На телеканале "ТелеТула" состоялся прямой эфир с депутатом Тульской областной Думы, руководителем регионального отделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Владиславом Сухорученковым.
Ведущий: Добрый день! Сегодня на телеканале "ТелеТула" прямой эфир с руководителем регионального отделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и депутатом Тульской областной Думы Владиславом Сухорученковым. Здравствуйте!
Сухорученков: Здравствуйте!
Ведущий: Тема для нашего сегодняшнего эфира – "Капитальный ремонт". Но сначала хотелось бы задать вопрос по поводу нарезки округов в Тульской областной Думе. Она изменилась, и с этого мы бы хотели начать. Владислав Николаевич, с чем связаны изменения нарезки округов в Тульской областной Думе? Теперь, я так понимаю, у каждого депутата будет новый округ.
Сухорученков: Не только новый округ, это абсолютно иное видение областной власти и областной избирательной комиссии, которая, безусловно, выполняет заказ областной власти, я в этом не сомневаюсь. Так вот, это новое видение в целом, как должен выглядеть избирательный округ одномандатного депутата будущей Думы. Раньше вес было более-менее понятно, то есть избирательный округ каждого депутата был в границах некоего муниципального образования. Например, если по численности это муниципальное образование, условно говоря, Каменский район – маленький по количеству избирателей и его не хватало, чтобы сформировать целиковый округ – то к нему добавлялись или он добавлялся к другим муниципальным образованиям, которые побольше. В целом всегда старались делать избирательный округ таким образом, чтобы он был компактен, чтобы те избиратели, которые будут голосовать за данного депутата, могли потом спокойно прийти к нему на прием и поделиться проблемами. А для этого, собственно говоря, и избирается депутат, для того чтобы решать проблемы своего избирательного округа, если он одномандатный депутат.
Так вот, на сегодняшний день будет 19 избирательных округов, а 19 других депутатов будут избираться по партийному списку по новому закону. И вот эта так называемая перенарезка округов как раз связана с тем, что на 19 частей якобы очень сложно разделить Тульскую область. Якобы нужно сделать так, чтобы каждый округ насчитывал примерно от 60 до 70 тысяч избирателей. Но за всем этим кроется простая задача, которая была поставлена властью перед избирательной комиссией. Задача эта сейчас ни для кого не секрет – освободиться от большинства ныне действующих депутатов и избрать в следующую Тульскую областную Думу полностью подконтрольных губернатору депутатов, которые будут без всяких обсуждений голосовать за то, что он будет предлагать, он и его команда, правительство Тульской области. Вот такая задача сейчас поставлена.
Она в том числе будет решаться и через эту дикую, другого слова я не могу подобрать, нарезку округов. Почему я так говорю? Ну, вот посмотрите: многие районы просто стали несчастными, ведь их поделили на три или на четыре части. Киреевский, Богородицкий районы поделены на три части, Венёвский район разделен на три части. Совершенно не понятно, каким образом можно было сделать так, чтобы один округ по новой нарезке начинался в Суворовско-Белевском районе, а заканчивался в Чернском!
Если вы посмотрите карту дорог Тульской области, то вы увидите, что напрямую по нормальной дороге, не проселочной, попасть из Чернского района в Суворов невозможно, разве что через город Тулу. Вот вы представляете, что ради сиюминутных политических целей, которые стоят перед губернаторской командой, а я еще раз повторюсь, что цель всего этого – избрание полностью подконтрольных депутатов, которые даже пикнуть не посмеют против политики губернатора. Ради этой сиюминутной политической цели, достаточно корыстной политической цели, потому что она в плюс будет, я уверен, только одному человеку – губернатору фактически уничтожается возможность работы депутата со своими избирателями, потому что, безусловно, невозможно при такой нарезке учитывать сразу интересы и тех, кто живет в Белевском районе, и тех, кто живет в Чернском районе. А уж про город Тулу я вообще молчу. В городе Туле осталось только три полностью городских округа, все остальные объединены с районами, деревнями. Как депутату учитывать одновременно интересы и городских жителей, и сельских?
Это вообще наисложнейшая задача, да и вообще самим избирателям добраться до такого депутата будет крайне сложно. Я вам скажу, что, например, мой Зареченский избирательный округ, само Заречье, поделены на три части тоже, и две части Заречья, вы вдумайтесь, объединены с Ясногорским районом! Вот в чем общность интересов между Ясногорском и Заречьем? Подумайте, да.
Ведущий: Я просто попытался представить, как туда ездить.
Сухорученков: Да, ездить. Если депутат сделает в Заречье приемную, то из Ясногорска до него не доедут, если он сделает приемную в Ясногорске, то из Заречья до него тоже не доедут. Я, конечно, понимаю, что руководителям избирательной комиссии, может, приятнее писать книги про вкусные и здоровые выборы и потом сочинять такую белиберду в виде этой дурацкой нарезки, политически заказушной. Но вообще-то я раньше думал, что до такого идиотизма, а другого слова я не могу найти, не дойдут в избирательной комиссии. Все-таки остановятся на каком-то этапе и поймут, что если объединять муниципальные образования, то нужно их объединять хотя бы компактно.
В конечном итоге, если мы говорим уж о финансовом вопросе, так это невозможно будет без дополнительных затрат из бюджета, например, на постоянные разъезды депутата по своему округу. Вы знаете, сколько бензина нужно, чтобы объехать такой округ? Ну, и, конечно, понятно, что данная нарезка как можно больше осложняет жизнь тем депутатам, которые привыкли работать в своем избирательном округе. Вы понимаете, что, во-первых, при такой нарезке большая часть округа просто отпадает. А было сделано именно так, чтобы в тех районах, где власть имущие и партии власти имеют наименьший рейтинг и больше всего шансов у оппозиции пройти, их больше всего и порезали. Вы понимаете? Меньше всего порезали Алексин, Новомосковск, там, где у них все прекрасно на сегодняшний день, и они надеются получить большой процент за партию власти. Другого объяснения я просто найти не могу.
Ведущий: Хочу напомнить, что у нас все-таки тема "Капитальный ремонт", но мы не могли пройти мимо такого важного вопроса.
Сухорученков: Хочу добавить, только одно, что со стороны зрителей, которые нас сейчас смотрят, слушают, может, кто-то скажет: "Ну, и бог с ними, с этими депутатами, все равно они там просиживают заднее место, ничего толком не принимают, а то, что принимают, зачастую не является в интересах жителей области".
Ведущий: Есть такая позиция.
Сухорученков: Да, есть такая позиция ряда людей. Но я хочу обратить внимание наших избирателей на то, что делается такая нарезка не для того, чтобы лучше стало, а для того, чтобы они были полностью управляемы, чтобы там, в новой Думе, вообще пикнуть никто не смел. Может быть, никто действительно не пожалеет об этом. Более того, в какой-то мере сама Дума и нынешние ее депутаты виноваты в том, что сейчас сложилась эта ситуация с нарезкой. Они в течение долгих лет пытались молчать, автоматически нажимать на кнопки, как им сказала партия власти. И это их вина, что авторитет Тульской областной Думы и депутата Тульской областной Думы в последнее время упал практически до нуля. Да, во многом этим депутатам стоит увидеть, насколько их не уважает областная исполнительная власть и губернатор.
Ведущий: В общем, можно сказать, что карты перетасованы. А мы продолжаем эфир.
Сухорученков: Кстати, то, что мы будем сейчас обсуждать, – это одна из тех дурацких инициатив, с моей точки зрения, и вредных для большинства жителей Тульской области, которая была принята большинством вот этих самых подобострастных депутатов областной Думы. Это закон о капремонте.
Ведущий: Вот мы и подобрались к нему, наконец. Для чего вообще понадобилась новая система капитального ремонта?
Сухорученков: Вопрос хороший и, если отбросить профанацию, что это, как всегда, делается по просьбам трудящихся, то ответ один – у государства банально не хватает денег на капитальный ремонт наших домов. Износостойкость любого дома не превышает нескольких десятков лет. "Хрущёвки" строились из расчета на 25 лет эксплуатации, но они стоят уже более 40 лет, и никто их сносить не собирается. А они ветшают, в них текут кровли, трубы и уже недостаточно обычного текущего ремонта. Вот в чем проблема. Государство, приняв для начала изменения в Жилищный кодекс о том, что теперь перекладывает всю ответственность за капремонт на плечи граждан, расписалось в своей беспомощности, бессилии решить проблему капитального ремонта домов. Для нее интересы олигархов выше интересов обычных людей. Потому что олигархи, прежде всего от ЖКХ, от энергетики, газовой отрасли требуют своих денег. Требуют с населения, с государства, и их мнение всегда учитывается. А вот здесь при принятии поправок в Жилищный кодекс и затем при принятии закона о капремонте, с моей точки зрения, на интересы всех жителей России и Тульской области власть наплевала.
Ведущий: Хотелось бы тогда разобраться в вопросе и начать с самого начала. Что такое капитальный ремонт? Какие именно работы предусмотрены по замене крыши? Что будет отремонтировано, если мы говорим о капитальном ремонте?
Сухорученков: Во-первых, есть специальные нормативные акты, которые определяют целый перечень видов работ. Чтобы не заниматься нудным перечислением, скажу так: если вам меняют два квадрата кровли, то это текущий ремонт. Если в целом меняется над всем домом кровля, то это уже ремонт капитальный.
Ведущий: Раньше был 185-й ФЗ, по которому осуществлялся капитальный ремонт. Сейчас, как известно, будет утверждена региональная программа. Вы считаете, что эти две попытки навести порядок с печальным состоянием жилого фонда неудачны?
Сухорученков: По этому закону жильцы имели право на компенсацию со стороны Федерального фонда ЖКХ. А сейчас власть сворачивает эту кампанию. Если раньше был шанс, что деньги поступят из этого Федерального фонда реформирования ЖКХ, то сейчас шансов таких нет. Есть небольшая возможность, что вы попадете в некую программу регионального, либо муниципального уровня, где будут выделены деньги. Но это чаще всего программы по ветхому и аварийному жилью.
На обычные "хрущёвки" денег уже не хватает, не говоря про девятиэтажки, которые чуть-чуть посвежее.
Но я хочу о другом вам сказать: изначально у власти был неправильный постулат, когда год назад. принимались эти решения Почему не отчитались за те деньги, которые уже были заплачены людьми до 2001 года? Вспомните, тогда в наших квитанциях тоже была отдельная строчка – капремонт, и все мы исправно платили в течение многих лет за капитальный ремонт наших домов. Однако после этого она была отменена, и никто нам не сказал, сколько было денег собрано с населения и куда они пошли. У меня есть устойчивое ощущение, что они были разворованы чиновниками от ЖКХ. Этих цифр уже нет и найти их практически невозможно. Куда же делись эти деньги? Вот моё самое главное опасение и нашей партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Тульской области при принятии закона областного "О капремонте", что снова также получится, что нас втягивают в новую систему, если хотите, это "МММ" от ЖКХ.
Ведущий: Это сильное сравнение.
Сухорученков: Это финансовая пирамида капремонта. Что представляет из себя новый областной закон о капремонте? Он представляет собой, по большому счету, описание того, как наши деньги будут изыматься региональным оператором. Создается новая чиновничья структура. Региональный оператор – это областная структура, которая будет полностью зависеть от правительства Тульской области.
На основании этого закона эта структура будет с нас собирать деньги на капитальный ремонт. Но тонкость, нюанс состоит в том, что этот региональный оператор может принять следующее решение. Если не хватает денег, чтобы осуществить годовую программу капремонта определенных домов, региональный оператор имеет право у нас, например, в Зареченском районе города Тулы, взять недостающие средства с наших счетов, с наших домов и направить их, например, в Чернский район.
А на следующий год из Чернского района взять со счетов и направить, условно говоря, в Алексинский район. В законе прописано, что в течение двух лет региональный оператор должен обратно вернуть эти деньги, как заемные средства.
Получается, что региональный оператор распоряжается заемными средствами без процентов – здесь уже заложена коррупционная составляющая. Понимаете, заемные средства в банках даются под огромные проценты, а здесь будут у этого регионального оператора, у этих чиновников огромные, гигантские, многомиллионные средства, которые даются ему беспроцентно в распоряжение. Вот вам возможность для серьезных коррупционных вопросов по этому региональному оператору.
Ведущий: Вы, помнится, предлагали альтернативный законопроект, который предлагал утвердить тарифную ставку 2 рубля на 3 года. Я не ошибаюсь?
Сухорученков: Да, совершенно верно. Это был альтернативный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в Тульской областной Думе, я его озвучивал.
Ведущий: Ни в коем случае не давать на откуп правительству возможность установления и повышения тарифной ставки.
Сухорученков: Абсолютно верно.
Ведущий: А кто же должен контролировать повышение тарифной ставки?
Сухорученков: Уже сейчас мы видим, что наше предложение было правильным. Я тогда еще предупреждал население области, да и самих депутатов областной Думы, что сумма взносов на капремонт будет очень высокой. И правда, сейчас заявлено официально и принято решение, что будет 5 рублей с пятиэтажек и даже двухэтажек. А все, что выше пяти этажей – 6 рублей с квадратного метра ежемесячно, я подчеркиваю, со всех домов, которые выше пяти этажей. Это говорит о том, что человек, проживающий в двухкомнатной квартире в обычной девятиэтажке обычной планировки, уже будет платить с января примерно 320 рублей дополнительно каждый месяц плюсом к той старой квартплате, которая была.
То есть по большому счету плата за ЖКХ сразу повысится примерно на 20% для средней "двушки". Мы тогда говорили о том, чтобы аппетиты чиновников от ЖКХ и правительства Тульской области умерить, ввести хотя бы переходный период на 3 года, не более 2-х рублей за квадратный метр, то есть в три раза меньше, чем введено сейчас. Но большинство от партии власти, от "Единой России" и, к сожалению, даже от коммунистов проголосовало за этот законопроект.
Заметьте, что в нашем законопроекте основной упор был сделан на контроль над этой чиновничьей раздувшейся структурой – региональный оператор. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в областной Думе предлагала в данном законопроекте обязательно ввести общественный контроль, специальный совет наблюдательный, в который войдут представители именно многоквартирных домов. Не какие-то там чиновники, депутаты, политики или кто-то еще, а именно непосредственно от жильцов многоквартирных домов представители. Условно говоря, сто представителей жильцов со всех районов Тульской области многоквартирных домов.
Ведущий: То есть главы ТСЖ как бы?
Сухорученков: Не обязательно одни ТСЖ. Люди имели бы право собраться, выбрать делегата на общую конференцию представителей МКД (многоквартирных домов) в своём районе и выбрать несколько человек в этот совет, дать им поручение, каким образом они бы хотели, чтобы программа капитального ремонта реализовывалась. Хотя бы это позволило донести мнение простых жителей до представителей власти.
А чиновники – они ведь опять построят "потемкинские деревни", Понимаете, проще всего использовать губернатору и правительству Тульской области регионального оператора именно в тех местах, куда они повезут очередную московскую делегацию показать какие у них великие успехи. За счет населения, за счет наших денег они будут показывать московским официальным лицам, какие они великие и как они решают вопросы капитального ремонта в Тульской области. Я уверен, что не в наших интересах строить эти Потёмкинские деревни.
Почему сейчас "Справедливая Россия" начала сбор подписей в Тульской области против закона о капремонте, за внесение в него поправок, которые мы предлагали? Мы предлагаем всем жителям Тульской области, если вы увидите в нашей накидке "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" людей, которые собирают подписи, подойти и поставить свою подпись, не стесняться, потому что мы будем эти подписи передавать губернатору и в Тульскую областную Думу.
Мы предлагаем всем жителям Тульской области очень внимательно отнестись к вашей единственной возможности не дать наложить лапу на ваши же деньги чиновникам. Как это сделать? Даже вот этот плохой закон, принятый большинством от "Единой России", дает нам маленькую лазейку. После 22 декабря будет опубликована областная программа капитального ремонта. Нам всем надо следить за официальными газетами типа "Тульских известий", чтобы "выловить" публикацию. После этого у нас есть два месяца для проведения наших собраний жителей каждого многоквартирного дома. При этом не обязательно, чтобы там было ТСЖ, не обязательно, чтобы там были какие-то советы многоквартирного дома, все равно, даже если там ничего нет, вы имеете право по закону собрать большинство жильцов МКД, составить протокол собрания и открыть свой собственный счет только для капремонта своего дома. Тогда вы имеете право, во-первых, выбирать время проведения капремонта: вот когда вы накопили деньги, тогда и сделали капремонт. Во-вторых, смету капремонта будете утверждать только вы, а не чиновники. И в третьих, что тоже очень важно, вы сами будете выбирать подрядчика, который будет делать капремонт. А еще вы будете сами, а не чиновники оценивать качество капитального ремонта своего дома у этого подрядчика. В этом случае вас никто не обманет.
Так что я призываю всех жителей многоквартирных домов Тульской области после принятия региональной программы, после 22-го декабря провести такие собрания. Если вам нужны дополнительные разъяснения, образец протокола, как составить протокол собрания, обращайтесь к нам в "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ". У нас есть образцы протоколов, разъяснительные документы, как проводить собрания. Для нас всех это принципиально важно. Не дайте чиновникам запустить свои наглые руки в ваш карман.
Ведущий: Последний вопрос. Опыт городского фонда капитального ремонта города Уфы вы считаете позитивным или нет?
Сухорученков: Я не в курсе, что происходит в Уфе. Знаете, очень много сказочников, которые любят рассказывать сказки. Я хочу вам сказать одно. С моей точки зрения, закон о капитальном ремонте – это "МММ", но только от ЖКХ, потому что получат что-то только те дома, которые первые надо будет отремонтировать. А те, которые через пять лет будут ремонтировать, на них денег не хватит. То есть выгода будет только для тех, кто в первые пять лет попадет в список областной программы на капитальный ремонт. Остальные останутся и без денег, и без капитального ремонта – если доверят деньги региональному оператору.
Ведущий: На этой ноте мы и заканчиваем эфир. В прямом эфире на телеканале "ТелеТула" был депутат Тульской областной Думы и руководитель регионального отделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Владислав Сухорученков. Спасибо большое. Всего доброго!
Источник: "ТелеТула"