Оксана Дмитриева: Недопустимо закрывать бюджетные дыры повышением налоговой нагрузки на малый бизнес
см. также ↓14 июня Государственная Дума рассматривает поправки к проекту Федерального Закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Он предусматривает переход к применению дифференцированного подхода при установлении страховой нагрузки на самозанятых граждан (в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности) и формирования пенсионных прав в зависимости от объема уплаченных страховых взносов.
Так, для ИП с годовым доходом до 300 тыс. рублей предлагается исчислять страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию исходя из 1 МРОТ (при этом совокупный размер страхового взноса во все государственные внебюджетные фонды составит 19425 рублей в год). Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 300 тыс. рублей, следует исчислять страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию исходя из 1 МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины фактически полученного предпринимателем годового дохода над "пороговой" величиной годового дохода, равной 300 тыс. рублей.
Поправки к законопроекту прокомментировала Депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Оксана Дмитриева:
– Недопустимо закрывать бюджетные дыры повышением налоговой нагрузки на малый бизнес. Он уже предельно перегружен, и любой дополнительный налог вызывает отчаянные протесты, массовый уход в тень и закрытие предприятий, что и было продемонстрировано в ситуации с увеличением страховых взносов с 1 января 2013 г. Однако предлагаемый проект федерального закона, предполагающий якобы снижение ставок страховых взносов, проблемы малого бизнеса никак не решает и не смягчает негативные последствия повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства.
Так, при работе на ЕНВД без наемных работников, индивидуальный предприниматель может зачесть всю сумму собственных страховых взносов в счет уменьшения налога. Поскольку оборот при ЕНВД не ограничен, сумма страховых взносов может быть довольно высокой и к уплате в бюджет ничего не останется, что отрицательно скажется на местных бюджетах.
При работе на ЕНВД и наличии наемных работников ИП может зачесть только сумму страховых взносов наемных работников в счет уплаты единого налога (но не более 50% от суммы налога). При этом собственные страховые взносы он оплачивает полностью. В данном случае налоговая нагрузка на предпринимателя сильно возрастает. При обороте, например 10 млн в год сейчас предприниматель платит 36 тыс. руб., а будет платить 119 тыс. руб.
Даже если добиться разрешения вычитать и собственные взносы предпринимателя, то все равно взносы с работников исчерпывают лимит, следовательно, собственные страховые взносы нужно будет платить полностью или вновь уводить в тень зарплату работников.
Уплата 1% с оборота полностью нивелирует прелести патентной системы, потому что в разы будет превышать стоимость патента (оборот патента до 60 млн и 1% составит 600 тыс. при годовой стоимости патента 30-40 тыс.).
Если, оставив арифметику, обратиться к логике, то очевидна абсурдность в принципе уплаты любых обязательных платежей с оборота. Как можно исчислять страховые взносы с оборота, если контроль за оборотом практически упразднен: на патенте и ЕНВД отменены кассовые аппараты, Чек выдается только по требованию покупателя?
Все это приведет к новой волне закрытия малого бизнеса, массовому сокрытию оборотов, позволит настаивать на введении кассовых аппаратов и полном бухгалтерском учете.
"Вводить законы, противоречащие законам природы, – значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать", – говорил Томас Джефферсон. И это, к сожалению, подтверждают наши законы, которые вместо того, чтобы создавать условия для развития честного бизнеса, способствуют созданию условий для налоговых преступлений.