Выступление Сергея Миронова на заседании Государственного совета РФ, посвященном вопросу повышения эффективности бюджетных расходов
см. также ↓Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос это критерии оценки эффективности. Сегодня он понимается как соотношение расходов и полученных результатов.
Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять тем конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.
Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств.
Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу от достигнутого. Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу как сделать бюджетные расходы эффективными?
Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны. На создание выгодных условий для производства и инноваций. На повышение уровня и качества жизни людей.
1. При переходе на программный бюджет обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, "у семи нянек дитя без глаза". Минэкономразвития, Минфин, Аппарат Правительства и сами профильные ведомства каждый вносит свой вклад и свое понимание. В итоге получается то, что получается,
Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему. А достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.
2. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И все-таки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.
Что это значит? А то, что закон принят хороший и нужный. Но это не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба "брони и снаряда". Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Просьба к Счетной палате обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.
3. Отдельная очень важная тема это эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это целый мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях от перекачки нефти, как Транснефть, до самых передовых технологий, как Роснано.
На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они "растворяются" в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности. В то же время контроль за эффективностью их работы, эффективностью использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и корпораций.
Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должны всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы этих структур.
Какая результативность их работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях? Какая отдача на переданное им государственное имущество? Как они ведут свои закупки?
А надо сказать, что объем закупок крупной госкомпании вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.
На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль.
Со своей стороны готовы принять самое активное участие в разработке правовой базы, которая для этого нужна.
Спасибо за внимание.