СПРАВКА
по вопросу "О неудовлетворительном состоянии системы управления природоохранной деятельностью и путях выхода из тупика на основе Экологической промышленной политики Российской Федерации, подготовленной Российским союзом промышленников и предпринимателей".
Промышленное предпринимательское сообщество провело анализ сложившегося природоохранного законодательства и практики природоохранной деятельности на промпредприятиях и пришло к выводу, что:
(1) существующая система государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды не обеспечивает достижения качественной среды обитания,
(2) основана на принципе "нулевого воздействия", что нереализуемо для промышленности,
(3) не обеспечивает реального перехода предприятий на современные технологии, скорее затрудняет его,
(4) не встроена в процессы стратегического планирования развития территорий и отраслей,
(5) игнорирует необходимость достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов,
(6) исключила ответственность госорганов и должностных лиц за состояние среды обитания, за причинение ущерба предприятиям, а значит, экономике страны,
(7) не восприняла проведенные в стране реформы и возникшие гражданско-правовые институты, что не дает возможности применять современные организационные, правовые и финансовые механизмы,
(8) не обеспечивает выполнение экологических обязательств РФ по международным договорам, в том числе, в случае присоединения РФ к Организации экономического сотрудничества и развития.
С такой неэффективной системой управления в сфере охраны окружающей среды дальше мириться нельзя!
Бизнес-сообщество включилось в создание новой системы управления качеством окружающей среды, как системы экологического развития страны. Мы привлекли широкий круг экспертов (более 70 специалистов) по различным направлениям деятельности, связанных как с развитием экономики, в том числе промышленности, энергетики и т.д., так и специалистов в сфере охраны окружающей среды, опыт и знания которых заложили в Экологическую промышленную политику (далее – ЭПП), одобренную Бюро Правления РСПП в марте 2014 г.
ЭПП – это точка зрения экологически ответственного бизнеса на то, какую политику в сфере охраны окружающей среды он хотел бы, чтобы государство проводило по отношению к промышленности.
Стержнем ЭПП является идея создания механизмов и инструментов по достижению экологического баланса потребностей/интересов общества в развитии социальной сферы, обеспечении благоприятного качества окружающей среды при сохранении темпов поступательного промышленного развития. Для этого в ЭПП сформирован курс на расширение применения в управлении охраной окружающей среды гражданско-правовых институтов.
Параллельно мы отметили, что одной из главных задач, которую придется нам всем вместе решать, являются накопленные в сложившейся системе природоохранного регулирования понятийные проблемы и противоречия. И они неустранимы принятием отдельных законов (например, законопроектом о наилучших технологиях). Громоздкость норм, правил и процедур нормирования, выдачи разрешений, платы, контроля, экспертизы не рационализируема без межведомственных скоординированных действий. По нашему мнению, необходима масштабная Экологическая реформа на законодательном, институциональном, организационном и научном уровнях.
В новой системе регулирования необходимо, прежде всего, сконструировать современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов на территории ведения хозяйственной деятельности, основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования. Реализация данной цели позволит повысить эффективность регулирования, снизить административные барьеры для бизнеса, создать условия для устойчивого социально-эколого-экономического развития.
Сформированная заново политика в области экологического развития должна обеспечивать:
(1) государственное регулирование и институциональное обеспечение выработки баланса потребностей/интересов при планировании развития территорий;
(2) предотвращение и разрешение конфликтов сторон: предприятие, государство, население;
(3) выработку экологически обеспеченных решений на региональном и муниципальном уровнях;
(4) упрощение администрирования за счет сокращение перечня объектов, подлежащих экологическому контролю, перечня нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ, сокращение списка предприятий-плательщиков и др.;
(5) передачу части полномочий по выдаче разрешений, по установлению нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки субъектам Федерации;
(6) восстановление компенсационной функции платы;
(7) разработку методик доказательства и оценки вреда / ущерба; перестроение правовой системы урегулирования вреда; внедрение возвратного механизма платы и т.д.
Но для того, чтобы новое пробило себе дорогу в будущее необходимо расчистить противоречия и устранить пробелы в действующем природоохранном законодательстве, которые мы называем "абсурдами". Провести оптимизацию функций регулирования и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципальных образований и приступить к созданию и поэтапному введению в жизнь Экологического кодекса РФ, построенного на ясных принципах и точно выверенных, правильно сформированных понятиях.
Промышленное предпринимательское сообщество уже начало эту работу. Мы создали Рабочую группу бизнес-объединений (РСПП, ОПОРЫ России, Деловой России, Ассоциации Европейского бизнеса), подготовили, рассмотрели и одобрили первый пакет предложений бизнес объединений по устранению пробелов и противоречий норм и правил природоохранного законодательства, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций (абсурдов) в правоприменительной практике, которые направлены в Правительство РФ в соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече с Председателем Правительства РФ в Листвянке в июне 2013 года.
Принципиальным вопросом ликвидации пробелов и противоречий является наличие в стране организационной структуры, способной разрешать сформировавшиеся проблемы на межведомственном уровне.