Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Михаил Емельянов прокомментировал ситуацию на валютном рынке России:
В ситуации на валютном рынке две составляющие: стратегическая, отражающая слабость нашей экономики, и "оперативная". То, что происходит на валютном рынке, зрело долго, немного неожиданным оказался только масштаб. Несмотря на повторявшиеся годами ритуальные фразы о том, что надо слезать с нефтяной иглы, реально для этого ничего не делалось.
В оперативном плане, что касается Центробанка (ЦБ), то даже в ноябре, когда пошло быстрое снижение нефтяных цен, ни ЦБ, ни Правительство не подготовились к данной ситуации. Повышение ставки рефинансирования до 17% это лечение мигрени отрезанием рук. В полном смысле слова. Ясно было, что давление на рубль это не снизит, но такая ставка полное убийство реальной экономики. Вместо развития импортозамещающей промышленности это обещает нам резкий экономический спад. Вместо жёсткого разговора со спекулянтами и выстраивания системы равномерного получения валюты с экспортёров, то есть расширения предложения валюты, ЦБ показал несостоятельность и наплевательское отношение к производству и аграрному сектору. Руководству ЦБ по большому счёту следовало бы подать в отставку.
Компенсируя эти просчёты, ещё до этой "чёрной недели" рубля, мы депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Миронов, Николай Левичев, Александр Бурков, Роман Ванчугов и я внесли в Госдуму законопроект поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле". В нём идёт речь об обязательной продаже части валютной выручки резидентов физических лиц индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 50 процентов от суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Мы предусмотрели, что для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов будут учитываться такие расходы и платежи в иностранной валюте, как оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов; уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов.
Если бы эта простая мера была осуществлена ранее, ситуация была бы совершенно иной. Такая мера уже действовала в России с 1998 до 2006 года и показала свою эффективность, не мешая производственному планированию зарабатывающих валютную выручку структур.
Ну, а говоря интегрально, теперь мы просто обязаны произвести полную промышленную инвентаризацию, чтобы посмотреть, в каких отраслях, как и когда мы можем замещать импорт. Мы должны на деле заняться промышленным планированием, осмысленно поддерживать отрасли и предприятия. Те, где ещё не утрачены мощности и квалифицированные кадры. А где утрачены надо восстановить.
Правительству пора перестать жить в облаках макроэкономики, а войти в проблемы конкретных отраслей и предприятий. Сможет ли оно это сделать в этом составе большой вопрос.
По материалам источников: "Парламентская газета"