Выступление Николая Левичева в ходе "правительственного часа" в Госдуме с участием главы МИД РФ Сергея Лаврова
см. также ↓19 ноября в Государственной Думе состоялся "правительственный час" с участием министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представил Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев:
– Уважаемый Сергей Викторович, уважаемые коллеги!
Все мы, конечно, знаем, что последний год для отечественной дипломатии был крайне тяжелым. Учитывая, какое количество проблем приходилось решать практически в сиюминутном режиме, я хочу отметить, что наше внешнеполитическое ведомство со своими задачами, в общем, справилось.
Самая удобная Россия для Запада – это Россия со слабой экономикой и плохим имиджем. Отсюда санкции и информационная война. И наш дипломатический ответ на это был внятным и конструктивным.
Размышляя о возможных сценариях развития мировых экономических и политических процессов, нельзя забывать, что в рамках нынешней системы у многих стран и народов просто нет будущего. Они либо перестанут являться субъектами исторического процесса, либо вовсе утратят национальную и культурную идентичность. Времена относительно мирной глобализации кончились вместе с резким обострением глобального экономического кризиса и ростом геополитической напряженности. Мир как никогда в истории человечества стал сложным, взаимосвязанным и хрупким. Футуристические модели и высокие технологии постоянно сталкиваются с весьма архаическими политическими практиками. Претензии на глобальное доминирование ведут лишь к нарастанию национальных конфликтов и противостояний, чреватых новой мировой войной. И если не создать принципиально иной дизайн мировой политики, мы, как это было в начале ХХ века, будем ввергнуты в пучину жестокости и тотального насилия.
В политике на смену давлению силой должно прийти понимание и уважение иной политической антропологии и других ценностных систем. Но ответить быстро на вопрос о том, какова должна быть новая архитектура мира, сегодня никто не отважится. Однако восточный вектор нашей внешней политики – это своевременный и перспективный шаг в этом направлении. У России в АТР много исторических союзников, сотрудничество с которыми может не только стабилизировать регион, но и улучшить политический климат во всем мире.
Многие страны уже смотрят на нашу страну как на возможного справедливого арбитра и гаранта безопасности. Пока выбор адекватных этой задаче политических инструментов не так уж велик. В регионе, конечно, присутствуют форматы с достаточно большим потенциалом. Это и БРИКС, и ШОС, и АТЭС (экономическое сотрудничество), и региональный форум АСЕАН по безопасности, и Восточно-Азиатский саммит, но все эти организации занимаются, на мой взгляд, довольно локальными вопросами – экономическим сотрудничеством, противодействием терроризму, кибербезопасностью, экологией, и имеют ограничения по составу участников. Вряд ли они смогут противостоять серьезным геополитическим вызовам или даже вооруженным конфликтам из-за территории и ресурсов. Представляется, что необходимы новые политические площадки для поиска разумных выходов из острых ситуаций, как сегодня уже отметил Сергей Викторович (Лавров, глава МИД РФ – Прим. ред.).
Но мы помним, что в период "холодной войны" было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, на базе которого возникло ОБСЕ. Потом ее роль заметно снизилась, но события на Украине показали, насколько подобный формат технологичен и востребован. И думаю, что Россия может выступить с инициативой создания аналога ОБСЕ на восточном направлении на базе, скажем, того же Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Подобная организация может стать инструментом превентивного предупреждения конфликтов в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такая же универсальная площадка может быть создана для диалога депутатов, лидеров общественного мнения, интеллектуалов, которые озабочены поиском путей устранения ложных мифов, идеологических и политических барьеров. Надо искать форматы взаимодействия с гражданским обществом наших партнерских стран.
Мы не должны забывать и традиционные каналы российского влияния. Речь идет об образовании. Речь идет о сокращении квот на обучение иностранных студентов. Какой контраст с теми тысячами африканских студентов в советское время, о чем упомянул Сергей Викторович. Один только пример. Из Индонезии, население которой составляет 250 млн. человек, и экономический оборот с которой составляет свыше 3 млрд. долларов, обучается в России всего 125 человек. А запрос на обучение в России там огромный. О какой "мягкой силе" можно говорить, если даже после запроса РЖД, которая там ведет большой проект, желающих поучиться в России мы принять не смогли. Тридцать жаждущих стать инженерами путей сообщения – им было отказано даже после проведенного рекрутинга.
Да что иностранцы? Дети наших соотечественников, не работающих в госучреждениях за рубежом, принимаются в школы при посольствах только на платной основе, в среднем за 150 евро в месяц за одного ребенка. Пока они еще хотят давать российское образование, но что будет завтра?
В завершение хотел бы выразить уверенность в том, что наша дипломатия сможет разорвать порочный круг насилия в мире и дать правовую модель отношений между странами на новом гуманистическом языке политики.