О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Аксаков о ситуации в российской экономике

21 января 2015

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 21 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Аксаков:

 mp4 

– Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Вчера вечером или сегодня ночью Барак Обама заявил о том, что экономика России разорвана в клочья и это последствия тех решений, которые были приняты американцами и сателлитами Америки в отношении Российской Федерации.

Я несколько дней назад был в Чувашии на многих предприятиях республики, могу сказать однозначно, что он глубоко ошибается: ситуация в целом стабильная и многие предприятия включились активно в импортозамещение, наращивают объёмы, некоторые даже чуть ли не в два раза увеличили объёмы производства.

Но в то же время мы с вами хорошо знаем, что наша экономика имеет глубокие структурные диспропорции, и на обоих форумах, которые прошли недавно, и там, где был Евгений Максимович (Примаков – Прим. ред.), и Гайдаровский форум, как раз говорили о том, что мы имеем серьёзнейшие структурные диспропорции, которые необходимо менять, необходимо налаживать гармоничную и высокоразвитую экономику.

Но, к сожалению, на Гайдаровском форуме, на котором я был, больше звучало речей о том, как бы пережить этот тяжёлый период, применить какие-то меры, связанные со стабилизацией финансовой, со стабилизацией социальной, и меньше говорили о том, что необходимо кардинально изменить модель экономического развития, в том числе государственного управления.

Но всё же и об этом говорилось, о том, что наши чиновники, прежде всего, в исполнительной власти должны отвечать за те программы, за те решения, которые принимаются самим же правительством.

К сожалению, многие и многие решения остаются на бумаге, возникают долгострои, незавершённые производства и не доводятся до финишной черты, а когда наступает период их реализации, уже наступает и технологическая отсталость.

В связи с этим необходимо сделать так, чтобы чиновник, министр отвечали за свой участок. И отвечали в течение, скажем, полугода, сколько объёмов импортозамещения было обеспечено в сельском хозяйстве, в промышленности, и отвечали, в том числе материально, своим статусом для того, чтобы было в определённом смысле ручное управление и определённая мобилизация наших управленцев.

Далее надо говорить о том, что мы должны включить стимулы для предпринимательской активности, прежде всего, в малом и среднем бизнесе, и стимулы для инвестиций в нашу экономику. И в этих целях, на мой взгляд, мы не можем полагаться на решение Правительства. Мы видим обсуждения, которые там идут, следим за этим по телевизорам. Но вызывают часто недоумение споры, возникающие публично между одним министром и другим министром, совершенно разные подходы к тому, что необходимо сделать. И, на мой взгляд, Сергей Евгеньевич, нам надо ситуацию постараться взять в свои руки. У Госдумы есть опыт создания вот таких комиссий, рабочих групп, когда на эти комиссии приглашались члены Правительства и эксперты, бизнес, сообща вырабатывались меры, которые необходимо осуществить, тем более, что эти меры касаются законодательных, в том числе, решений.

Я бы предложил создать такую группу во главе с Александром Дмитриевичем Жуковым, который работал в Правительстве и многие годы возглавлял Комитет по бюджету. И здесь у нас на площадке как раз вырабатывать такие стимулы, меры, мероприятия, которые бы и стимулировали инвестиции, предпринимательскую активность и ответственность Правительства определяли бы, ответственность государственного чиновничества.

Мы некоторые меры с вами предприняли, но опять же их реализация уже вызывает вопросы. Мы с вами определили, что 1 триллион рублей за счет облигаций федерального займа должен был быть направлен на капитализацию банков. Из средств опять же массовой информации узнаем о том, что такой доступ к капитализации, к этим деньгам будут иметь банки с капиталом 25 миллиардов рублей и больше. Это означает, если посмотреть, что это за банки, их чуть больше 30. Треть этих банков государственные, они и так имели возможность докапитализироваться, в том числе благодаря нашим решениям, которые мы здесь с вами в июле приняли.

Далее иностранные банки, чуть меньше трети из этих, банки, которые занимаются ритейлом, то есть потребительским кредитованием и не занимаются кредитованием реального сектора. И, соответственно, получается очень узкий круг, причём банков, которые зарегистрированы в Москве. Соответственно, получается, что мы аккумулируем средства здесь, но и те банки, которые реально кредитуют малый и средний бизнес в регионах, оказываются отсеченными от этого процесса. На мой взгляд, это абсолютно неправильно.

И я просил бы, Сергей Евгеньевич, обратиться от Госдумы с тем, чтобы те банки, которые являются устойчивыми, своей практикой доказали, что они смогут эффективно эти средства направить, в том числе на рост кредитования малого и среднего бизнеса, были вовлечены в этот процесс. Нам необходимо быстро исправить ситуацию. А для этого надо, чтобы Правительство неформально подходило к этому вопросу, обращая внимание не только на размер капитала.

Ключевая ставка. Сегодня уже идут сообщения о том, что Центральный банк признаёт ошибку, что повышение ключевой ставки до 17 процентов было ошибочно. Ошибка заключалась в том, что это было несистемным решением. Не были включены другие меры, в том числе та, которую включил президент, беседуя с экспортёрами, с импортёрами и объясняя им, что необходимо продавать валюту. Но при этом Центральный банк уже позже предложил им эту валюту для того, чтобы они могли покупать импортные товары, для того, чтобы могли гасить внешние долги за счёт своих ресурсов под низкий процент. Вот когда эти меры сработали, то и ситуация на рынке стабилизировалась.

Но сейчас ключевая ставка уже поднята, она парализовала кредитование экономики, соответственно, необходимо требовать, чтобы её снижали. Тем более, что сам ЦБ признаёт, что она не работает на стабилизацию валютного рынка. ЦБ говорит, что это влияет на инфляцию. Конечно, влияет. Но та высокая инфляция, которую мы получили по итогам прошлого и имеем в начале текущего года, наполовину связана с девальвацией рубля. И уже эта девальвация свою роль, можно сказать, отыграла, где-то начиная со второго квартала пойдёт затухание влияния девальвации. Соответственно, говорить об инфляции, я имею в виду влияние девальвации на инфляцию, говорить об инфляции, как причине не снижать ключевую ставку, на мой взгляд, тоже несправедливо. И надо требовать немедленно, поэтапно, прощупывая почву, нащупывая, скажем, тот уровень, который на данный момент годится, опускать ключевую ставку. Уверен, что её можно снизить до 10,5 процентов.

Далее. Контрциклическое регулирование. Мы, с одной стороны, выделяем государственные деньги для того, чтобы увеличить капитал кредитных организаций и чтобы стимулировать и кредитовать экономику. Но, с другой стороны, ЦБ требует выполнения так называемого Базеля-3, который, наоборот, давит на капитал и ведёт к тому, что капитализация банков уменьшается.

Парадоксальные шаги, взаимоисключающие, и мы также, на мой взгляд, должны поставить вопрос о том, что в этих непростых условиях надо приостановить реализацию Базеля-3, тем более, что американцы говорили в Конгрессе – мы не спешим реализовывать Базель-3. Мы посмотрим, как это реализовывается в Европе, а потом начнём реализовывать, посмотрев эту пилотную территорию. А мы бежим впереди паровоза. Наша программа перехода на эти принципы, к сожалению, несколько быстрее, чем, скажем, в Европе. Поэтому надо поставить вопрос о том, чтобы это контрциклическое регулирование осуществлялось.

Далее. На мой взгляд, необходимо создавать так называемый банк "плохих" долгов. Сейчас в кредитных организациях скопилось очень много непрофильных активов: там и стадионы, и магазины, и предприятия. И, естественно, имея такие балласты на своих балансах, они не могут эффективно работать, кредитовать экономику.

Есть мировая практика, которая позволяет сконцентрировать эти активы в одном месте. Нанимаются профессиональные управленцы, которые не уничтожают бизнес, не распродают станки и оборудование с заводов, предприятий, они начинают управлять этим бизнесом, выводя его на нормальные условия работы, для этого, кстати, потребуется изменение соответствующего законодательства. И для этого прошу создать рабочую группу.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024