В Госдуме обсудили президентский законопроект об уточнении порядка возбуждения уголовных дел
см. также ↓10 декабря Государственная Дума рассмотрела президентский проект Федерального закона № 357559-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел). Доклад по данному вопросу сделал полномочный представитель Президента РФ Гарри Минх, содоклад первый заместитель председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" вопросы задали Андрей Руденко и Михаил Сердюк, позицию фракции представил Олег Нилов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы.
Андрей Руденко:
– У меня вопрос к Виктору Витальевичу Пинскому.
Вот совсем недавно мы по предложению Президента ввели институт омбудсмена по предпринимательству, и возглавил его господин Титов. А направлял ли интересно вот этот законопроект в рассылку комитет господина Титова, и есть ли заключение омбудсмена по предпринимательству по данному вопросу? Спасибо.
Виктор Пинский:
– Я уверен, что Титов об этом законопроекте знал. И у нас шли консультации с ним по этому поводу. И кое-какие компромиссные решения у нас уже ко второму чтению, возможно, появятся. Спасибо.
Михаил Сердюк:
– Вопрос к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, разделяю обеспокоенность Президента по поводу собираемости налогов в нашей стране, но всё-таки хотел бы взглянуть реально на многие вещи. Предпринимателя мы скоро будем показывать уже только в музее. У нас выбывают они сотнями тысяч ежегодно, и никакого мотива открывать собственное дело у молодёжи уже просто нет.
Была история с налоговой полицией, когда её ликвидировали и количество собираемых налогов стало больше. Сейчас рейдерство бушует в стране, и мы получаем огромное количество обращений, лично я. И вот я бы хотел всё-таки про эффективность у вас спросить.
Вы сказали, что количество уголовных дел снизилось, небольшое стало. Является ли это основным параметром, ключевым параметром эффективности, низкое количество уголовных дел, или мы должны всё-таки оценить эффективность возможных собираемых налогов? Сегодня действие многих силовиков приводит к обратному.
Гарри Минх:
– Уважаемый Михаил Иванович, я думаю, что те предложения, которые сформулированы в законопроекте, внесённом Президентом, направлены на реализацию двух задач.
Первая задача, и об этом мы тоже сегодня уже поговорили и в ходе небольшой дискуссии, которая уже состоялась, обеспечить более эффективное администрирование налогов, повторюсь, в широком смысле этого слова.
Вторая задача. В тех случаях, когда есть достаточные основания для того, чтобы вести речь об уголовном преследовании лиц, которые злостно уклоняются от уплаты налогов, то это, повторюсь, вторая часть проблемы, и здесь их нельзя так напрямую взаимосвязывать. Потому что с точки зрения собираемости налогов картина может быть достаточно стабильной, но с точки зрения той информации, которая имеется, не случайно речь в пояснительных материалах идёт в том числе и об оперативно-розыскной деятельности, это тоже нужно иметь в виду.
Как вы знаете, налоговые органы таких полномочий не имеют, а та информация, которая приобретается через механизмы ОРД, должна быть определённым образом процессуально зафиксирована. И поэтому в этом плане, я думаю, наши предложения обеспечат и сохранение качества, скажем так, работы тех предпринимателей, которые работают в чистом, в светлом секторе экономики, и борьбу с преступностью, которая очень часто носить скрытый, латентный характер.
Выступление Олега Нилова:
– Уважаемый Гарри Владимирович! Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за представленный законопроект, и не по причине того, что мы не хотим, чтобы дополнительные налоговые поступления шли в бюджет, не потому, что есть какое-то принципиальное возражение по предложенному законопроекту. Просто то время, в которое предложен этот законопроект, я считаю, в это время нужно бы рассмотреть сохранение в бюджете бюджетных средств, которые миллиардными суммами как разворовывались, так и разворовываются. И ответственность казнокрады и коррупционеры почему-то не несут.
А эти многомиллиардные суммы почему-то не возвращаются в бюджет. Гарри Владимирович, может быть, действительно с этого надо начать, нужно сначала залатать эти бреши, эти дыры, перекрыть эти потоки, которые уходят из бюджета. А потом дополнительно как-то так влиять и на бизнес, с помощью такого законопроекта, и дополнительно следователей отвлекать от той работы, с которой они и так не справляются.
Вот коллега сказал: нам не хватает следователей, нам нужно увеличить их количество, может быть, им зарплату ещё поднять. Подождите, давайте сначала с них спросим, почему не возвращены в бюджет деньги, почему не посажены казнокрады и коррупционеры, которые, по некоторым оценкам, десятки процентов бюджета как разворовывали, так и разворовывают.
Поэтому нужно сначала вот с этим разобраться. И наше предложение: давайте примем законопроект, он внесён, о конфискации имущества казнокрадов и коррупционеров и их имущества, и имущества их ближайшего окружения, если не будет доказана законность происхождения ценностей. Вот таким способом вернём десятки процентов в бюджеты всех уровней.
Не хватит – давайте примем закон о прогрессивной шкале налога и соберём деньги с тех, кто по-прежнему выплачивает девять процентов с дивидендов и считает, что выполняет по полной долг перед Родиной.
Соберём деньги с тех "золотых парашютистов", которые, по-прежнему выплачивая 13 процентов, оставляют в своих карманах сотни тысяч долларов или миллиарды рублей, получаемые в том числе из бюджета.
И, конечно, есть претензии, зачастую справедливые, со стороны бизнеса: наведите порядок с действующим бюджетом, потом перекладывайте на нас дополнительные кары.