О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты
См. также
разделы
Партия в СМИ

Рождение ребенка не должно обрекать семью на бедность – Елена Мизулина о фактах и мифах концепции семейной политики РФ

13 июня 2013

 см. также ↓

"Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных (малоимущих) семей. 4 из 10 детей проживают в малоимущих семьях" (Концепция семейной политики РФ).

Это один из самых страшных фактов, собранных авторами Концепции семейной политики в разделе, описывающем современную российскую семью. Может ли семья не стоять перед выбором рожать или жить, откуда брать деньги на алименты и как сделать так, чтобы оптимизация и модернизация не приводили к закрытию роддомов? Председатель Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Борисовна Мизулина провела встречу с журналистами, в ходе которой ответила на вопросы, касающиеся проекта концепции семейной политики, по которому уже началась широкая общественная дискуссия.

Семья: данных нет, законодательство устарело

Работа над концепцией началась в 2008 году, когда я возглавила комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Мне надо было понять, какие законы относятся к его ведению, что с информацией, статистикой, исследованиями, касающимися семьи, материнства и детства – то есть представить весь объем материалов и информации, которыми должен владеть комитет.

Я создала при комитете экспертную группу, куда вошли очень многие известные ученые в области демографии и семейного права (этих специалистов в принципе очень мало), социологи, психологи. Когда мы в первый раз собрались и начали обсуждать вопросы семейной политики: есть ли она как таковая, каково отношение государства к семье – то все в один голос заявили, что внятной семейной политики нет. Это при том, что Россия находится перед серьезнейшим, глобальным демографическим вызовом! И вместо того, чтобы предложить единую государственную семейную политику, государство пошло по пути демографической политики, а социальные вопросы поддержки семьи фактически передало на уровень регионов.

В первый год мы с экспертами встречались каждую неделю. Мы собирали эти данные. Эта работа привела нас к выводу, что у нас нет ни статистики по семьям, ни достоверной информации, что происходит с институтом семьи, и законодательство у нас самое отсталое и устаревшее. Это я заявляю ответственно: ранее я работала в рамках комитета и в Совете федерации, и в Государственной Думе, и за двадцать лет после принятия новой конституции практически все семейное законодательство проходило в той или иной степени с моим участием – либо глубоким, либо я, во всяком случае, просматривала законопроекты.

Все демографы сказали: без поддержки семьи ни с каким демографическим вызовом справиться нам не удастся.

Нами были сформулированы прогнозы, но без достоверной статистики делать какие бы то ни было выводы очень сложно. Поэтому было принято решение, что мы попытаемся собрать информацию, обобщить ее, проанализировать законодательство и изложить это в виде некоторого документа самим.

Ложные обвинения

Меня спрашивают: "Почему в концепции так много Церкви?" – и начинают зачитывать то, чего в ней нет. Спрашивают: "Почему вы запрещаете аборты?" – нет никакого запрета абортов. Прочитайте, что написано.

Мы ничего не навязываем. Наши эксперты очень добросовестно отбирали те предложения, которые нам присылали. Было прочитано множество научных статей, из которых брались различные данные.

"Вы всех обязываете венчаться!" – какое "обязываете венчаться"? Абсолютно нет такого! Есть одна из множества мер – признание документа о венчании. Сегодня такая реальность: у нас растет число фактических браков и растущих в них детей. Каждый третий ребенок – внебрачный. Психологи утверждают, и мы не должны это отбрасывать, что для ребенка это нехорошо даже при самой хорошей и обеспеченной неполной семье. С детского сада он обрастает комплексами. Как их компенсировать?

Благополучие ребенка или благополучие семьи?

В 2010 появился первый вариант концепции, которую мы разослали везде. Передали ее в администрацию Президента, правительство, разные институты, но как такового обсуждения не было. Что-то из нее вошло в обсуждение на Государственном совете по вопросам поддержки семьи – к нему готовил материалы Евгений Леонидович Юрьев, с которым мы вместе много работали над концепцией. Ряд моментов вошел в законопроекты, в разные документы.

В 2011 году мы обновляли концепцию. Я полагала, что шансов на ее прохождение нет, потому что серьезной поддержки не было. Когда в прошлом году 1 июня указом Президента была принята национальная стратегия действия в интересах детей на период с 2012 по 2017 годы, мы решили, что, видимо, уже окончательно никакой государственной семейной политики в России не появится, ибо вопреки нашим предложениям проблемы детей рассматриваются в отрыве от семьи.

Но координационный совет по реализации национальной стратегии, куда мы вошли с Валентиной Ивановной Матвиенко, сформулировал предложение к правительственному акту относительно ее реализации. И первым пунктом было решено (на что мы совершенно не рассчитывали) внести разработку и принятие правительством концепции семейной политики как одной из главных мер по реализации национальной стратегии действия в интересах детей. То есть координационный совет, Президент и Правительство согласились с тем, что благополучие ребенка невозможно без благополучия семьи. Поэтому если мы хотим решить проблемы и демографического вызова, и защиты детей, то у нас должна быть хорошая, системная, развернутая семейная политика, направленная на обеспечение семейного благополучия.

Утверждение концепции Правительством предусмотрено на 2014 год. Но поскольку у нас уже был подготовлен материал, мы его обновили. Несколько месяцев ушло на обновление и написание краткой версии концепции, в основу которой легла идеология традиционных семейных ценностей.

Традиционные семейные ценности и эксперименты над семьей

Этих ценностей несколько основных.

Союз мужчины и женщины.

Регистрация брака.

Совместное воспитание нескольких детей обоими родителями.

Приоритет во внутрисемейных отношениях авторитета родительской власти, а не прав ребенка.

Любовь к детям, которая, в частности, проявляется в отказе от аборта как акта нелюбви и ненависти к детям.

Почему взяты эти традиционные ценности? Исторически, на самом деле, их было гораздо больше.

Мы проанализировали все данные – 435 слайдов со всеми источниками – "Российская семья в цифрах и фактах". За эти четыре года нам удалось продвинуть вопросы статистики в отношении семьи. Мы направляли запросы в регионах, собирали информацию по министерствам, появился ряд федеральных статистических форумов для предоставления нам информации – в результате к сегодняшнему дню набралось очень много статистики.

Социологический анализ показал, что все традиционные ценности, которые я назвала, оказывается, действительно значимы. Институт семьи очень консервативен. Даже социальные эксперименты прошлого века это не изменили.

Первый эксперимент – большевистский, когда декреты практически полностью отменили семью. Считалось, что семья в советском государстве не нужна и постепенно отомрет. Было отменено венчание как акт юридического признания брака, была объявлена свобода разводов, фактический брак был уравнен с зарегистрированным. В кодексе о браке и семье 1922 года был впервые введен институт отобрания детей, потому что родители не могут воспитывать в духе социалистического сознания – с этим могли справиться приюты.

В 1944 году, когда стало очевидно, что рождаемость падает, советская власть стала вновь делать ставку на традиционные семейные ценности. Указом Верховного совета от 1944 года были отменены фактические браки, введены пособия по беременности и родам и введен ряд других мер.

Основы законодательства о браке и семье 1968 года еще более закрепили это положение. Стало формироваться общественное мнение, осуждавшее разводы и фактические брачные отношения.

Все это привело к тому, что рождаемость, начиная с 1968 года, начала расти. К периоду распада Советского союза у нас было больше двух детей на одну женщину. Это достаточно неплохой показатель, позволявший обеспечивать воспроизводство населения.

Даже в наше время сравнение переписи населения 2002 и 2010 годов подтвердило, что 89% наших граждан живут семьей. Семья остается основной формой организации жизни. Почти 70% граждан состоят в браке. 70% семей регистрируют первый брак сразу. Суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин на 20% выше. Период времени между вступлением в первый брак и рождением первого ребенка у замужних женщин в два раза короче.

Все показатели, позволяющие России выйти из демографической ямы, однозначно свидетельствуют в пользу сохранения семейных ценностей.

Семья и семейное благополучие по традиции строится не только на рождении детей, но и на совместном воспитании, на том, чтобы семья была единым целом. Поэтому естественны такие семейные ценности, как несколько детей, воспитание в рамках такой психологии, которая позволяет старшим детям в раннем возрасте получить навыки родительства, воспитание двумя родителями, когда дети видят гармоничные отношения и понимают, зачем мама и папа, какова роль мужчины и женщины в семье...

Эти традиционные ценности и стали основой концепции.

Благополучие для разных семей

Была сформулирована цель, позволяющая семьям не только рожать детей, но и воспитывать, достигать семейного благополучия вне зависимости от типа семьи. Выработан дифференцированный подход в отношении мер поддержки разных типов семей: полные, неполные, многодетные, многопоколенные.

Когда уже шло обсуждение концепции, нас попросили включить положение, касающееся такого типа семьи, как семья одинокого престарелого гражданина. Именно семья – у него, как правило, есть где-то родственники или даже дети, но проживает одиноко.

Исходя из цели обеспечения семейного благополучия на основе традиционных семейных ценностей, было сформулировано десять задач, приоритетных для государства, каждая из которых сопровождается системой мер по ее достижению, начиная от самой главной задачи: пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей.

Это то, что позволит изменяться общественному мнению в пользу этих ценностей. Процесс идет медленно, но наша история показывает, что это возможно.

Задачи на первый этап: инфраструктура

Два этапа реализации (они в конечном счете привязаны к нацстратегии и демографической концепции) – до 2017 года, что очень символично (сто лет с момента разрушения семьи большевиками), и с 2018 по 2025. На первом этапе задачами являются усиление мер поддержки многодетных семей, укрепление института брака, сокращение числа разводов и фактических браков. Это задача – улучшение положения семей с детьми. Задача – профилактика абортов и изменение отношения к ним как к медицинской процедуре в сторону отношения к ним как к серьезному социальному акту, связанному с отношением к детям, и акту насилия над женщиной.

Среди задач – поддержка семей с детьми-инвалидами (это особый тип семей).

Стоит задача инфарструктурная: создание социальной инфраструктуры и оказание услуг семьям с детьми, чтобы она была доступной и качественной. У нас нет такой социальной инфраструктуры. А это все, что связано с образованием – сеть современных, доступных, качественных детских садов и школ. Это сеть медицинских учреждений. Это сеть досуговой среды: кафе, ресторанов. Игровая среда: детские товары и игрушки.

Все это у нас находится на допотопном уровне. Понятно, что это требует больших вложений. Но я могу сказать, что программа перинатальных центров в свое время убедила меня в том, что это реально. Когда они создавались, я не была их сторонником. В Сибири сейчас они созданы не только в главных городах типа Омска, но и за триста километров. Стали стараться если уж строить новую больницу или переделывать старую, где есть родильное отделение и гинекология, то организовывать по типу перинатального центра, построенного с участием федерального центра. И на самом деле, в самых удаленных уголках появилось высокое качество медицинского обслуживания! Да, пока недостаточно. Но есть образец.

Среди задач – защита семьи от незаконного вмешательства во внутрисемейные дела и поддержка семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повышение авторитета родительской власти, усиление влияния Русской православной церкви, других традиционных религий и общественных организаций в принятии решений в семейной политике.

Заложены показатели, которые мы полагаем возможным достичь на первом и втором этапе.

Проект для дискуссии

Обращаем внимание: это общественный проект. Это не правительственный акт.

Это приглашение к обсуждению, какой могла быть концепция семейной политики. Выполнена уже текстуальная часть, которая может быть положена в основу указов или постановлений Правительства, если будет в том или ином виде принята. Она дает возможность организовать широкую общественную дискуссию, которая уже пошла (правда многое, скажу прямо, начали перевирать), о том, какой могла бы быть семейная политика. А такая политика появится не ранее 2014 года. Это записано в плане мероприятий правительства по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. Срок исполнения: 2014 год. Утверждаться будет постановлением правительства и актами более высокого уровня.

Меня спрашивают, что было бы, если бы нашей концепции не было. Значит, мы бы получили на будущий год проект концепции Правительства, в который внести поправки (говорю вам как законодатель) практически возможности не будет. А сейчас мы имеем возможность организовать общественное обсуждение, что мы и будем делать. Рабочей группе координационного совета, которую я возглавляю, было это поручено.

Не сомневаюсь, что изменится ряд мер, может, будут другие задачи, иначе будут поставлены цели. Может, вообще от идеологии сохранения семейных ценностей Правительство откажется. Но одно дело, когда оно откажется просто потому, что это некоторый документ, подготовленный некоторой группой, а другое – если по каким-то вопросам общество однозначно выскажется: это должно быть так, это правильно, а вот это – избыточно и не нужно.

Других аналогичных концепций нет. Такая концепция есть в программе СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Думаю, в любом случае, за основу она может быть принята и будет продвигаться. Тем более что мы сейчас выясним, как люди относятся к такому варианту.

Не патриархальная концепция: все учтено

Меня уже обвинили люди, которых я считала православными, в том, что я переусердствовала относительно православных и патриархальных ценностей. Нет, концепция современная. Если бы она была патриархальной, она бы восстанавливала дореволюционный уклад. Но она учитывает реалии современности. Например, неполная семья – это реальность. И нам нужно сделать, чтобы неполная семья тоже была благополучной. В неполной семье другие проблемы, не те же, что в полной.

В предыдущей концепции 2010 года вопросом "номер один" была поддержка не только многодетных семей, но акцент на нее. На первом этапе поддержки семьи до 2017 года это та семья, часть поддержки которой можно взять на федеральный уровень. Но сегодня этого мало – государственная семейная политика должна охватывать разные типы семей. По переписи 2010 года у нас многодетных семей всего около миллиона из сорока с лишним. Политика по формированию семейного благополучия должна быть рассчитана не только на маленькую группу россиян, но на подавляющее большинство.

Идеология и экономика

Есть региональные семейные политики, комитет взвалил на себя гигантскую работу по анализу региональных законодательств. Отработали тему многодетных, ежемесячных пособий и много другого.

Эти политики различные, но не идейные. В них нет идеологии: какова цель применительно к семье? Признает ли государство семью в качестве того социального института, на который можно и нужно опираться. А в нашей концепции заложено, что семья – это и есть то звено, тот ключ, который позволит разрешить многие проблемы. Если семья будет благополучная, государство снимет с себя бремя социальных обязательств. Социальное сиротство – как прописано у нас в концепции – воспроизводится на основе искусственного и неискусственного семейного неблагополучия. Расходы государства в геометрической прогрессии увеличиваются, если при живых родителях ребенок оказывается сиротой.

На презентации в Кремле Абызов сказал: "Нам нужен технологический подход и экономическая модель". Я вам скажу, что это не аргумент по содержанию. Технологический подход заложен в концепции. Он представляет собой совокупность определений: что приоритетно, в какой последовательности что осуществляется, какова совокупность мер, как разделяется по этапам. Когда концепция утверждается, обсчитывается экономическая составляющая – сколько стоят все меры – и расписываются по годам исходя из имеющихся возможностей бюджета.

Мы не рассчитывали финансовую составляющую, потому что у нас не было такой задачи, да она и не нужна – Правительство справится и сделает. Наша задача – представить идеологию.

Абызов считает, что идеология неважна. Мы считаем, что идеология первична. Если бы в 2008 году сразу возобладала бы идеология того, что с демографическим вызовом можно справиться, только если в первую очередь мы будем вкладываться в семью, примем и утвердим понятную людям государственную семейную политику.

Не было бы национальной стратегии действий в интересах детей. Не надо было бы создавать институт уполномоченных по правам ребенка. И многое другое. Это все заменяющиеся институты.

Это было бы экономичней. Вы уже видите, сколько времени упущено – как минимум пять лет. Хорошо, что государство на это все-таки вышло.

Регистрация брака по факту венчания?

Все священники фиксируют, что вошло в тенденцию: люди идут венчаться без регистрации брака, и отказать им нет возможности. Тем более, что в законе запрета венчания без регистрации брака нет. Это Русская православная церковь взяла на себя добровольно. А сейчас многим людям легче считать себя состоящими в браке посредством венчания. А юридически такой брак не признается – это одинокая семья одинокого родителя с ребенком.

Мы предложили простой вариант: включить свидетельство о венчании в перечень документов о государственной регистрации браков по заявлению супругов. Захотят они получить свидетельство о заключении брака – приносят копию свидетельства о венчании, пишут заявление, и без всяких двух месяцев ожидания, без процедуры регистрации в ЗАГСе получают документ о заключении брака. Не хотят – остаются венчанными.

Что это дает? Во-первых, это восстанавливает институт венчания. Но самое главное, зачем мы предлагали эту меру, – она точно сократит количество фактических браков. Кажется, их очень много – но, оказывается, много венчанных. А сколько венчанных? Мы не знаем. Может, все не так страшно?

Психологически для самих супругов это очень важно. Особенно для женщины.

Если это сподвигнет на регистрацию браков – почему бы и нет. Особых затрат это не приносит.

Как избежать двоеженства?

Мы не можем решать за венчающихся. А тенденция есть: категорический запрет венчать нерасписанных супругов сегодня уже не так категоричен. Люди и их желание венчаться сегодня сильнее, чем такого рода нравственный запрет, не утвержденный законом, взятый Церковью на себя самостоятельно. Священники уже говорят, что не могут отказать людям.

Случаев двоеженства нигде не фиксировалось. Если люди пойдут регистрировать брак – таковые легко выявятся. Наверное, те, кто пойдут на это, будут точно знать, что другого брака у них нет.

Двоеженство не фиксировалось потому, что венчание – не просто красивый обряд. Молодежь тоже понимает, что это освящение уз брака, предотвращение развода, гарантия устойчивости брака. Такая идеологическая составляющая осталась, поэтому, видимо, священники и идут на венчание без регистрации брака.

К сожалению, серьезной статистики по этим вопросам нет, как и вообще по семье. Сейчас впервые принят закон, по которому Росстат будет собирать данные о семье, в том числе, связанные с регистрацией брака. Можем запросить и данные о венчании, правда, не очень представляю, как это сделать. Возможно, посредством социологического опроса.

Налог на развод?

Мы проанализировали многие совместные заявления представителей традиционных религий. Даже предложение Святейшего Патриарха – не ввести ли нам налог на разводящихся? – мы проанализировали, посмотрели и решили: хорошая идея! Только мы ее иначе интерпретировали. Это разовый налоговый сбор, взимающийся с супругов при разводе. У нас более миллиона разводов в год! Если даже тысячу рублей взимать – это миллиард.

Направлять эти деньги в алиментный налоговый фонд. Он очень нужен в рамках нацстратегии для уплаты алиментов детям, родители которых уклоняются от выплат.

Правительство не может найти средства на этот фонд. Без государственного участия он не сможет функционировать. А в советские годы он существовал несколько лет и был очень эффективным. Есть и на Западе как фонды, так и агентства по взысканию алиментов.

Вряд ли можно остановить налогом развод, но поддержать детей, которые при разводе остаются без алиментов, за его счет вполне возможно.

Нас же немедленно обвинили в том, что мы предлагаем за развод взимать налог с мужчин.

Какая семья неблагополучна?

Прозвучало обвинение: "Вы говорите о традициях и благополучии полной семьи, а у нас столько неполных семей! Значит, вы автоматически заявляете, что эти семьи неблагополучны". Ни слова об этом нет! Термина "неблагополучная семья" вообще сформулировать невозможно – это я как ученый заявляю. И не надо к этому стремиться. Каждая семья может быть благополучной. Важно знать, какие проблемы есть у каждой семьи, и предложить адекватные меры.

У нас заложена традиционная ценность: союз мужчины и женщины. А благополучная семья основывается на традиционных семейных ценностях. Соответственно, никаких мер, которые бы предусматривали возможность однополых семей, нет и быть не может. В концепции однополых браков нет.

Усыновление однополыми парами?

Должен ли существовать запрет на усыновление детей такими семьями? А если у нас семей таких нет? Конечно, есть фактические такие браки, хоть и не легализованные, а усыновление и удочерение может происходить одиноким гражданином России. Выявить состояние в однополом сожительстве очень трудно. Проще, когда усыновитель – мужчина. Когда женщина – гораздо труднее.

Этого вопроса нет в концепции, но мы его рассматриваем (мы сейчас готовим законопроект по сиротам, он пойдет 18 числа во втором чтении): предлагаем поправки к 127 статье Семейного кодекса, которая предусматривает, кто может быть усыновителем, а кто не может. В частности рассматривается и такая возможность: создать правовые основания для отобрания ребенка из семьи, основанной на фактическом браке людей одного пола.

В семейном кодексе есть статья 14, которая предусматривает, между кем и кем не может быть заключен брак – в частности, в случае инцестных отношений. Там пока нет оговорки, что он не может быть заключен между лицами одного пола. Но в том же Семейном кодексе есть другая статья, которая предусматривает, что брак – союз между мужчиной и женщиной. Вроде как оговорка не нужна. Но ведь в отношении инцеста она есть.

Если такая оговорка войдет, то ограничение усыновлений и в том числе отобрание ребенка из семьи, когда выясняется, что семья создана лицами одного пола, будет юридически возможным. Пока этого нет. Но это вопрос общественного обсуждения. Сейчас важно, как люди выскажутся относительно предложенных традиционных ценностей.

Иностранное усыновление: как избежать растления детей?

Относительно иностранного усыновления. Сейчас, 18 июня, будет рассмотрен правительственный законопроект, про который я сказала, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты с целью осуществления гарантий для детей сирот". В нем, в частности, предусмотрено единовременное пособие в сто тысяч рублей при устройстве в семью ребенка-инвалида, братьев и сестер... Так вот, в нем предусмотрено, что для лиц, состоящих в браке с лицами одного пола, являющихся иностранным гражданами, лицами без гражданства, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, для одиноких иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, усыновление российских детей будет запрещено.

В отношении одиноких граждан будет оговорка: "проживающие в государствах, где приняты законы, разрешающие однополые браки".

На иностранное усыновление мы жестко вводим запрет на усыновление однополыми парами. В отношении российских граждан пока такого запрета нет, но здесь все зависит от общественного мнения. Если общество будет за то, чтобы оградить детей и усилить имеющиеся в семейном кодексе гарантии, значит, эти уточнения появятся.

Кроме того, важно учитывать, что 5-6% детей сами рождаются с такими особенностями. Отбирать их из семей только потому, что они сами родились такими, неправильно. Но это уже отдельная проблема и другой вопрос – как защитить таких детей. Они же не виноваты, что родились такими. Но как не допустить растления и изменения нормальной ориентации до того, как они стали взрослыми?..

Отдавать ли детей во Францию?

Комитет по международным дела и комитет по вопросам семьи проведут совместное заседание по письменной просьбе неправительственных организаций Франции, которые выступали против принятия закона о легализации однополых браков и разрешения на усыновление такими семьями. Они обратились к нам, чтобы мы их выслушали, а они нам хотят предоставить определенную информацию, ссылаясь на то, что по российско-французскому договору усыновленные российские дети могут оказаться воспитанниками однополых пар.

Мы приняли решение согласиться на их просьбу и поддержать их. Мы проведем совместное заседание по этому конкретному вопросу и по теме сирот в целом, тем более, что оно пройдет в преддверие принятия законопроекта по сиротам. Будем говорить о судьбе российско-французского договора и международного усыновления.

Будут и представители МИДа, у нас будут разные данные относительно усыновленных за границу детей, в частности, во Францию.

Мы собираемся принять соответствующие поправки, которые мы предлагаем применительно к семейному кодексу.

У нас возникает вопрос о судьбе договора в целом. Он хорошо составлен. Не имеет значения, будет ли ратифицировать его французская сторона. Если мы в национальное законодательство внесем необходимые оговорки, то править его не нужно. Возникала проблема переусыновления. Ее не будет. В договоре однозначно указано, что переусыновление производится в соответствии с законодательством обеих стран и возможно только после получения согласия центрального органа Российской Федерации, то есть министерства образования и науки. Естественно, что оно, руководствуясь Семейным кодексом, куда мы внесем поправки, запрещающие усыновление однополыми парами или одинокими гражданами, где принят закон, легализующие однополые браки, такого согласия не даст.

Нам очень важна позиция наших коллег из Франции относительно того, запретить ли туда усыновление вообще или ограничиться такими мерами. Моя гражданская позиция и позиция руководителя комитета по международным делам Пушкова – вообще за запрет. С другой стороны, отдавая детей гетеросексуальным парам, мы поддерживаем гетеросексуальные семьи. Может быть, для французов это важно. Но есть опасность: семья может называться гетеросексуальной, а на самом деле – однополая... Будем обсуждать.

Очень надеемся, что эта встреча позволит наладить контакт с французскими организациями, чтобы они ставили нас в известность относительно судьбы российских детей.

Одинокой матерью быть выгодно?

Мы проанализировали стандартные региональные пособия. У нас более девяти миллионов детей являются получателями региональных пособий – как правило, это дети, живущие в малоимущих семьях. На первом месте среди получателей – дети одиноких матерей.

Это самый высокий вид пособий. Он разный. В Курской области – 222 рубля, а в Московской области – 3000 рублей. Но по отношению к ежемесячному пособию на многодетных семей он в два с половиной раза выше.

В ряде регионов дети одиноких матерей имеют право на первоочередное устройство в детский сад.

Смотрите, перед какой дилеммой мы стоим. Действительно, ряд молодых семей не стали регистрировать браки именно потому, что после регистрации они получат, как и все, разовое пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет – тоже как все. Мать-одиночка получает ежемесячное пособие до достижения им восемнадцати лет, а в ряде регионов еще и до окончания им вуза. Естественно, уровень мер поддержки гораздо более весомый для семьи.

Мы провели специальный анализ: рассмотрели стандартную семью с двумя родными детьми, семью матери-одиночки с двумя детьми и семью с приемными двумя детьми. Сравнили меры поддержки, оказываемой каждой из этих типов семей. Не надо особого вида догадливости, чтобы понять: самая ущемленная в России семья – полная семья с двумя кровными детьми. Чуть побольше – семья матери-одиночки. В некоторых регионах пособие матери-одиночки в пять-шесть раз меньше прожиточного минимума. Самые большие меры поддержки сегодня у приемной семьи.

Что отсюда следует? Это есть семейная политика, пусть и не обозначенная? Конечно. Она действует через распределение мер поддержки. Такая политика приводит к деградации, к формированию искаженных отношений в семье. Вместо того, чтобы регистрировать брак, потому что это престижно, потому что это позволяет получить некую поддержку, люди предпочитают отказываться от регистрации.

Но для женщины это всегда нехорошо. Устойчивость брака – один из важнейших факторов для рождения детей. А мы концепцию рассматриваем сквозь призму воспроизводства российского населения через семейное благополучие.

Два родителя в неполной семье

Если государство хочет справиться с демографическим вызовом, оно должно создавать условия, чтобы регистрировать брак было выгодно. Это не означает отбирать пособие у одиноких. Не только не отобрать, но, может быть, сделать его более емким.

В неполных семьях помимо материального положения детей (как правило, эти семьи более бедные), более острой проблемой является обеспечение доступа второго, отдельно проживающего родителя к воспитанию ребенка. Как сделать так, чтобы родитель, с которым ребенок проживает, не отзывался оскорбительно о втором родителе, не препятствовал общению. Чтобы у ребенка не было комплекса, что у него родитель "козел" (применяется буквально такая терминология).

Государство может и должно создавать меры поддержки, стимулирующие даже при раздельном проживании родителей совместное воспитание ребенка.

Пропаганда полной семьи

Как сделать более престижной семью, где состоят в зарегистрированном браке, где дети и родители живут вместе? А если многопоколенная семья – это совсем замечательно.

Кстати, у нас за период между переписями количество многопоколенных семей выросло в два раза. Каждая третья семья – многопоколенная. Из неполных семей – каждая вторая. Одинокие родители с детьми стремятся объединяться с родственниками. Это же тоже хороший признак. Люди ищут, как уйти от рисков, связанных с воспитанием детей, уходом за детьми, обеспечением – и возрождают эти традиции.

Итак, как сделать престижной полную семью? Во-первых, пропагандой семейного благополучия. В частности, мы с вами увидим, в чем ценность полной семьи, в чем ценность регистрации брака. Мы показываем людям статистику: насколько чаще женщина, состоящая в браке, решается рожать детей.

У нас нет этой пропаганды. У нас не показаны полные семьи. У нас даже не говорят, что полная семья – это ценность.

Зато семейное неблагополучие – конфликты, раздоры, зачастую на пустом месте или там, где их можно было избежать – этого у нас очень много. У людей создается впечатление, что вокруг сплошное семейное неблагополучие. А это не так.

Пропаганда – момент важный, и никак без него не обойтись. Люди должны понимать, в чем ценность. Необходимо разъяснение – что это значит для ребенка. В конечном итоге – рождаемость, воспроизводство, воспитание хорошего ребенка в благополучной семье.

Снова об инфраструктуре: благоприятная среда

Эта мера направлена на то, чтобы была создана инфраструктурная среда. Доступность всех услуг. Люди не рожают, потому что не знают, как обеспечить все условия.

Смотрите, только начали рожать – облом с детскими садами, везде дефицит. Начальная школа – проблема хорошей школы стоит перед подавляющим большинством родителей. Есть ограничения по дополнительному образованию – а это все разновидности услуг для семьи!

Мы составили расходы и нормативный потребительский бюджет (от прожиточного минимума надо отказываться) – что нужно для семьи, чтобы она чувствовала себя благополучной? Ведь это субъективное состояние, для разного типа семей различающееся.

Инфраструктуру может обеспечить только государство. У нас очень небольшое количество граждан может построить для своих детей школу, детский сад, ресторан, чтобы проводить там досуг в выходные, боулинг, фитнесс-центр и туристический центр. А инфраструктуры семейного досуга у нас нет – все рассчитано либо на взрослых, либо на детей, и то очень отрывочно, качество сильно различается, достаточной информации нет.

Благоприятной среды у нас нет – когда родители знают и могут соотнести, что выбрать: школа, детский сад, медицинские услуги – и все это гарантированно, досуг в выходные дни.

Быстро эту среду не создать. Но до 2025 года очень серьезно можно сдвинуть ситуацию.

Не обязывать, но стимулировать

Требуется системный подход, конечно, через меры улучшения положения семьи с детьми.

Например, жилье молодым семьям. Жилищная программа ограничена в средствах. А если бы изначально в ней была заложена поддержка молодой семье? Сколько семей стоит в очереди? Государство, оказывай помощь семье, вступившей в брак, а еще лучше – имеющей ребенка! Давай ей кредит по этой программе, чтобы они могли построиться и родить второго.

А если с каждым ребенком будет списываться определенная часть ипотечного кредита (мы это тоже предложили) – регистрировать брак становится выгодно. Выбирайте – выгодно быть матерью-одиночкой с пособием или жить в зарегистрированном браке и гарантированно попадать в жилищную программу. Должно быть понятно, какие гарантии есть у семьи с одним ребенком, двумя, тремя...

Эти меры не обязывают, но направлены на стимулирование. К семнадцатому году многодетную семью можно сделать очень престижной.

В конечном итоге, все семьи создаются, чтобы рожать и совместно воспитывать детей. Рождение откладывают, потому что не хочется попадать в число бедных, хочется "пожить для себя".

Рождение ребенка не должно быть убыточно

В нашей концепции заложено, что бюджет семьи не должен после рождения ребенка быть меньше, чем до. Это возможно, если не исходить из прожиточного минимума. Прожиточный минимум семейных затрат не покрывает.

У нас до сих пор не работает такая форма налогового вычета на неработающего члена семьи, осуществляющего уход за детьми или престарелыми членов семьи. У работающего члена семьи налоговый вычет не производится. А почему? Это тоже позволяет обеспечивать уход и старшему поколению, и среднему поколению родителей, и детям.

В концепции заложено, что многодетная семья – это идеальная семья. Это наиболее устойчивый тип семьи. Среди них неполных – всего 17%. 83 – полные, состоящие в зарегистрированном браке. Разводов среди них очень мало, только в трехдетных семьях, причем даже показатель не фиксируется.

Мы собрали огромное количество предложений, ряд из них не пройдут, потому что они затратны. Наша задача была – добросовестно собрать и проанализировать в рамках задач, которые мы считаем приоритетными. Может быть, у вас возникнут другие креативные идеи, а с чем-то вы не согласитесь. Все основано на выборе. Люди должны иметь возможность выбрать тот или иной тип семейных отношений. Нет такого, что у одних отберем, а у других отдадим.

Как уговорить рожать?

Еще одна проблема: стареет возраст первородящих. Необходимо стимулировать девушек к ранним родам. Предлагается проект, согласно которому молодые мамы получают первоочередное право на поступление на подготовительные курсы и в вузы.

Я не знаю, даст ли это результаты, и лично считаю, что этот подход ошибочный. Имеющаяся у нас социология показывает, что девушки не рожают не потому, что они не могут поступить в вуз. Наоборот, если поступают в вуз, рождение детей откладывают (что разумно). Не рожают потому, что нет семейного окружения или близкие не поддерживают.

Нет и уверенности в завтрашнем дне. Многие не состоят в браке, а будущий отец тоже не поддерживает. Боятся, что не смогут вытянуть ребенка. А анализ мер поддержки показывает, что они рассуждают резонно. Нельзя обвинять женщин в том, что они не хотят рождать детей. Для этого не создана комфортная среда.

Старение первородящих неизбежно. Женщина заканчивает 11 классов, получают образование, стремятся создать хорошую устойчивую семью.

Площадка для обсуждения

Все предложения можно присылать в наш комитет, через сайт. Концепция выложена на его сайте.

Мы организовываем ряд площадок для обсуждения. Ко мне уже обратилась Новая национальная ассоциация, что на заседании Координационного совета озвучивала Людмила Ивановна Швецова – скорее всего, осенью проведем обсуждение. Обратился Союз православных женщин – Нина Борисовна Жукова – тоже определим площадку. 19 июня будет собираться рабочая группа, где мы с координационным советом будем обсуждать порядок дальнейшей работы над концепцией – площадка не очень широкая, но для журналистов мы открыты.

Я склоняюсь к тому, чтобы концепцию оставить, как есть, и дополнить концептуальными предложениями, а дальше пусть решает Правительство. Оно, к тому же, хочет заказать ряд социологических исследований, которые могут лечь в основу государственной семейной политики.

Результаты дискуссий, предложения, все данные – все будет опубликовано в интернете.

Может ли дискуссия захлебнуться и ограничиться состоявшейся презентацией и стихийным обсуждением?

Есть ли заинтересованные в этом круги? Конечно, есть. Но мы будем организовывать диалог.

Источник: Православие и мир

См. также
разделы
Партия в СМИ
Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International