О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов о роли арктических регионов в российской и мировой экономике

15 ноября 2013

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 15 ноября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы.

 mp4 

Вслед за Ермаком русские служивые люди – смелые первооткрыватели приращивали могущество России Сибирью и Северным Ледовитым океаном.

Великий русский человек Михайло Ломоносов ещё говорил: "Россия – это здание, а Арктика – это фасад". Но в бурные 90-е годы прошлого столетия, да и в самом начале этого века мы чуть полностью не растеряли достижения наших предков по освоению Арктики. В последнее время проблемами Арктики занимается лично Президент страны, и это вселяет всем нам, северянам, большие надежды. Мы убеждены, что Россия никакая не европейская, ни тем более не азиатская цивилизация, Россия – настоящая северная цивилизация.

Мы полностью согласны с Путиным Владимиром Владимировичем, который сказал, что Арктика – не территория конфронтации, Арктика – территория диалога. И в ведении диалога с восемью арктическими государствами должную, подобающую ей роль должна сыграть Государственная Дума Российской Федерации.

Группа депутатов является членами Постоянного комитета парламентариев арктических государств. Мы с зарубежными коллегами постоянно встречаемся и обсуждаем насущные проблемы жизни и деятельности арктических государств, взаимодействия государств при освоении Арктики.

Но, на мой взгляд, уважаемый Сергей Евгеньевич, внимание руководства Государственной Думы к работе, к увеличению влияния российских парламентариев в этом направлении следовало бы усилить. Мне кажется, работе, деятельности Постоянного комитета парламентариев арктических государств надо бы уделять такое же внимание, как это делается в отношении работы депутатов с европейскими коллегами. А у нас же пока иногда даже состав делегаций урезают.

Или вот последний пример. Возникла необходимость выбирать нового председателя Постоянного комитета конференции арктических государств, но с российской стороны мы даже не смогли выдвинуть кандидата на эту должность, хотя, конечно, достойнейшие люди и у нас есть. А ведь известно, что американцы уделяют огромное внимание составу руководства Постоянного комитета.

Арктика – особая территория, отличающаяся богатейшими природными ресурсами, хрупкой экосистемой, крайне дискомфортными климатическими условиями для проживания населения, при этом привлекающая внимание многих стран запасами минеральных природных ресурсов. Только на северных территориях Республики Саха (Якутия) сосредоточены крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, золота, алмазов, цветных и редких металлов, стоимость которых оценивается потенциально в порядке 870 триллионов рублей.

Вместе с тем в силу объективных факторов сегодня арктические регионы слабо привязаны к общероссийскому экономическому, информационному пространству, к транспортным магистралям, значительно отстают в своём социально-экономическом развитии от средних показателей по России.

В настоящее время на законодательном уровне не определена ни территория, ни граница Арктической зоны Российской Федерации. В Международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть Земного шара, центром которого является Северный полюс, а границей – Полярный круг.

При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое, общепризнанное понятие Арктика. Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальными законодательствами арктических стран и международно-правовыми соглашениями преимущественно в сфере охраны окружающей среды.

На сегодня в России отсутствует единый акт, регламентирующий вопросы, связанные с определением территорий и границ Арктической зоны Российской Федерации.

Сегодня основными нормативно-правовыми актами для определения состава Арктической зоны Российской Федерации, для реализации мероприятий государственной политики Российской Федерации в Арктике являются следующие документы.

Первое. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшие перспективы, утверждённые Президентом Российской Федерации ещё 18 сентября 2008 года.

Второе. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 года. И, наконец, сегодня готов проект Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.

Вместе с тем федеральными конституционными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия Правительства Российской Федерации об определении или утверждении состава Арктической зоны Российской Федерации не установлены, в связи с чем Правительство Российской Федерации не может принять акт об установлении состава Арктической зоны Российской Федерации. При этом такой состав может быть утверждён Президентом страны или законами Российской Федерации.

Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено было представить проект решения Президента Российской Федерации о составе Арктической зоны Российской Федерации. Руководство Республики Саха (Якутия) поддерживает целесообразность определения состава Арктической зоны страны и отмечает значимость разрабатываемых документов для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Вместе с тем, президент республики и Совет Федерации в лице заместителя Совета Федерации в своём обращении к Президенту и Правительству страны выразили свою озабоченность в связи с разработанным Министерством регионального развития Российской Федерации проектом распоряжения Президента Российской Федерации "О составе Арктической зоны Российской Федерации". Они выступили с предложением включить в состав Арктической зоны не только пять, как указано в проекте, прибрежных муниципальных образований республики, но ещё ряд районов Якутии. Это, прежде всего, Абыйский, Аллайховский, Анабарский, Бугунский, Верхне-Колымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижне-Колымский, Оленёвский, Средне-Колымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский районы.

Эти районы расположены за Полярным кругом и всегда считались арктическими районами, и нельзя одним росчерком пера их исключить из перечня арктических районов, ведь от этого не изменится ни климат, ни суровые природно-климатические и транспортные условия.

Включение в состав территорий данных муниципальных образований полностью соответствует нормам международных договоров и соглашений, согласно которым общепринятым критерием отнесения к арктической территории является расположенность территории севернее Полярного круга.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обращается к Президенту и Правительству Российской Федерации с предложением поддержать данное обращение Республики Саха (Якутия).

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Телефон: +7 (495) 783-98-03
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2020