердил важнейшую цель достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни наших граждан до 74 лет к 2018 году. Для этого необходимо, как минимум, чтобы финансирование здравоохранения не снижалось, а мощности сети не сокращались. И самое главное, деньги надо тратить на приоритеты и при этом эффективно.
А сегодня главные приоритеты здравоохранения это медицинские кадры и бесплатные лекарства для населения. Однако, что же происходит сегодня? В 2015 году и в последующие годы доступность бесплатной медицинской помощи будет падать. Запланированы расходы на программы государственных гарантий, по которым оплачивается бесплатная медицинская помощь. Так, в 2015 году будут расходовать на треть меньше, чем в 2014 году. Почему так происходит?
Во-первых, изначально предусмотрели, конечно, недостаточно.
Во-вторых, теперь стало ясно, что запланированного в 2015 году не хватит в связи с ростом индекса потребительских цен на 9,5% и курса доллара к рублю – на 65%. Этот дефицит означает, что государственных средств не хватит, как минимум, на целый квартал этого года. То есть, больницы, врачи, оборудование будут простаивать, а необходимая помощь нашим гражданам не будет оказана.
За каждым недостающим или впустую потраченным рублем в здравоохранении стоят конкретные жизни наших граждан. Давайте попробуем посчитать вместе, как бы это цинично не звучало.
Мы сможем стабилизировать смертность в этом году на уровне прошлого года, только если расходы на бесплатную медицинскую помощь не упадут. Для этого нам дополнительно необходимо не менее 300 млрд руб.
Если 300 млрд руб. поделить на 117 тыс. потенциально потерянных жизней, то получается, что одна жизнь стоит два с половиной миллиона рублей. Может быть, эти жизни для нас дороже, чем сохранение инвестиций на космос, железные дороги и атомные станции.
Другая не менее острая проблема это лекарственное обеспечение, состояние собственной фармацевтической промышленности. По данным Минпромторга за последние пять лет, объём производства отечественных фармацевтических препаратов увеличился в два раза. Однако по тем же причинам из-за зависимости сырья фармсубстанций от иностранных производителей и из-за курса рубля наши отечественные производители сегодня попали в очень сложную ситуацию.
Первое. Методика установления производителем предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень, так называемых жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не позволяет предприятиям оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации. Практика применения методики излишне бюрократизирована и субъективна. Предприятия не имеют возможности компенсировать возникающие убытки за счёт собственных средств и по экономическим причинам вынуждены исключать данную продукцию из производственных программ, что приведёт к острому дефициту в первую очередь дешевых лекарственных средств в учреждениях здравоохранения страны. Для сохранения бесперебойного обеспечения лечебного процесса, исключения вымывания ассортимента крайне необходима экстренная государственная поддержка.
Может быть, Правительству Российской Федерации следует временно приостановить действие указанной выше методики в отношении российских производителей, у которых стоимость одной потребительской упаковки не превышает 50 руб. и разрешить в отношении данной группы препаратов заявительный характер установления цен. При прекращении производства недорогих, но нерентабельных лекарственных препаратов, существенно снижается лекарственное обеспечение населения страны, что приведёт к дополнительным затратам бюджета на закупки импортных препаратов, поскольку бюджетный сегмент рынка лекарств составляет около 30%. Анализ госреестра предельных отпускных цен производителей показывает, что цены на многие отечественные лекарства в три, а иногда и в пять раз ниже, чем зарубежные аналоги. В результате потери федерального и региональных бюджетов могут составить ориентировочно 100 млрд рублей. Давайте вдумаемся в эти цифры.
Уважаемые коллеги, мы закономерно не хотим роста социальной напряженности в связи с ростом цен на лекарства, но мы должны понимать, что обеспечение лекарствами идет по двум каналам: это аптеки и больницы. Но если мы не окажем поддержку отечественным производителям, обеспечив этими лекарствами больницы, то их или просто не будет, или цена на них вырастет за счет увеличения цен в аптеках, а увеличение цен в аптеках это уже рост социального напряжения. Так что из двух зол нам надо выбирать меньшее.
Второе. Имеющиеся мощности фармацевтической промышленности страны загружены не полностью. В ряде случаев недогруженность достигает половины имеющихся мощностей. В чем же главная причина недогруженности? Невозможность расширять номенклатуру выпускаемой продукции.
Разработчики и предприятия по-прежнему испытывают значительные трудности при регистрации новых продуктов. Помимо обоснованно возросших требований в отношении доказательной базы, имеет место масса отказов в регистрации по формальным причинам, когда имеющиеся замечания могут быть устранены в режиме редакторских правок. Для устранения этих фактов не требуется менять законы, важно, чтобы Минздрав, его экспертные учреждения изменили подход к рассмотрению заявок на регистрацию, в первую очередь, конечно, отечественных производителей.
Необходимо быстрее ввести практику экспертных учреждений научного консультирования в оказании содействия заявителям, иначе все усилия по импортозамещению в сфере лекарственного обеспечения останутся благими намерениями.
Хочу особо подчеркнуть, в совершенствовании и регистрации лекарственных препаратов заложены колоссальные резервы экономии бюджетных средств. Дело в том, что в мире происходит так называемый патентный обвал, и имеется возможность производить так называемые дженерики.
И последнее. Учитывая высокую зависимость фармотрасли Российской Федерации от поставок активных фармацевтических субстанций китайского производства, необходимо активно использовать возможности, предусмотренные договорённостями руководителей Центробанка Российской Федерации и Народного банка Китайской Народной Республики, а именно, особый факт национальной валюты для торгового финансирования. Правительству необходимо принять меры, чтобы использовать этот механизм для финансирования закупок фармсубстанций, необходимых для выпуска на отечественных предприятиях лекарственных препаратов, в первую очередь госпитального ассортимента.
Уважаемые коллеги, давайте спасём тысячи и тысячи жизней наших граждан через соответствующее финансирование бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Спасибо за внимание.