О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Михаил Емельянов: закон о промышленной политике пробивает брешь в идеологии либеральной ортодоксии

07 октября 2014

 см. также ↓

7 октября Государственная Дума рассмотрела два проекта федерального закона – № 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" и № 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Емельянов:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, в начале своего выступления я хотел бы призвать к адекватности оценки этого законопроекта.

Но, конечно же, он не панацея. Я думаю, все в этом зале понимают, что то незавидное положение, в котором оказалась наша промышленность, да и сельское хозяйство – это результат экономической политики в целом.

На это влияет и валютная политика, денежно-кредитная, налоговая, таможенно-тарифная и бюджетная политика.

Ведь что, собственно, получилось за последние годы. Вот та либеральная политика, которая проводилась, она стимулировала, по сути не боролась с ростом издержек для нашей экономики, а стимулировала их и поэтому облегчала импорт.

Тарифы на газ, на электроэнергию, цены на бензин выросли от четырёх до шести раз в номинальном выражении, а в реальном ещё больше. Естественно, издержки росли, росла и заработная плата.

Налоговая система абсолютно депрессивна по отношению к нашей промышленности, особенно налог на добавленную стоимость, который Правительство не хотело снижать даже в самые тучные годы, когда была такая возможность, предпочитая отправлять деньги за рубеж.

Издержки растут, но одновременно наше Правительство предпринимало меры по облегчению импорта. Венцом этого стало вступление в ВТО. И до этого вы регулярно снижали таможенные пошлины, плюс рост курса рубля по отношению к доллару в реальном выражении, минимум, в два раза.

Всё это делало импорт более конкурентоспособным, чем нашу промышленность, то есть издержки растут, цены наша промышленность повышать не может в силу того, что давит импорт, она оказывается между молотом и наковальней. И в результате рентабельность на нуле, кредиты взять не может, модернизацию провести не может, и, по сути, промышленность загнана в угол. Поэтому без изменения макроэкономической политики, естественно, никакими законами ситуацию в промышленности мы не изменим. Это вопрос политики Центробанка, это вопрос политики Правительства.

Но я бы не стал недооценивать этот закон. Наоборот, я эту инициативу достаточно высоко оцениваю, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за неё, поскольку любой законопроект, да и уже принятый закон, имеет три функции: регулирующая, организующая и идеологическая, мировоззренческая. Вот этот законопроект, по сути, прорыв в мировоззрении наших элит, наших экономических властей.

Я помню прекрасно те времена, когда один из министров первого Правительства, который сейчас олигарх, говорил о том, что когда он слышит о промышленной политике, ему хочется спать. Другой финансовый деятель, который возглавлял крупную инвестиционную компанию, говорил: "Когда я слышу слова "промышленная политика", мне кажется, что кто-то хочет украсть". То есть полное отрицание роли государства в экономике, полное отрицание значения государственной политики в сфере развития промышленности привело к тому, что мы наблюдаем: потеря двух третей потенциала промышленности России. Поэтому этот закон, по сути, пробивает брешь вот в этой идеологии либеральной ортодоксии. Этим законопроектом мы впервые легализуем само понятие "промышленная политика", а также сопутствующие ему термины, например, "отрасли промышленности", "меры поддержки" и так далее.

Коллеги жаловались и предъявляли претензии к этому законопроекту, что он носит рамочный характер. Коллеги, ну а какой он должен носить ещё характер? Мы же не можем здесь прописать ставку, мы не можем прописать курс рубля, мы не можем прописать даже уровень налогов, потому что это вопрос Налогового кодекса. Но в то же время это не значит, что он не будет влиять и на эти параметры, потому что, как я уже сказал, у любого закона три функции. Одна из них организующая, а именно: влияние на законы, на другие законопроекты, на подзаконные акты. И совершенно очевидно, что принятие этого законопроекта открывает возможность для нас с вами и для Правительства вносить поправки в другие законы, например, в Налоговый кодекс. Совершенно очевидно, что после принятия этого законопроекта он нуждается в изменениях.

Мы считаем, что, прежде всего, необходимо вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которая действовала в начале нулевых и довольно успешно. Есть и другие меры стимулирующего характера, которые должны быть внесены в Налоговый кодекс.

Совершенно назрело изменение в законе "О Центробанке". Мы одна из немногих стран, где Центробанк не отвечает за экономический рост. В задачах Центробанка, в законе "О Центробанке" об этом не сказано, но почему? Ведь кредитно-денежная и валютная политика напрямую оказывает влияние на экономический рост.

Вот сейчас сложилась очень тревожная ситуация. Да, рубль ослабевает по отношению к доллару, это создаёт определённые преференции для нашей промышленности. Но если не будет смягчена кредитно-денежная политика и у предприятий не будет денег на модернизацию, на оборотные средства, если кредиты будут дорогие, то, естественно, они не смогут воспользоваться тем моментом, который открывает девальвация, и тот ущерб, те негативные факторы, которые понесёт наше население, естественно, окажутся бесполезны, и промышленность на основе этого не вырастет.

Бюджетный кодекс. В конце концов, пора уже закончить с бюджетным правилом. Сколько мы можем отправлять наши деньги, поддерживая наших уже прямых противников. Я думаю, эти средства необходимо использовать как раз-таки на поддержку промышленности.

Давно говорится о том, что нужно создать лизинговую государственную компанию, которая бы приобретала необходимое для нашей промышленности оборудование и на льготных условиях передавала его в лизинг. Именно тогда основные фонды нашей промышленности, которые на 80 процентов изношены, могут как-то измениться и модернизироваться.

Этот законопроект содержит и вполне конкретные вещи, например, инвестиционный контакт. Это прорыв, это очень важная мера, которая позволит стимулировать развитие нашей промышленности. Поэтому в заключение я бы сказал так.

Естественно, что этот законопроект не решает всех проблем по подъёму нашей промышленности. Это необходимое, но недостаточное условие для развития промышленности в России. Его надо принимать, но параллельно необходимо менять экономическую политику правительства и политику Центрального банка, прежде всего, денежно-кредитную. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022