О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Предложение секции "Совет по экономической политике" Экспертного Совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"

19 ноября 2014

 см. также ↓

Эксперты секции отмечают повышение информативности документа "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов" по сравнению с представленным в прошлом году. Данный документ раскрывает основные принципы, логику проводимой Банком России денежно-кредитной политики, формируя ожидания экономических агентов на среднесрочную перспективу.

Текст документа структурирован и при этом, несмотря на сложность изложенных вопросов, является достаточно простым для восприятия не только для экспертного сообщества, но и для более широкого круга заинтересованных лиц. В качестве замечаний и предложений к проекту документа эксперты предлагают рассмотреть следующие.

1. В проекте "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов" (далее – Проект) целевой ориентир по инфляции на 2015 г. составляет 4,5%. Объявление диапазона допустимых колебаний вокруг указанного значения (+/ – 1,5 проц.п.) подразумевает, что цель регулятора в следующем году будет достигнута при уровне инфляции от 3% до 6%. Декларация такого широкого интервала порождает неопределенность ожиданий со стороны экономических агентов и создает впечатление невозможности точного контроля за динамикой показателя инфляции в среднесрочной перспективе.

Необходимо отметить, что среди стран, применяющих режим таргетирования инфляции, такой широкий диапазон по цели – относительная редкость. Из 27 стран, осуществлявших в 2012 г. инфляционное таргетирование[1], только у семи целевой диапазон составлял 3 и более процентных пункта.

Кроме этого, установление таргета по инфляции в 2015г. на уровне 4,5% в текущих экономических условиях представляется труднодостижимым. Для снижения уровня инфляции с прогнозируемого аналитиками значения в 8% в 2014г. до 4,5% в следующем году ЦБ РФ будет вынужден сверхужесточить денежно-кредитную политику, что приведет к снижению экономического роста.

Эксперты считают целесообразным рассмотреть более достижимый таргет по инфляции (к примеру, 6% на 2015 г.), а также сузить диапазон допустимых колебаний (интервал в 1 п.п.). Данный подход позволит избежать негативных последствий сверхжесткой денежно-кредитной политики, а также обеспечит более четкие ожидания со стороны участников рынка.

2. Самый негативный сценарий, из упомянутых в Проекте, предполагает рост ВВП на 0,5% в 2015 году с уровнем инфляции в 6-6,5%. При этом участники рынка ожидают более негативного развития ситуации. Таким образом, предлагается дополнить Проект более негативным сценарием с описанием действий, которые будут предприняты регулятором в случае его реализации.

3. Для укрепления доверия к проводимой Банком России политике перехода к режиму инфляционного таргетирования , предлагается в тексте Проекта пояснить причины значительного отклонения фактического значения инфляции от ее целевого уровня в текущем году (непосредственно предваряющего переход к режиму инфляционного таргетирования) даже от верхней границы диапазона (6,5%) и привести объяснения механизмов текущих инфляционных процессов и степени воздействия на них используемых Банком России инструментов.

Также эксперты предлагают Банку России официально публиковать оценку доли влияния немонетарных факторов на показатель инфляции для анализа потенциала воздействия денежно-кредитной политики Банка России на данный показатель.

С учетом значительного влияния дополнительных немонетарных факторов инфляции в этом году и, исходя из практики крупнейших зарубежных центральных банков в ситуации ослабления экономических показателей, ухудшения условий доступа компаний и банков к кредитным средствам и для поддержания экономического роста Банку России предлагается рассмотреть возможность смягчения и в дальнейшем постепенного перехода к стимулирующей денежно-кредитной политике.

4. В тексте Проекта недостаточное внимание уделено единой государственной денежно-кредитной политике. Эксперты предлагают в проекте более подробно остановиться на других направлениях деятельности Банка России и государственных органов, которые могут повлиять на результативность денежно-кредитной политики.

Для более комплексного подхода к формированию ожиданий участников рынка предлагается, в частности, рассмотреть меры в области банковского регулирования. Например, предлагается определить приоритетность отраслей экономики, развитие которых будет способствовать формированию сбережений населения, развитию инвестиционных инструментов – "длинных" денег в экономике. Для повышения кредитной активности банков в этих отраслях предлагается применять по отношению к ним особую политику резервирования и коэффициентов риска при расчете нормативов достаточности капитала. Комплексный подход и учет деятельности других субъектов регулирования позволит повысить эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Для стимулирования экономических агентов к расширению операций с рублевыми инструментами предлагается разработать широкий комплекс государственных мер (расчет резервов, нормативов, налоговые рычаги), формирующих более выгодные условия хранения и проведения операций в рублях по сравнению с операциями в валюте. Эксперты считают, что данное нововведение позволит снизить зависимость экономических показателей от внешних шоков.

5. Эксперты отмечают, что в рамках перехода с 01.01.2015 к плавающему валютному курсу текущая система ограничения максимальной ставки по депозитам представляет собой дополнительный риск для волатильности курса рубля. Согласно текущему механизму расчета максимальной процентной ставки (по вкладам в российских рублях) десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объём депозитов физических лиц, уровень ставки остается заниженным и физические лица в условиях существенной девальвации рубля предпочитают инвестировать свои сбережения в валюту, тем самым повышая уровень долларизации экономики.

6. Эксперты полагают, что документ "Основные направления денежно – кредитной политики" должен быть более цельным, а главное содержать конкретные сигналы рынку, задавать определенный вектор. Предлагается сместить акцент в тексте с деталей, которые хорошо представлены в документе, но трудно складываются в единую картину, на представление оценки регулятора по итогу анализа отдельных массивов данных.

Экспертами в тексте документа также отмечено большое количество оценочных суждений с неопределенными параметрами, например, "временное ускорение или замедление инфляции" (стр.7), "чрезмерный перегрев экономики" (стр.8). Эксперты считают целесообразным для формирования ожиданий рынка и понимания им действий ЦБ РФ использовать более точные, параметризированные формулировки (вместо "временное" использовать, например, 2-3 месяца, вместо "чрезмерный" предоставить количественную оценку, например, 10%).

7. Для повышения эффективности политики инфляционного таргетирования эксперты считают необходимым, чтобы Банк России регулярно и максимально детализировано доводил до сведения как экспертного сообщества и других органов власти, так и максимально широких слоев населения следующие последствия проводимой им политики:

1) Численные оценки факторов динамики инфляции и степени своего влияния на эти факторы.

2) Численные оценки ожидаемого воздействия принимаемых регулятором мер (изменения ключевой процентной ставки, изменения объемных показателей инструментов предоставления/абсорбирования ликвидности, прочих мер) на динамику инфляции и временной горизонт такого воздействия.

3) Оценку побочных эффектов проводимой денежно – кредитной политики, то есть ее влияния на динамику валютного курса, процентных ставок для клиентов банковского сектора, возможно, динамику и доступность банковского кредитования для конечных заемщиков.

[1] Данные из Джилл Хэммонд, Практика инфляционного таргетирования – 2012. Банк Англии (http://www.cbr.ru/DKP/ccbshb29r.pdf)

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International