Депутаты фракции "СР" внесли в ГД проект изменений в закон "О противодействии коррупции"
см. также ↓Депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов, Николай Левичев, Виктор Шудегов внесли в Госдуму проект федерального закона № 700152-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции".
В пояснительной записке к документу говорится, что "разработка настоящего федерального законопроекта обусловлена необходимостью усиления в России противодействия коррупции посредством установления норм прямого действия, обеспечивающих формирование конкретных механизмов борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях".
Авторы законопроекта отмечают, что в настоящее время хищения бюджетных средств нередко осуществляются посредством коррупционных финансовых операций руководителями государственных и муниципальных организаций или их обособленных структурных подразделений.
Чаще всего коррупционные схемы базируются на перечислении финансовых средств государственных или муниципальных организаций или их обособленных структурных подразделений в организации, руководителями которых являются близкие родственники одного из руководителей организации, перечисляющей средства.
В последнее десятилетие широкое распространение получила другая коррупционная схема, когда в государственную или муниципальную организацию или его обособленное подразделение принимаются на работу близкие родственники руководителя организации, что позволяет ему осуществлять свою деятельность, в том числе в части финансово-хозяйственных операций, закрытую от коллектива организации и общества.
По мнению депутатов, такие условия способствуют развитию коррупции и формированию на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств "коррупционного семейного бизнеса".
Как правило, осуществить противозаконную финансовую операцию без участия главного бухгалтера и заместителей вышеуказанных должностных лиц невозможно.
С целью предупреждения условий для коррупции, а также отстранения коррупционеров от полномочий руководителя организации законопроект устанавливает конкретные правовые механизмы. С этой целью предусматривается внести в Федеральный закон "О противодействии коррупции" две новые статьи (статьи 13.5 и 13.6).
Статьей 13.5 устанавливается обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции при использовании финансовых средств государственных и муниципальных организаций. В частности, государственным и муниципальным организациям и их обособленным подразделениям вменяется в обязанность при использовании финансовых средств организаций, независимо от источников их получения, не допускать перечисления этих средств, в том числе за выполнение работ, услуг или приобретение материальных ценностей, за исключением случаев перечисления средств в соответствии с заключенным контрактом, в том числе контрактом, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), организациям, руководители которых или их заместители, или главные бухгалтеры состоят в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей) с руководителями или их заместителями, или главными бухгалтерами организации или обособленного подразделения, перечисляющей средства.
В случае нарушения указанного положения предусматривается увольнение руководителя государственной или муниципальной организации или его обособленного подразделения, а также главного бухгалтера.
Положениями статьи 13.6 вводится запрет на совместную работу в государственных и муниципальных организациях физических лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При этом частью 2 рассматриваемой статьи предусмотрено, что вышеуказанные положения не распространяются на совместную работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в государственных и муниципальных образовательных организациях, библиотеках, организациях культуры, медицинских и фармацевтических организациях, расположенных в сельских населенных пунктах. Указанное исключение распространяется и на обособленные структурные подразделения вышеуказанных организаций, расположенные в сельской местности.
Частью 3 рассматриваемой статьи предусмотрено увольнение руководителя государственной или муниципальной организации, допустившего нарушение положений части 1 данной статьи.
При этом предусматривается, что положения статьи 13.6 вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования настоящего федерального закона.
Авторы законопроекта отмечают, что его реализация не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета. Они также уверены в том, что принятие законопроекта будет с одобрением воспринято широкой общественностью.