Алексей Чепа: Нужно помочь Сергею Шойгу исправить чужие ошибки и вернуть военную реформу на правильный вектор
см. также ↓Председатель Совета Тверского регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, депутат Госдумы Алексей Чепа представил свое видение проблем и развития оборонного комплекса страны:
– События последних лет в Северной Африке и на Ближнем Востоке доказывают, что фактор военной мощи продолжает играть ключевую роль в мировой политике. В режиме он-лайн возникают региональные войны и локальные конфликты. Искусно инициируются зоны нестабильности и управляемого хаоса. Становятся заметны методичные попытки спровоцировать возникновение очагов напряженности в непосредственной близости от границ Российской Федерации и ее союзников. Уже не вызывает сомнений тот факт, что базовые принципы международного права в сфере международной безопасности перестали работать.
В условиях мирового экономического кризиса некоторые государства и блоки предпочитают решать свои проблемы путем милитаризации экономики и силового давления. Все громче раздаются голоса о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения.
В данном контексте позволю себе процитировать Президента: "Мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью". Страна не только заявляет об этом, но и приступила к беспрецедентным в нашей современной истории действиям. В настоящее время в России приняты и реализуются программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В общей сложности в предстоящие 10 лет на эти цели будет выделено порядка 23 триллионов рублей. Многие задаются вопросом – на что конкретно должны быть потрачены эти огромные средства?
Вероятность ядерной войны двух крупнейших военных держав сегодня близка к нулю. Всем понятно, что это станет концом для человечества. Однако нужно понимать, что по мере массового принятия на вооружение высокоточных неядерных средств большого радиуса действия они заменят атомную бомбу в роли основного ударного фактора. Определяющими для обороноспособности станут военные возможности в космическом пространстве. Таким образом, правильным нужно понимать прогноз о плавном снижении роли баланса ядерных сил в сдерживании агрессии и хаоса.
В своей программной статье перед мартовскими выборами 2012-го года Владимир Путин определил важнейшим приоритетом государственной политики "...вопросы обеспечения динамичного развития Вооруженных Сил, атомной и космической промышленности, ОПК, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследовательских программ".
Последние годы финансовые возможности государства позволили сделать для Вооруженных Сил больше, чем за два предыдущих десятилетия. Полным ходом шла военная реформа. Высшим руководством государства был задан правильный вектор для движения в этом направлении.
Как исполнялись разумные решения прежними "начальниками" военного ведомства? Ни для кого не секрет, что в армии и обществе накопилась масса нареканий к форме и методам реформирования. Остается огромное количество вопросов о рациональности использования выделенных средств. Нелицеприятные для власти вопросы приходится получать как из таежных гарнизонов, так и из образцово-показательных соединений, дислоцированных под столицей.
Сейчас очевидно, что Правительство не дотягивает до высокой планки, которую задал Президент в своих майских указах прошлого года. Такое словосочетание как "нерешенные проблемы Российской армии" по-прежнему остается клише, как в прессе, так и в умах населения и самих военнослужащих.
Сегодня ясно, что на уровне главных исполнителей были допущены небрежность и равнодушие в отношении военных людей, коллективов, организаций, институтов и учреждений. Попраны многовековые традиции русской Армии. Уровень компетенции бывших руководителей ряда подразделений Министерства обороны вообще неловко обсуждать в присутствии офицеров и генералов.
Однако с приходом нового министра стали видны качественные изменения, как в целостном подходе к военной реформе, так и в точечном внимании к ее проблемам. Наша сегодняшняя задача – оценить достаточность принятых новым руководством Минобороны решений для устранения тяжелого наследства гражданского менеджмента. Совместными усилиями мы должны помочь Министру обороны, генералу армии Сергею Кожугетовичу Шойгу, в максимально короткие сроки исправить чужие ошибки и вернуть реформу на правильный вектор развития.
Стратегическое планирование
В майском указе №603 Президент Владимир Путин обозначил в 2012 году необходимость "создания качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственных программ вооружения".
В начале 2013 года под руководством министра обороны Сергея Шойгу впервые был подготовлен и представлен Президенту подробный план обороны страны, который в народе уже окрестили "планом Шойгу", где учтены все программы, связанные с национальной обороной, стратегические перспективы на десятилетия вперед, план перевооружения. И это свидетельство нового системного видения военной практики и стратегии, в отличие от несистемного подхода Анатолия Сердюкова.
Ранее военная политика строилась на основе Военной доктрины. Последняя такая доктрина была утверждена в 2010 году, и ее необходимо было обновить, развить, скорректировать, закрепить новые подходы. "План Шойгу" был утвержден Президентом в феврале 2013 года. Он закрепил положения, озвученные в указе 603 и программных статьях. Теперь армия и общество находятся в ожидании воплощения этого плана.
Традиционное вооружение
Главнокомандующий России не раз говорил, что "...никакая "точечная" закупка военной техники и оборудования не может заменить нам производство собственных видов вооружений, а может служить лишь основой для получения технологий и знаний..."
Как показывает мировая практика, все ключевые поставщики глобального рынка вооружений, одновременно являются и покупателями отдельных систем, образцов, материалов и технологий. Это позволяет быстро решать неотложные задачи в сфере обороны и стимулировать отечественного производителя.
Солидарен с Президентом. Чтобы действительно повысить обороноспособность страны, нам нужна самая современная, лучшая в мире техника, а не "освоенные" миллиарды и триллионы. Недопустимо, чтобы армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причем оплаченных за государственный счет.
Мы должны признать, что чуть было не вовлеклись в массированную закупку иностранного вооружения. Вместо того чтобы вложить деньги в военные судоверфи России, мы отдаем миллиарды долларов за вертолетоносцы французского происхождения. Зачем? Это уму непостижимо! Кто сможет объяснить закупки стрелкового вооружения, когда страна обладает конкурентными опытными образцами? Уже начинались и вполне конкретные разговоры о контрактах на поставки боевых машин пехоты...
Объяснение здесь одно – кто-то очень не хотел работать. Очевидно, что купить оружие на рынке куда легче, чем реанимировать отечественный ОПК. Но это ущербная политика. Все государственники это понимают.
И еще одна проблема, которую я пытался в свое время донести до Сердюкова, но он меня не услышал. При существующей структуре управления (министерство – служба – агентство) функциями правового регулирования наделены только министерства. Оборонно-промышленный комплекс своего министерства не имеет, в результате – все предложения по законодательному обеспечению ОПК реализуются неэффективно.
Новое оружие: Киберпространство, ВКО
В своей программной статье "Быть сильными" Владимир Путин говорил о том, что "Большое, если не решающее, значение в определении характера вооруженной борьбы будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь, – в киберпространстве".
Известно, что создание специальной государственной стратегии по безопасности в электронных сетях обсуждается давно. Полгода назад Президент поручил ФСБ заняться вопросами компьютерной безопасности и предупреждения кибератак.
В США, тем временем, Пентагон в пять раз увеличивает численность военного спецподразделения по кибербезопасности с 900 до почти пяти тысяч сотрудников. Киберкомандование будет заниматься защитой сетей, отвечающих за электроэнергию и всю инфраструктуру США, за оборону сайтов Пентагона от вторжения. Спецгруппа готова атаковать потенциальных врагов в киберпространстве, в числе которых называются Иран, Китай, Россия и террористические организации. При этом за каждым потенциальным противником закреплена особая команда специалистов.
В США предусматривается создание трех типов подразделений: сил по защите национальных компьютерных сетей, которые отвечают за работу электростанций и других объектов инфраструктуры, "боевых сил" – они будут отвечать за наступательные кибератаки за рубежом, а также "силы киберзащиты" для компьютерных сетей Пентагона.
Мы предлагаем создать аналогичное подразделение в Российской армии, которое должно быть готово вести войну в виртуальном мире. Нужно создать силы по защите национальных компьютерных сетей, "боевые силы" – для активных военных действий и "силы киберзащиты" для военных ведомств. В данном направлении наша фракция также готова взаимодействовать, у нас уже есть предложения и наработки, которыми мы готовы поделиться.
В указе Президента №603 говорится, что Правительству необходимо обеспечить развитие: "средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы".
Есть положительное движение в этом направлении – в 2013 году Роскосмос и Минобороны России завершат работы по созданию новой российской системы спутниковой разведки "Лиана", которая будет состоять из четырех новейших спутников радиолокационной разведки (два "Пиона" и два "Лотоса"). Военно-воздушные силы получат ракеты для ударов по наземным и надводным целям с наведением по ГЛОНАСС. Ракетный комплекс "Ангара" будет запущен в следующем году.
Однако, это – точечные решения комплексной проблемы отставания России в технологическом плане, в том числе в космической отрасли, в которой раньше мы были впереди планеты всей. Тот же самый ГЛОНАСС используется сейчас для слежки за депутатами, а не для масштабных разведывательных и оборонных операций, потому что не "тянет". А если сравнить систему наблюдения за околоземным пространством в США и у нас – то очевидно, что США могут, например, предсказать точное время и место падения метеоритов даже в четыре раза меньших, чем тот, что упал в Челябинске. А это ведь даже не военная задача. Нужны инновации, комплексный подход к их внедрению. А затем нужно поднимать промышленность.
ОПК
В президентском Указе от 7 мая 2012 года "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" прямо говорится о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа; создании системы, направленной на совершенствование управления экономической деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации производственных процессов, позволяющих использовать передовые технологии, в том числе зарубежные для создания качественной продукции.
Мировая история доказывает, что ОПК является локомотивом всего национального промышленного комплекса и может "вытащить" национальную промышленность в целом. После многочисленных коррупционных скандалов, перетряхнувших министерство обороны, разрешение вопроса прозрачности и антикоррупционности гособоронзаказа является одним из самых актуальных сегодня. Эта же задача поставлена в майском 2012 года Указе Президента, цитирую: "расширение практики проведения открытых конкурсов и аукционов в рамках реализации государственного оборонного заказа и повышение ответственности за нарушение требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа", а также "совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа и ценообразования в отношении продукции военного назначения".
Вопросы прозрачности госзаказа, сотрудничества военных и ОПК – это одни из самых острых вопросов, доставшихся в наследство Сергею Кужугетовичу. Эксперты признают, что прозрачность госзакупок в последние годы заметно снизилась и недавние скандалы с оборонзаказом показали только верхушку айсберга. В 2011-2012 годах гособоронзаказ едва не оказался под угрозой срыва из-за ценовых разногласий. Сергей Кужугетович заявлял, что проблема в том, что все это время министерство вынуждено было отчитываться по затратам, в то время как его задачей является формирование заказа на количество и качество вооружений. Мы приветствуем идею вывести подробную бухгалтерию из сферы ответственности военного ведомства. Выходом из этой ситуации может стать передача расчета стоимости госзаказа другим ведомствам, будь то военно-промышленная комиссия, или, как предлагают некоторые эксперты, Федеральная служба по тарифам, Минфин или Минэкономразвития.
Надо только иметь в виду, что в таком случае важно правильно соблюсти баланс интересов. Важно, чтобы такое промежуточное звено не оказалось "крайним" в битве за стоимость заказа либо чтобы само Минобороны не стало заложником ситуации, когда оно не имеет возможности влиять на производителей, на качество выполнения заказа, не имеет выбора.
Ведомство, кто бы это ни был в конечном итоге, которое будет производить расчеты, должно действовать открыто, насколько это позволяет сама специфика оборонки. Мы предлагаем создать при данном ведомстве экспертный совет, который стал бы центром рыночной оценки и помог бы соблюсти равновесие. Самое важное, что члены экспертного совета должны не изображать "свадебных генералов", а реально оценивать предполагаемые сделки на предмет коррупционности. Для этого в совет должны войти депутаты Госдумы в равном количестве от всех парламентских партий, только в этом случае удастся соблюсти соответствующий уровень неангажированности и репрезентативности, а статус депутатов ГД обеспечит необходимый уровень секретности для работы такого уровня. Во фракции СР есть опытные специалисты, способные справиться с такой задачей. Уверен, что такие люди найдутся и в других фракциях. Начать подобное взаимодействие возможно с создания совместных рабочих групп ответственных сотрудников Минобороны и депутатов Госдумы.
Депутаты нашей фракции готовы активно участвовать в работе такого центра. У нас большой актив профессионалов, знания и опыт которых пригодятся, чтобы полномасштабно развернуть реформу ОПК. В свое время мы предлагали экспертную помощь Сердюкову, но он нас не услышал. Теперь всесторонне надеемся на вас.
В феврале 2009 года во время "правительственного часа" с участием Анатолия Сердюкова Николай Левичев предложил взаимодействие тогдашнему министру обороны в формате рабочих групп, в том числе по "пиар-компоненте". Однако господин Сердюков проигнорировал наши предложения. Результат отношения общества к военной реформе налицо.
Сегодня мы также готовы предложить взаимодействие в данном направлении, в том числе путем расширения рядов Общественного совета для популяризации реформ и разъяснения сложных моментов и отслеживания их качественных изменений. Опять же подчеркну, что кадровый резерв в нашей фракции есть и для этих задач.
Считаю, что должна быть создана действенная вертикаль управления ОПК России. В целом фракция СР считает – необходимо поставить ОПК под жесткий парламентский контроль.
Военное строительство
Не секрет, что потенциал развития прежней военной структуры, доставшейся нам от СССР, полностью исчерпан. Понятно, что ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши Вооруженные Силы как дееспособный организм.
Именно поэтому Министерству была поставлена задача строительства армии современного типа. Наши вооруженные силы должны были стать мобильными, находящимися в состоянии постоянной боевой готовности.
Это трудоемкий процесс, который под силу лишь сплоченному коллективу профессионалов. К сожалению, экс-министр Сердюков дистанцировался от армейской среды, окружил себя гражданскими специалистами, неспособными в силу гендерных особенностей различать задачи ВВС и ПВО. В том числе и с этим связаны ошибки, обиды, претензии, потеря обороноспособности по целому ряду направлений.
Военное строительство последних лет свелось, главным образом, к сокращению и слиянию. Главное, что предлагалось – наряду с изменением нарезки округов, структуры видов и родов войск, сокращением срока службы по призыву – переход на бригадную основу формирования Вооруженных Сил. Но даже при этом остается огромная недоукомплектованность рядовым и сержантским составом, которая доходит до 50%.
В качестве основной тактической единицы бригада была выбрана исходя из нашего опыта войны в Афганистане, на Северном Кавказе и других "горячих точках". В современных условиях вместо полков и дивизий эффективно показали себя именно мобильные боевые и штурмовые группы, усиленные авиацией, другими средствами поддержки. Поэтому задумано все было правильно.
Предполагалось, что более компактная по численности, чем дивизия – новая бригада будет обладать большей ударной мощью за счет значительно возросших сил огневого поражения и обеспечения – артиллерии, ПВО, разведки, связи и т.д. В идеале бригада способна действовать как автономно, так и в составе других соединений.
Прежним руководством идея не была воплощена в должной мере. Результатом четырехлетней реформы армии и флота явилось острая нехватка личного состава даже в соединениях и частях постоянной боевой готовности!
А ведь еще весной 2012-го (год назад) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил заявлял об успешной подготовке всех бригад, о сдаче всех нормативов и проведенных учениях. Для чего тогда было всего через несколько месяцев создавать батальонные группы? Где боеготовые бригады?
Офицеры продолжают уходить из армии. В результате "среднее звено" опытных командиров оголено. Уходят контрактники.
Опять констатирую правильный вектор и ненадлежащее исполнение. Министру Шойгу предстоит довести качество воплощения до идеального. В ближайшее время стратегически важно выйти на необходимые стандарты, иначе мы окажемся уязвимы перед современными армиями, которые в большинстве нам совсем не союзники.
Среди причин неудач сейчас называют "эксцессы исполнителей", недостаточное информационное сопровождение, отсутствие каналов "обратной связи", формальное исполнение директив. Задача Сергея Шойгу в спешном порядке выявить эти "проблемные точки" и скорректировать те или иные решения. Что-то уже сделано и за это Сергею Кожугетовичу благодарны в Армии, однако последствия волюнтаристских решений команды Сердюкова необходимо скрупулезно исправлять до последней запятой, иначе мы не добьемся должного эффекта. Вот лишь один пример, поскольку я глубоко погружен в тематику. Речь о чуть было не ликвидированной Академии Военно-Космической обороны им. маршала Жукова Г.К.
Военное образование
Решение Сергея Шойгу о сохранении ряда старейших военных учебных заведений, в том числе и Военной академии воздушно-космической обороны им. Г.К.Жукова (г. Тверь), не только сохранили от разрушения школу подготовки кадров с высшим военным образованием для воздушно-космической обороны, но и укрепили доверие офицерского состава к шагам, предпринимаемым новым министром по реформированию Вооруженных Сил.
В перспективную сеть военно-учебных заведений, утвержденную генералом армии Шойгу, тверская Академия им. Жукова включена как самостоятельное военное учебное заведение, образующее совместно с Ярославским высшим зенитным ракетным училищем единый комплекс подготовки офицеров для воздушно – космической обороны.
Сейчас я подхожу к необходимости скрупулезно искоренять решения команды Анатолия Сердюкова. На примере Жуковки понятно, что зачищать последствия нужно от первой до последней бумажки. Объясняю: быстрому восстановлению потенциала тверской Академии военно-космической обороны мешают действующие решения прежнего руководства. А именно:
1. До настоящего времени не отменено Распоряжение Правительства №1942–р от 18 октября 2012 г., в соответствии с которым академия подлежала ликвидации.
2. Не отменены Указания ГШ ВС РФ от 9.08.2012 года № 314/10/3609, предусматривающие сокращение 45 % должностей профессорско-преподавательского состава.
Указанные обстоятельства препятствуют возвращению на работу высококвалифицированных преподавателей, уволенных в конце декабря 2012 года.
Планируемое увеличение штатной численности профессорско-преподавательского состава на 10–15 человек и набор в адъюнктуру и докторантуру 10–12, не позволяют говорить о серьезных мерах по восстановлению Академии, как ведущего центра подготовки кадров для воздушно-космической обороны России и специалистов ПВО зарубежных государств.
Поэтому я попросил Сергея Шойгу инициировать рассмотрение в Правительстве вопроса об отмене Распоряжения №1942-р от 18 октября 2012 г., а также рассмотреть вопрос о восстановлении штатной численности профессорско-преподавательского состава академии, существовавшей до выхода Указаний предыдущего руководства Генерального штаба.
Тверскую Академию ВКО я привел в качестве примера лишь потому, что являюсь депутатом от Тверской области, бываю в Академии, знаю о проблеме не понаслышке. Берусь предположить, что точно такие же барьеры есть у всех высших учебных заведений, которые вы абсолютно верно решили спасти от ликвидации.
Также я обратил внимание министра обороны о необходимости исполнения решения о сохранении Михайловской военной артиллерийской академии, Военной академии войсковой ПВО ВС РФ Челябинского высшего военного училища штурманов, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, Краснодарского высшего военного училища.
Эти учебные заведения наряду с Военной академией воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова утверждены министром обороны как самостоятельные образовательные учреждения в перспективной сети военно-учебных заведений. Я уточнил, чтобы решения Сергея Шойгу в отношении этой перспективной сети заработали, нужно в срочном порядке отменить действующее решение об их ликвидации.
Наука
С сокращением военной науки сердюковские реформаторы поставили под угрозу будущее Вооруженных Сил, поскольку именно ученые, заглядывая на десятилетия вперед, определяют содержание возможных войн и конфликтов, требования к перспективному вооружению. Сократив научно-исследовательские и образовательные учреждения Министерства Обороны, мы заложили мину замедленного действия под будущую мощь наших Вооруженных Сил.
В ходе реформы, наряду со строевыми частями "невосполнимые потери" понесли и продолжают нести – образовательные учреждения, военная наука и медицина. Благодаря модернизаторам сердюковского призыва под угрозой полного исчезновения продолжают оставаться школы подготовки высококвалифицированных военных кадров по многим направлениям. Разрушен институт военной приемки.
Аутсорсинг
"Оптимизаторы" Российской Армии постарались избавить военных от всех, якобы несвойственных им, функций – хозяйственных, бытовых и прочих. Для этого был использован очень логичный и разумный довод о минимизации отрыва от боевой учебы. Конечно, учитывая срок по призыву в 12 месяцев, – это кажется единственным способом сделать из новобранца подготовленного бойца.
На поверку оказалось, что не боевая подготовка призывников владела помыслами организаторов. Очень уж доходными оказались услуги аутсорсинга, которые оплачивались из государственного бюджета фирмам, близким к чиновникам из команды Анатолия Сердюкова.
Правильно ли мы поступили, позволив отлучить солдата от кухни? Запретив самостоятельно следить за территорией военной части, техникой, одеждой? Это большой вопрос. Что будет делать наша мобильная бригада при высадке в полевых условиях на враждебной территории? Без гражданских специалистов личный состав не сможет устранить элементарную неисправность техники. Мы можем получить завшивленное и голодное подразделение на неисправных машинах. Это ведь курам на смех! Что о раненых, так по задумке Сердюкова, наверное, карета скорой помощи по вызову должна была приезжать к бойцам на поле боя. Военную медицину он собирался искоренить как институт. Уверен, многое здесь нужно пересмотреть в сторону российско-советских традиций автономного существования Армии.
Мы положительно относимся к новой системе по ремонту военной техники, в частности, к перспективе сквозных контрактов, предложенной Сергеем Шойгу. Речь о капитальном ремонте и заводском браке. Сегодня отремонтированная техника зачастую выходит из строя в течение месяца – это показали февральские проверки, которые провело Минобороны. То есть, очевидно, что существующая система крайне неэффективна. Как сказал Сергей Шойгу: "Самое главное то, что технику должен ремонтировать тот, кто ее изготовливает".
Многие эксперты считают, что неясно, как технически будет реализована эта концепция. В Советском союзе обслуживание единицы техники могли осуществлять несколько разных заводов за счет стандартизованности всего ОПК. Сегодня же следует тщательно продумать варианты того, как производители будут осуществлять эти работы. Хотелось бы, чтобы не доходило до глупостей, когда, например, ремонтные мощности располагались бы за тысячи километров от места дислокации техники.
Также в связи со сквозными контрактами у многих экспертов вызывает беспокойство то, что не существует пока наработанных методов и практик расчета стоимости жизненного цикла военной техники. Никто раньше не занимался подобными расчетами по имеющейся технике. А будут ведь создаваться новые образцы техники, которые ранее даже не эксплуатировались. Плюс надо будет учитывать перспективы, экономическую ситуацию, инфляцию, наконец, на двадцать-тридцать лет вперед.
В связи с этим есть опасение, что вопрос о цене все равно выйдет для Минобороны на первый план, как бы военные ни пытались откреститься от ценообразования и экономических расчетов. Потому что цены, скорее всего, получатся баснословные.
Поэтому хочется подчеркнуть, что заключение сквозных контактов и работа в новой системе потребует серьезной экспертной оценки и просчета. Надо искать, привлекать экспертов, экономистов, ученых, смотреть опыт других стран. Например, в США и Англии расчеты по стоимости проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства для оборонки, являются открытыми. Известны сроки, доли, суммы. Проекты у них осуществляются в среднем на 7-15 лет. Такой опыт может быть полезен нашим чиновникам от минобороны.
Социальная проблематика
Важнейший вопрос – судьба военных городков и тысяч людей, которые в них живут. А это – бывшие военнослужащие и их семьи, пенсионеры, гражданские специалисты, словом, те, кто отдал Армии и стране не один десяток лет своей жизни.
Недопустимо, когда такие поселки со всеми их проблемами просто "сбрасываются" с баланса Минобороны на плечи регионов и муниципалитетов. Нужно провести самую тщательную инвентаризацию недвижимого имущества Вооруженных Сил, которое подлежит передаче гражданским властям. Другими словами, жилые дома, детские сады, объекты ЖКХ – все это хозяйство Минобороны должно передаваться муниципалитетам в отремонтированном состоянии, пригодном к эксплуатации и, подчеркну, вместе с финансовыми ресурсами на текущее содержание.
Еще раз позволю себе привести пример из собственной практики. В Андреаполе Тверской области военные покидают аэродром. Они оставляют после себя целый комплекс зданий и сооружений. Брошенный на произвол судьбы Дом офицеров уже разграблен вандалами.
Воинская часть базировалась здесь в Андреаполе со времен Великой Отечественной войны, а с 1956 года здесь, на ближних подступах к Москве, разместился 28-й гвардейский ленинградский ордена Кутузова 3-й степени истребительный авиаполк. Благодаря военным в Андреаполе появились современные дома, хорошие дороги, мосты. Сейчас в силу определенных геополитических причин, наш андреапольский аэродром перестал быть нужным военным и встал вопрос о судьбе его и сопутствующей инфраструктуры.
Администрация Андреапольского района заявила, что район возьмет на баланс все, что останется от армии. Помимо взлетного поля это – казармы, ангары, дома, в которых проживают семьи военнослужащих... Но если жилые дома район еще потянет, то судьба аэродрома, казарм и ангаров вызывает беспокойство. Для того чтобы вся эта инфраструктура нашла себе новое применение, необходимы инвесторы, а с ними в Андреаполе совсем плохо. Из значимых предприятий в районном центре фактически остались только Хлебокомбинат и Фарфоровый завод. Даже Леспромхоз и тот закрылся.
Потеряв работу, обслуга андреапольского военного аэродрома, скорее всего, пополнит ряды безработных. Возможно, безрадостная судьба ожидает также и сам аэродром с его казармами и ангарами. Не хотелось бы, чтобы печальную судьбу разграбленного Дома офицеров повторила и прочая оставляемая военными инфраструктура.
Андреапольский военный аэродром и тысячи других подобных объектов в стране не должны быть заброшены и разграблены! Тем более что в конкретном случае речь идет не об объекте, затерявшемся где-то в безлюдной тундре. Находясь в Европе, вблизи от западной границы России, Андреапольский район обладает необходимым потенциалом для того, чтобы стать привлекательным для туристов. Здесь сохранились экологически чистые леса, реки и озера, одно из которых даже имеет известную европейцам легенду о якобы обитающем в его водах живом динозавре. Уже построенные на Андреапольщине армейские казармы могут после реконструкции превратиться в уютные гостиницы. А бывший военный аэродром Андреаполя мог бы принимать воздушные суда с гостями Верхневолжья.
Вообще, считаю, что приняв решение о ликвидации того или иного военного объекта, государство должно заботиться о реорганизации его инфраструктуры, чтобы вложенные в этот объект народные миллионы и миллиарды не были превращены в никому не нужный хлам. Поэтому нам просто необходим закон о реорганизации бывших военных объектов! И я, как депутат Государственной Думы, намерен инициировать разработку такого закона.
Повторюсь – с чего начал. Мы должны оперативно оценить достаточность принятых новым руководством Минобороны решений для устранения тяжелого наследства. Полгода очень короткий срок для такой масштабной работы по исправлению "ошибок Сердюкова", которая предстоит Шойгу и его соратникам. Мы все должны оказать всемерную поддержку новому руководству. Популярность министра в армии дала время на раскачку, но любая популярность должна подкрепляться реальными шагами.
Конкретными действиями на ближайшее время должно стать выполнения Указа президента от 7 мая 2012 года в части подготовки предложений:
1. по созданию подведомственных Правительству Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по размещению государственного оборонного заказа и контролю за его исполнением;
2. по уточнению Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения;
3. по созданию единой информационной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного назначения для их использования при создании инновационной продукции двойного и гражданского назначения;
4. по совершенствованию системы профессионального образования работников организаций оборонно-промышленного комплекса, повышению уровня жизни этих работников, а также по строительству для них жилых помещений.
Считаю, что Правительство РФ не выполнило в этой части Указ Президента "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса".
Напомню, что сроки для подготовки предложений были определены до конца 2012-го года.