О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме обсудили пагубные последствия реформ в сфере образования

28 июня 2013

 см. также ↓

27 июня в Государственной Думе состоялась рабочая встреча руководителей средних и высших учебных заведений с депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Виктором Шудеговым и Оксаной Дмитриевой. Встреча, организованная аналитической группой при фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, была посвящена обсуждению уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ, его динамики за последние 10 лет.

Выступление Виктора Шудегова на круглом столе "Проблемы среднего образования в России"

Выступление Оксаны Дмитриевой на круглом столе "Проблемы среднего образования в России"

Ранее на встречах и в интервью, организованных аналитической группой, руководители и преподаватели вузов заявляли о снижении уровня подготовки абитуриентов. В связи с этим вузы вынуждены корректировать свои программы, чтобы "подтянуть" первокурсников до необходимого уровня. При этом начальная программа вузов за последние годы не менялась. В то же время педагоги средних школ, директора школ и управленцы управлений образования заявляют о стабильности уровня подготовки выпускников. Несоответствие оценок динамики приводит к тому, что в сфере среднего образования исполнители не видят технологического и управленческого системного сбоя и не ведут работу по устранению проблем. Рабочие контакты экспертов-практиков среднего и высшего образования призваны дать квалифицированную оценку динамики уровня выпускников и получить материал для продолжения экспертной и законотворческой работы фракции.

В начале рабочей встречи депутат ГД ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по образованию Виктор Шудегов обрисовал ситуацию, сложившуюся в российском образовании, трудности, возникающие при законодательном, материально-техническом, организационно-методическом обеспечении образования в связи с далеко не всегда продуманными и согласованными инициативами Правительства РФ.

Коснувшись скандальной ситуации с проведением в этом году ЕГЭ, Виктор Шудегов сделал интересный экскурс в историю возникновения тестовой системы экзаменации знаний.

Последняя появилась в 1960 году во Франции в связи с большим наплывом неграмотных мигрантов из бывших колоний. Ради них экзамены в школах были существенно упрощены. "Французы опомнились через три года, увидев, что тупеет народ и даже правительство вместе с ним", – рассказал Виктор Шудегов. Тем не менее, система – при посредничестве политических недоброжелателей США – была перенята этой страной. Теперь же она заимствована Россией...

Виктор Шудегов, опираясь на многочисленные данные международных организаций, исследующих качество образования, однозначно заявил: "Мы существенно сдали в системе образования". Депутат привел несколько курьезных примеров, иллюстрирующих, насколько невысок уровень познаний сегодняшней российской молодежи. Виктор Шудегов принципиально выступает за отмену тестовой системы, считая, что улучшить систему ЕГЭ невозможно, ее необходимо отменить либо сделать добровольной. Некоторые заявления и предложения министра образования и науки, других высокопоставленных лиц говорят о том, что определенные изменения в системе экзаменации в школах РФ должны произойти в ближайшая время.

Виктор Шудегов призвал коллег высказывать свои предложения по улучшению системы образования.

Депутат ГД ФС РФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева кратко и емко охарактеризовала реформы Правительства РФ последних лет, касающиеся бюджетно-финансовой основы работы системы образования в России. Депутат отметила, что аналогичные разрушительные процессы идут во всей бюджетной сфере – здравоохранении, социальной защите, культуре. "Авторы этих новаций те же, что и авторы ЕГЭ – это наша уважаемая Высшая школа экономики, которая вначале для всей страны навязывает определенные реформы, а потом для себя делает исключения из этих механизмов..."

Оксана Дмитриева уверена: общая гипотеза и общая позиция, которая проводится по всему бюджетному процессу Правительством и которая ориентирована на результат, – зависимость финансирования от качества и эффективности предоставляемых государственных услуг. "Это абсолютно ложный тезис", – убеждена депутат. Так, результаты ЕГЭ теперь являются основой оценки не только школ, но и вузов. Поскольку высоких баллов ЕГЭ по математике на порядок меньше, чем по русскому языку, ректоры технических вузов открывают небольшое непрофильное отделение – юридическое или экономическое, куда приходят абитуриенты с высоким баллом. Таким образом они искусственно повышают средний балл своего вуза, получают лучшую оценку и условия финансирования. "Мое глубокое убеждение, что никаких рыночных критериев для оценки бюджетной сферы быть не может. Бюджетная сфера, так же, как и оценка конкретного работника бюджетной сферы и учреждения, должна быть только административная – только аттестация, аккредитация, присвоение категории, статуса, то есть все то, что давно пройдено и что применяется во всем мире. Но абсолютно ложный посыл, к сожалению, реализуется. Ничего хорошего он не может дать, только деформирование оценки, деформирование финансирования и неправильную ориентацию административных усилий", – уверена Оксана Дмитриева.

Далее депутат раскрыла разрушительную роль другой идеи – 83-ФЗ, из-за которого бюджетное учреждение лишается субсидиарной ответственности государства, сметы, штатного расписания и т. д. Извлечение бюджетного учреждения из бюджетного кодекса ведет к увеличению административных расходов, расходов на отчетность и другие вопросы. В регионах это оборачивается закрытием малокомплектных школ, в Москве это влечет слияние и объединение школ.

Оксана Дмитриева считает категорически неверным отказ от штатного расписания, тарифной сетки, поскольку в бюджетной сфере должно быть жесткое штатное расписание и тарифная сетка, а оплата труда должна идти в зависимости от категории и результатов аттестации. Роль руководителя в вопросах оплаты труда должна быть существенно ограничена.

Также совершенно неправильна позиция по отношению к высшей школе и научным учреждениям, где доля базового оклада должна составлять процентов 30-40, а все остальное – гранты, финансирование, распределяемое на конкурсной основе. "Это неправильно, потому что в науке это означает, что никто не будет заниматься базовым образованием и фундаментальной подготовкой, все будут отвлекаться на поиск грантов, финансирования, никто не будет заниматься поисковыми работами. Необходимо базовое финансирование, чтобы профессор, представитель высшей школы мог сам определять, чем целесообразнее заниматься научному коллективу", – уверена Оксана Дмитриева.

Выступившие руководители заведений средней и высшей школы высказали ряд ценных критических замечаний о работе нынешней системы образования и о нынешней системе оценки знаний. Встреча продолжалась более двух часов, представители высшей и средней школы не пришли к единому мнению относительно путей решения сформулированной в теме рабочей встречи задачи, однако дали ряд идей, которые будут полезны в законодательной работе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

В завершение встречи все ее участники договорились продолжить рабочие контакты по вопросам, связанным с совершенствованием системы образования в России, методами определения уровня знаний учащихся общеобразовательных (средних) учебных заведений.

По материалам источников: Справедливо-онлайн

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International