20 июня Государственная Дума рассмотрела проект постановления ГД № 550303-6 "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2013 год". Доклад представила Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Галина Хованская, Андрей Крутов, Ольга Красильникова. Позицию фракции представил Анатолий Аксаков. Фракция не голосовала по проекту данного постановления.
Галина Хованская:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Сделать реальным участие граждан в финансировании капитального ремонта невозможно без льготных кредитов собственникам квартир под гарантии государства.
Чем может помочь Центробанк в решении этой проблемы? Возможно, вы скажете, какая помощь должна быть оказана законодателем в решении этой проблемы. Острейшая проблема. Пока она на втором месте. Но я думаю, что она снова перейдёт на первое место.
Спасибо.
Эльвира Набиуллина:
Действительно, проблема финансирования капремонта одна из острых. И здесь возможны схемы с участием банковского кредитования. Но для банков, безусловно, эта сфера достаточно рискованная. На мой взгляд, развить банковское кредитование можно только с участием мер господдержки. Вы совершенно правильно сказали, что это и льготное кредитование, либо субсидирование процентных ставок, либо какая-то форма госгарантий. И это позволит развивать эту сферу, и банки будут кредитовать. Но мне также кажется, что это больше вопрос к правительству, о том, чтобы такие программы были.
Спасибо.
Андрей Крутов:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы знаем, что вы во многом разделяете нашу позицию о том, что инфляция в России формируется в относительной степени за счёт немонетарных факторов и, прежде всего, за счёт роста тарифов на услуги региональных и федеральных монополий, в том числе за счёт роста тарифов на услуги ЖКХ.
Мы, как фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" свой вклад в борьбу с инфляцией вносили. Мы вносили законопроект "Об ограничении роста тарифов", законопроект "О запрете введения социальных норм на электроэнергию", выступали против перекладывания капремонта на плечи граждан, против несправедливых механизмов оплаты общедомовых расходов. В этой связи вопрос.
Какие конкретно меры ЦБ планирует принять для подавления инфляции, её немонетарной части, тем более, что реализация этих мероприятий позволила бы смягчить денежно-кредитную политику в целом? Спасибо.
Эльвира Набиуллина:
Спасибо. У нас, к сожалению, нет эффективных способов воздействия на немонетарные факторы инфляции. Поэтому мы обязаны проводить политику взаимодействия с Правительством, в том числе по тарифам на услуги естественных монополий.
И я уже говорила в своём докладе, что мы ставили перед собой цели по инфляции, исходя из тех решений по сдерживанию тарифов, которые были приняты Правительством. И рассчитываем на то, что вот такое сдерживание будет происходить, потому что если тарифы на услуги естественных монополий будут расти более высокими темпами, ужесточение денежно-кредитной политики, ну это очень-очень, скажем так, очень сложное решение для того, чтобы обуздать инфляцию, потому что мы видим, что у нас происходит с экономическим ростом.
Поэтому, учитывая вклад немонетарных факторов, конечно, должно быть вот такое взаимодействие. Снижение инфляции это общая задача и Центрального банка, и Правительства. Спасибо.
Ольга Красильникова:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы уже затронули тему вкладчиков Крыма и 700 тыс. рублей выплат. Да, это действительно, 90 процентов вкладчиков полуострова, однако среди пострадавших есть люди, кто имел вклады свыше 700 тыс. рублей. Причём, они формировали вклады во вполне устойчивых организациях и стали жертвами форс-мажора. В связи с этим, может быть, для Крыма сделать исключение и осуществить выплаты всем пострадавшим вкладчикам, тем более что по предварительным оценкам, сумма, выделенная на возмещение данных вкладов в Крыму, достаточна для решения данного вопроса. Спасибо.
Эльвира Набиуллина:
Действительно острый вопрос, но я исхожу из следующего: первое решение принимает законодатель, безусловно, у нас, но при принятии решения, мне кажется, важно соблюдать принцип равенства прав граждан России на всей территории. У нас все граждане России застрахованы на сумму до 700 тыс. рублей.
Жители Крыма, которые держали деньги в украинских банках, были застрахованы украинским государством, украинские банки перестали выполнять просто свои обязанности перед этими людьми. Российское государство взяло на себя, по сути дела, эту ответственность, и были выделены значительные ресурсы 60 млрд рублей из прибыли Центрального банка для этой выплаты. При этом, эти средства в крымских банках были застрахованы, ещё раз, украинским государством, были застрахованы на сумму 200 тысяч гривен, то есть эта сумма сопоставима с нашим страхованием. И она была, может быть, чуть-чуть выше в начале марта, а сейчас из-за того, что гривна снижает свой курс, это уже меньше, чем наши 700 тыс. То есть и украинское государство гражданам обещало какой-то уровень страховки, правда, кроме банка Ощадного.
Поэтому, на мой взгляд, нам сейчас важно выплатить деньги застрахованным до 700 тысяч, застрахованным вкладчикам. Спасибо.
Анатолий Аксаков:
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я участвовал на всех этапах рассмотрения отчёта, в рабочей группе, на заседании комитета. Хотел бы отметить повышенную прозрачность деятельности руководителей Центрального банка, такая конструктивная работа, очень грамотные и профессиональные ответы на все вопросы. Все представители фракции отмечали, что отчёт Центрального банка в текущем году отличается значительно в лучшую сторону.
При этом наша фракция всегда считала, что для того, чтобы обеспечить, в том числе экономический рост, необходимо активное участие Центрального банка на валютном рынке, поддержание стабильного, но при этом относительно низкого курса рубля для того, чтобы поддержать отечественного производителя, дать ему успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках, благодаря относительно слабому курсу рубля.
Первые пять месяцев текущего года подтверждают правоту этого тезиса. Мы неожиданно, это отмечают все эксперты, имеем высокий, сравнительно высокий рост промышленного производства. Причём практически все эксперты говорят о том, что одна из главных заслуг этого роста девальвация рубля, которая прошла в конце прошлого года и в начале текущего года.
Мы с вами в прошлом году приняли революционное решение, сняв ограничения по срокам рефинансирования кредитных организаций со стороны Центрального банка. Я говорю об этом революционном решении ещё потому, что на одном из форумов представитель Центрального банка в недавнем прошлом говорил, что этого не будет никогда, не мечтайте.
И вот решение принято, в том числе нашей позиции и благодаря позиции Центрального банка, очевидно, и руководителя Центрального банка. Сейчас уже вырабатываются меры по рефинансированию инвестиционных кредитов и это абсолютно правильные шаги, которые смогут поддержать, в том числе и экономический рост в нашей стране.
Тем более необходимо замещать внешние ресурсы, которые наши банки привлекали из-за пределов. Скажем, на 1 января текущего года более 200 млрд долларов наши банки были должны внешним кредиторам. В этом году они должны около 60 млрд выплатить внешним кредиторам.
И, очевидно, возникает вопрос замещения внешних ресурсов внутренними. Ну и, к сожалению, у нас только Центральный банк может вот в настоящих условиях являться таким источником замещения.
И вот решение о рефинансировании инвестиционных кредитов абсолютно правильное, но при этом сроки, которые обозначены три года, на наш взгляд, являются слишком короткими, поскольку инвестиционные кредиты имеют более длительный срок жизни, их окупаемость тем более ещё дольше время занимает.
Поэтому мы ставим вопрос об удлинении срока предоставляемых ресурсов. Но и подход к тому, что только 50 млрд рублей должны иметь банки при пользовании таким ресурсом, на наш взгляд, тоже неправомерен, хотя бы системно значимые банки, те, кто действительно находятся под серьёзным жёстким контролем Центрального банка, должны иметь возможность использовать этот ресурс.
Тем более что надо обратить внимание и на постановление правительства, оно предусматривает, что такими инвестиционными кредитами, ресурсами должны быть затраты в размере 5 млрд рублей.
Это расходы, связанные с капитальными в основном затратами. А нам надо поддержать то, что связано с технологиями, с перевооружением производства. И там затраты могут быть меньше, но хотя бы миллиард надо поставить для того, чтобы захватить ту часть кредитов, которые связаны с инвестициями в новые технологии.
Ну, и нам очень важно обеспечить конкуренцию на этом рынке. То, что Минфин выставляет лоты по 15 млрд рублей на размещение государственных средств, заведомо говорит о том, что их смогут использовать, эти средства, только государственные банки и иностранные дочерние банки. Большинство кредитных организаций, в том числе системнозначимых, отсечены от этого ресурса, а, значит, они не смогут эффективно конкурировать с крупными госбанками и иностранными банками и при этом не смогут кредитовать активно экономику.
Ну и последняя тема, тема субординированных кредитов, которая включается в капитал. Я говорил об этом на заседании комитета, о том, что у нас нет в законодательстве понятия бессрочные субординированные кредиты. Либо, давайте, мы поменяем, либо Центральный банк должен изменить подход к Базелю-3 и учитывать специфику России. Спасибо за внимание.